Анализ расчетно-кассовых операций коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, предмет и объект исследования в данной теме обусловили основную цель работы. Она заключается в анализе расчетно-кассовых операций коммерческого банка, выявлению проблем и формулировке рекомендаций по повышению экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
– изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
– проанализировать и дать оценку расчетно-кассовым операциям в анализируемом коммерческом банке;

Оглавление

Введение …...3
Глава 1 Теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 5
1.1 Экономическая сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций…………………………….
1.2 Организация расчетно-кассовой работы в банке 10
1.3 Выбор методики оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях 20
Глава 2 Анализ и оценка расчетно-кассовых операций на примере ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 23
2.2 Анализ величины доходов от расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ» ..25
2.3 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»………………………………………..27
Глава 3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»……………………………………………………………………..40
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций………...…40
3.2 Направления повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций 44
Заключение 49
Литература 51
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Ващенко А.Е. Ф-01-10.docx

— 114.17 Кб (Скачать)

Среднедневной остаток средств  на счетах клиентов

Всего

количество клиентов, ед.

объем среднедневных остатков средств на счетах, тыс. руб.

кредитовый оборот по счетам клиентов тыс. руб.

Рублевые расчетные, текущие  счета:

     

Неработающие счета

-

-

-

Менее 50 тыс. рублей

756

5920

2135143

От 50 до 100 тыс. рублей

25

3145

1607524

От 100 до 500 тыс. рублей

15

6352

2567466

От 500 тыс. до 1 млн. рублей

7

8900

3898777

От 1 млн. до 5 млн. рублей

-

-

-

От 5 млн. до 10 млн. рублей

-

-

-

От 10 млн. до 30 млн. рублей

-

-

-

От 30 млн. до 100 млн. рублей

-

-

-

Свыше 100 млн. рублей

-

-

-

Итого

803

24317

10208910


 

Как показано в таблице  6 количество предпринимателей без юридического образования составило в 2010 г. 803 ед., объем среднедневных остатков средств на счетах составили 24317 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 10208910 тыс. руб.

Далее рассмотрим динамику объема документооборота в ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в 2010 г.

В ОАО «БАНК УРАЛСИБ» документооборот в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличии соответствующих корреспондентских отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в табл. 7 и 8.

Таблица 7

Динамика объема документооборота ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

Наименование показателя

Год

2008

2009

2010

Количество платежных  поручений, всего

100

100

100

в том числе

     

– проходящих через ГРКЦ

62

61

59

– проходящих напрямую по корсчетам

38

39

41


 

Динамика объема документооборота в период с 2008 г. по 2010 г. в разрезе платежных поручений возрос с 9300 до 11800 или на 26,9 процента. Количество инкассовых поручений и требований в 2010 г. по сравнению с 2008 г. также возросло. Темп роста составил 17 процентов.

Однако, в 2009 г. произошло снижение количества инкассовых поручений и требований до 3250, что меньше аналогичного показателя 2008 г. на 850.

Платежи клиентов банка в  основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский  счет другого банка (при наличии соответствующих корреспондентских отношений). В период с 2008 по 2010 год изменилась структура платежей. В 2008 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2009 году соответственно – 61% и 39%, а в 2010 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции.

 

Таблица 8

Динамика платежных поручений  ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

Наименование показателя

Год

2009

2010

Темп роста количества платежных поручений, всего

110,22

115,12

в том числе

   

– проходящих через ГРКЦ

108,62

111,43

– проходящих напрямую по корсчетам

112,86

121,01


 

Темп роста платежных  поручений ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в 2009 году составил 110,22%, а в 2010 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2009 году составил 108,62%, а в 2010 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2009 году составил 112,86%, а в 2010 году 121,01%.

Необходимо отметить, что  количество платежных поручений, проходящих через корсчета банков-корреспондентов, увеличивалось более быстрыми темпами, чем по необработанным документам. Для этого оценим количество и долю необработанных документов, а также выявим причины, по которым документы не были обработаны.

Сведения о количестве и динамике необработанных документов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» приведены соответственно в таблице 9 и таблице 10.

