Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

∆ВПф >Рф, (1) где

∆ВПф-прирост  валовой прибыли за счёт факторинга,

Рф-совокупные расходы  по факторингу.

Прирост валовой  прибыли определяется по формуле:

∆ВПф= d*СП*Квп/с, где

СП - сумма поставки или выручка по отгрузке;

d - размер финансирования  по факторингу в долях;

Квп/с – коэффициент, отражающий отношение валовой прибыли  к себестоимости реализованной  продукции.

При этом, оптимальный  лимит финансирования финансирования определяется по формуле: 

Лопт=(Дт-Кт)*dmax,(2) где

Дт-текущая дебиторская  задолженность;

Кт-текущая кредиторская задолженность;

dmax- максимальный  возможный объём финансирования  по факторингу.

Данная модель достаточно проста и позволяет быстро рассчитать экономический результат  внедрения факторинга на предприятии (прирост валовой прибыли).

С другой стороны, она не учитывает те изменения, которые  происходят на предприятии, а именно – снижение кредиторской и дебиторской  задолженности, ускорение оборачиваемости  оборотных средств, повышение рентабельности, платёжеспособности и ликвидности  предприятия. Таким образом, данная модель подходит для первичной оценки эффективности от внедрения факторинга, для более глубокого анализа  необходимо учесть в модели динамическую сущность соответствующих показателей  и коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости).

·  Потери в результате вероятной просрочки дебиторов (возникновения безнадёжных долгов) сопоставимы с выручкой предприятия. При использовании классического факторинга с регрессом в случае значительной просрочки (сверх периода ожидания) долг дебитора гасит клиент. Соответственно, у него должна быть возможность покрыть просрочку за счёт прочих денежных поступлений. При высокой вероятности безнадёжных (сомнительных) долгов целесообразно использовать факторинг без регресса или поручительство за дебиторов.

·  Дополнительные услуги, предоставляемые факторинговой компанией помимо финансирования, могут значительно повысить эффективность деятельности предприятия. При этом следует рассчитать выгоды за счёт делегирования функции управления дебиторской задолженности фактору; получения услуг по анализу платёжеспособности дебиторов и страхованию рисков. Как правило, данные услуги выгодны крупным предприятиям, где работой с дебиторами занимаются целые отделы.

·  Краткосрочное кредитование является более дорогим продуктом и менее гибким по сравнению с факторингом.

Данные рекомендации являются универсальными и подходят для определения потребности  в классическом факторинге с финансированием  и регрессом. Если предприятие занимается внешней торговлей, то ему подойдёт внешний факторинг (импортный или  экспортный). При выявленной потребности  в факторинге и невозможности  подписать уведомление о переуступке  у дебитора предприятию может  быть рекомендован скрытый факторинг. Для страхования риска неплатежа  по новым дебиторам подходит форма  поручительства за дебитора. В качестве отдельных факторинговых услуг  могут выступать административное управление дебиторской задолженностью и коллекшн (услуга по возврату долгов). Таким образом, исходя из особенностей бизнеса и потребностей в оптимизации  работы с дебиторской задолженностью каждый хозяйствующий субъект может  принять решение о применении факторинга в качестве инструмента  управления дебиторской задолженностью и объёмом продаж.

В качестве инструмента  принятия решения по факторингу может  быть использован SWOT анализ, который  представляет собой анализ сильных  и слабых сторон, возможностей и  угроз. Обычно результаты SWOT-анализа  представляют в виде матрицы, в ячейках  которой расположены списки факторов, способных повлиять на положение  компании или результат принятия решения. Пример матрицы по применению факторинга представлен в Таблице 3.2. 

Таблица 3.2

SWOT-анализ  применения факторинга

Сила: Слабость:
- быстрый  возврат средств от дебиторов;  

- отсутствие  необходимости перекредитования; 

- экономия средств  на работу с дебиторской задолженностью

- дороговизна  обслуживания; 

- большое количество  документов для представления  в банк

Возможность: Угроза:
- возможность  расширить долю рынка, приобрести  новых клиентов - риск потерять  существующих или отпугнуть возможных  контрагентов

Для предприятия, уже использующего факторинг, можно  рекомендовать регулярно проводить  анализ его эффективности с помощью  следующих методов:

-расчёт и  сравнение показателей, уровня, динамики  и оборачиваемости дебиторской  задолженности с использованием  факторного анализа для выявления  влияния факторинга на их изменение;

-анализ изменения  финансового результата деятельности  фирмы в динамике и также  с применением факторного анализа;

-периодическое  сравнение использования факторинга  и альтернативных инструментов  управления дебиторской задолженностью: возможного внедрения системы  скидок для покупателей; получения  товарного кредита у поставщика  или краткосрочного финансирования  в банке. При этом следует  отдать предпочтение тому инструменту,  который приносит больший эффект  при меньших затратах.

-динамический  и факторный анализ показателей  рентабельности, ликвидности и финансовой  устойчивости.

-анализ изменения  налоговой нагрузки вследствие  применения факторинга.

Отдельно следует  выделить условия для реального  получения факторинга в банке  или факторинговой компании ( сформированы на основе анализа общих требований факторов к клиентам):

1.  Постоянный характер поставок и продолжительные коммерческие связи с контрагентами;

2.  Фиксированная по каждому контрагенту отсрочка платежа;

3.  Сумма поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) одному дебитору от 60 до 1000 тыс рублей;

4.  Сроки отсрочки платежа по договорам не более 180 дней. 