 

 

 

 

 

Таблица 9

Сведения о количестве необработанных документов

Наименование показателя

Год

2008

2009

2010

Количество платежных  документов, всего

2068

3400

3865

Количество необработанных документов, всего

660

567

665

в том числе

     

– из-за ошибок в оформлении

360

200

288

– из-за отсутствия средств на счете клиента

300

367

377


 

Как показано в таблице 9 количество платежных документов всего в 2008 г. составило 2068, в 2009 г. – 3400, в 2010 г. – 3865, из них количество необработанных документов составило в 2008 г. – 660 документов, в 2009 г. – 567, в 2010 г. – 665 документов.

Доля необработанных документов в течение анализируемого периода  варьировалась незначительно и  находилась в пределах 4–5% от общего числа документов.

Таблица 10

Динамика количества необработанных документов

Наименование показателя

Год

2009

2010

Темп роста количества необработанных документов, всего

99,39

113,43

в том числе

   

– из-за ошибок в оформлении

98,21

114,55

– из-за отсутствия средств на счете клиента

100,27

112,60


 

Темп роста количества необработанных документов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в 2009 году составил 99,39%, а в 2010 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2009 году составил 98,21%, а в 2010 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2009 году составил 100,27%, а в 2010 году 112,60%.

Наиболее быстрыми темпами  растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций  и организаций, относящихся к  прочим секторам экономики. Причины  заключаются в большом количестве данных предприятий, находящихся на обслуживании в банке. К тому же происходит увеличение объемов производства по данным отраслям экономики.

На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц ОАО «БАНК УРАЛСИБ» находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания преодолевать возникающие проблемы.

К одной из таких проблем  можно отнести медленное внедрение  новых технологий, технологическое  отставание от банков конкурентов. Банку  приходится ежедневно обрабатывать тысячи, а иногда и десятки тысяч  платежных поручений. От оперативности  этого процесса зависит репутация  банка, а в конечном итоге, и его  положение на рынке.

 

3. Совершенствование  расчетно-кассовых операций в  ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

3.1 Концептуальные  основы стратегии повышения экономической  эффективности проведения расчётно-кассовых  операций в ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

Функционирование надежной системы расчетов является одной  из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В  сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот  банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.

Внедрение электронного документооборота позволило значительно сократить  время прохождения платежей. Это стало возможным благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных документов). Преимущество данной технологии заключается в том, что отправка файлов на ТРЦ может происходить в течение всего дня, т.е. списали определенное количество платежных поручений – отправили в расчетный центр и так несколько раз в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя «день в день» [37, c. 5]

В плане получения зачисления на счета клиентов все происходит аналогично:

-       Получение файла из ТРЦ;

- Проверка на целостность ЭЦП и расшифровка;

- Формирование единого файла входящих платежных документов;

- Обработка файла бухгалтерией;

- Передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления;

- Зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).

К файлам с ЭПД прилагается  выписка, которую ТРЦ формирует  для филиала два раза в день:

– промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут);

– окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)

Также существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.

При такой технологии (она  носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.) [32, c. 32]. Главное преимущество – это отсутствие ручной обработки информации.

Единственным недостатком  данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность  быстрой его адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных  условиях для того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.

Кроме внедрения описанной  системы для ускорения расчетов следует использовать систему «Клиент + Банк».

При помощи системы «Клиент + Банк» клиент сможет не выходя из своего офиса [20, c. 15]:

1) Подготавливать платежные  документы и отправлять в банк  при помощи модема, подключенного  к своему компьютеру;

2) файлы.

Пакет документов банка может  содержать:

– извещения о прохождении платежных документов;

– заказанные выписки по счетам;

– курсы валют, установленные ЦБ;

– любые текстовые и прочие файлы.

Система «Клиент + Банк» это [26, c. 40]:

– программные средства для набора и хранения платежных документов;

– различные типы документов, от простых текстовых сообщений в произвольной форме до сложных форматов платежных и других документов.

Система построена по принципу наращиваемости, – то есть базовая система обработки электронных документов «умеет» обрабатывать всего несколько простейших типов документов, а все остальные, – платежные поручения, требования, ордера, выписки и т.д. – реализованы подключаемыми к системе обработки электронных документов модулями. Соответственно, если изменился порядок работы с каким-либо типом документов, обновлять необходимо только соответствующую компоненту, а не всю систему обработки документов [36, c. 280]. Криптосистема используется для электронной подписи документов (что гарантирует защиту электронных документов от подделки) и зашифрования - расшифрования (что гарантирует защиту информации от просмотра, даже если она передается по открытым каналам связи).

Информация о работе Анализ расчетно-кассовых операций коммерческого банка