Заключение  

Процесс исследования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженности был  осуществлён по следующим этапам:

1.  Изучение теоретических вопросов применения факторинга.

2.  Анализ эффективности использования факторинга на примере предприятия ООО «Гросс парк».

3.   Разработка путей оптимизации применения факторинга для ООО «Гросс парк» и прочих хозяйствующих субъектов.

Основной информационной базой исследования послужили бухгалтерская  отчётность ООО «Гросс парк» и  аналитические счета: 51,90,62,60,41 за период с 01.07.2006 по 01.12.2007. Также была использована статистическая информация по осуществлению  факторинга ОАО АКБ «Фактора». При  этом факторами, ограничившими масштаб  анализа, явились:

- молодость предприятия. (фактическая деятельность началась  с июля 2006 года);

-отсутствие  на момент анализа сданной  бухгалтерской отчётности за 2007 год;

-отсутствие  ряда счетов за 4 квартал 2007 года  и первый квартал 2008;

-отсутствие  более полных статистических  данных по фактической оборачиваемости  дебиторской задолженности за 2007, кроме 62 и 51 счётов.

-при проведении  анализа не учтено изменение  налоговой нагрузки на предприятии  за счёт применения факторинга. Анализ показателей произведён  без учёта НДС и налога на  прибыль.

Данные ограничения  удалось преодолеть путём сравнения  средних величин за соответствующие  периоды.

По итогам проведённого исследования сформулированы следующие  выводы:

·  Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.

·  В экономической литературе отсутствует единый подход к определению сущности и значения факторинга. В связи с этим, факторинг целесообразно определить, как финансово-комиссионную операцию, в основе которой лежит переуступка прав требования, и которая является комплексным инструментом управления дебиторской задолженностью и роста продаж.

·  У факторинга есть свои преимущества и недостатки, объективные ограничения использования, которые необходимо учитывать при выборе этого финансового инструмента. Средние затраты по факторингу, как правило, превышают затраты по привлечению банковского кредита. Эффективность его использования определяется финансами конкретного хозяйствующего субъекта, его стратегическими целями и задачами.

·  На основе анализа применения факторинга в ООО «Гросс парк» удалось доказать его практическую эффективность. Основными «достижениями» факторинга можно считать: уменьшение «иммобилизации» финансовых ресурсов; увеличение клиентской базы на 350%, ускорение средней оборачиваемости дебиторской задолженности на 83,9%; сокращение периода её оборота на 29 дней; получение более 40% от валовой выручки и прибыли за 9 месяцев 2007 года именно благодаря факторингу.

·  Факторинг имеет ограниченное применение в качестве инструмента роста продаж: размер финансирования по факторингу «привязан» к дебиторской задолженности и осуществлённым отгрузкам.

Практическим  результатом данной дипломной работы можно считать разработанные  рекомендации для ООО «Гросс парк»  и прочих хозяйствующих субъектов  по применению факторинга. Так, для  увеличения эффективности использования  факторинга предприятию следует:

1.  Провести переговоры с ОАО АКБ «Фактором» на предмет увеличения текущего лимита финансирования по факторингу на 4064205,43 рубля для достижения планового объёма продаж в 2008 году.

2.  Добиваться досрочной оплаты счетов его дебиторами. Это позволит сократить расходы по факторингу в текущем периоде.

3.  Переводить всех новых клиентов на факторинговое обслуживание с максимальной долей финансирования, т.к. вероятность безнадёжных долгов по ним невелика.

Хозяйствующим субъектам при применении факторинга следует:

1.  Проводить комлексный анализ дебиторской задолженности для определения текущих финансовых потребностей. При этом целесообразно рассчитать основные показатели динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности; определить размер упущенной выгоды от неиспользования денежных средств, «зависших» в ней.

2.  Сопоставлять эффективность использования факторинга с эффективностью других инструментов управления дебиторской задолженностью: предоставлением скидок, системой штрафов, краткосрочным кредитованием, учётом векселей. Эффективность определяется соотношением результата применения того или иного инструмента и затрат.

3.  При принятии решения по факторингу сопоставлять дополнительный доход от его применения с расходами по формуле (13). При этом оптимальный лимит финансирования следует определять по формуле (12).

4.  Учитывать дополнительные доходы от таких функций факторинга, как административное управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, проведения анализа платёжеспособности дебиторов.

5.  Стараться приводить размер и качество дебиторской задолженности в соответствие с основными требованиями факторинговых компаний.

По итогам дипломной  работы можно определить направления  дальнейшего исследования факторинга на микроуровне:

·  С помощью финансового и операционного рычагов исследовать и формализовать влияние факторинга на конечный финансовый результат – чистую прибыль и рентабельность собственного капитала.

·  Исследовать влияние факторинга на финансовую устойчивость и ликвидность предприятия путём проведения факторного анализа соответствующих показателей.

·  Изучить влияние факторинга на налоговую нагрузку предприятия в части уплаты НДС и налога на прибыль.

·  Определить и уточнить качественные и количественные факторы для принятия решения по внедрению факторинга исходя из конкретных бизнес-процессов предприятия.

Информация о работе Анализ эффективности факторинга