Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат» и пути его улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Вот почему сегодня как никогда важно знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............3
1 Теоретические основы анализа финансового положения………………………….5
1.1 Сущность анализа финансового положения предприятия………………….5
1.2 Предмет и методы анализа финансового положения предприятия…….…..9
1.3 Бухгалтерский баланс как источник аналитической информации………..14
2 Анализ финансового положения ОАО «Череповецкий Мясокомбинат»………..26
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………..26
2.2 Анализ имущества предприятия и его источников………………………...29
2.3 Анализ ликвидности………………………………………………………….43
2.4 Анализ финансовой устойчивости……………………………………….….48
2.5 Анализ рентабельности………………………………………………………50
2.6 Анализ деловой активности…………………………………………………52
3 Повышение эффективности управления предприятием на основе анализа финансового состояния……………………………………………………………55
3.1 Предложения по управлению дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Череповецкий мясокомбинат»………………………………. ..55
Заключение……………………………………………………………………………..64
Список использованных источников и литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовик - Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО ЧМК и пути его улучшения.doc

— 752.50 Кб (Скачать)

 

На основании полученных расчетов (см. приложение М) можно сделать вывод о том, что скорость оборота денежных средств очень высокая, но в динамике она снижается, если в 2005 и 2006 гг. она составляет 96,77%, то к  2007 г. она составила 95,43%, то есть снижение не очень значительное.

В течение трех лет расчеты с дебиторами замедляются: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. происходит замедление оборачиваемости на 9,52%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. – 9,37%, что свидетельствует об ухудшении расчетов с дебиторами и сокращении продажи в кредит.

Рассматривая срок погашения дебиторской задолженности, мы наблюдаем, увеличение его как в 2006 г. на 3 дня, в 2007 г. на 7 дней, что неблагоприятно для предприятия, так как на предприятие медленнее поступают наличные денежные средства.

Рассматривая коммерческие кредиты, предоставляемые организации, мы видим, что в течение всех трех лет происходит ускорение в 2006 г. на 4,65%, в 2007 г. на 10,82%, что неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия.

Рассматривая срок погашения кредиторской задолженности, мы видим, что в 2005 г. он составляет 19 день, а в 2006 г. – снизилась на 4 дня, но в 2007 г. срок снижается на 4 дня, то есть предприятие должно будет вернуть свою задолженность раньше на 4 дня.

Запасы и затраты оборачиваются 11,08 раза за 2005 г., а в 2006 г. число оборотов увеличилось на 3,22 раза, в 2007 г. – снизилось на 1,09 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

3.1 Предложения по управлению дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Череповецкий мясокомбинат»

На фоне постоянной жесткой конкуренции и неблагоприятной коньюктуры рынка мясопродуктов г. Череповца и Западного региона Вологодской области предприятие отработало стабильно в течение всего 2007 г.

Основное внимание Совета директоров и администрации Общества уделялось вопросам дальнейшего улучшения и стабилизации качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта и увеличения объемов реализации за счет мобилизации внутренних ресурсов, модернизации оборудования, совершенствования технологии.

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет сделать вывод, что ОАО «Череповецкий мясокомбинат» имеет все возможности для дальнейшей устойчивой работы на занимаемом сегменте рынка мясопродуктов и шансы для расширения географического диапазона рынков сбыта.

Основными   факторами   риска,   связанными   с   деятельностью   ОАО «Череповецкий мясокомбинат» является управление дебиторской задолженностью:

В связи с тем, что дебиторская задолженность занимает особое место в существовании организации, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота, следовательно, ей надо умеючи и искусно управлять. А именно проводить анализ и контроль за дебиторской задолженностью, а так же ряд существующих мероприятий по сокращению дебиторской задолженности:

                   проводить работу по ликвидации просроченной задолженности и вовремя принимать меры недопущения ее образования в будущем.

                   проводить зачеты встречных требований, без отвлечения денежных средств и увеличения сальдо задолженности на конец периода;

                   чаще составлять акты сверки взаимных расчетов;

                   проводить стандартизацию условий погашения дебиторской задолженности сторонних дебиторов по вновь заключаемым договорам и вносить изменения в существующие договоры, с целью минимизации авансов по условиям расчетов в договорах;

                   исключить уплату авансов с просроченной дебиторской задолженностью до срока ее погашения.

Итак, каждая предприятие стремится к развитию, к росту своих продаж. Однако ограниченные финансовые и организационные возможности большинства поставщиков сдерживают их в осуществлении поставленных целей. На помощь приходят финансовые продукты и услуги, позволяющие организациям развивать свой бизнес.

Одними из таких «инструментов» являются:

                   факторинг – это прямая продажа дебиторской задолженности банку;

                   предоставление скидок с целью увеличения объема продаж и недопущение роста дебиторской задолженности.

Факторинг имеет ряд преимуществ перед кредитором для продавца:

1)                  быстрое предоставление денежных средств;

2)                  освобождение от функции оценки платежеспособности дебиторов;

3)                  улучшение балансовой структуры.

Недостатками факторинга является высокая стоимость услуги и усложнение взаимоотношений с покупателями в результате смены держателя дебиторской задолженности.

Проведем расчеты по факторингу, чтобы узнать будет ли выгодно для предприятия ОАО «ЧМК» воспользоваться этой формой рефинансирования.

Предположим, предприятие продаст банку право взыскания дебиторской задолженности на сумму 50 000 тыс. руб. на следующих условиях:

                   комиссия – 2,5% от суммы долга;

                   банк предоставляет кредит в форме предварительной оплаты долговых требований в размере 75% от суммы долга под 20% годовых;

                   средний уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию составляет 24% годовых.

Дополнительные расходы по факторингу составят:

1)                  комиссионная плата 50 000 тыс. руб. * 0,025 = 1 250 тыс. руб.

2)                  плата за пользование кредитом (50 000 * 0,75* 0,20) =7 500 тыс. руб.

Годовая эффективная ставка факторинга составит

(1 250 + 7 500) / (50 000 * 0,75) * 100% = 23,33% < 24%, таким образом, осуществление факторинговой операции для предприятия выгодно, чем получение финансового кредита на период оплаты долга покупателем, так как полученный показатель ниже, чем средний уровень процентной ставки на рынке денег.

В условиях дефицита денежных средств предприятие ОАО «ЧМК» может взять краткосрочный кредит или предоставить покупателям существенные скидки при оплате товара по факту отгрузки. Кредит может быть получен под ставку 24% годовых. Предприятие осуществляет продажи на условиях «net 20». Клиенты готовы немедленно оплачивать товар, если размер скидки составит не менее 2,5%. Выгодно ли это предприятию?

r = (q / (1 — q)) * 360 / (T — t), где

r – ставка альтернативного дохода, q – величина предоставляемой скидки; t – срок действия скидки; Т – срок кредита.

r = (0,025 / (1 – 0,025)) * 360 / (20 – 0) = 0,026 * 18 = 0,468 = 46,8%

r < rфакт

24% < 46,8%. Следовательно, скидка невыгодна для предприятия.

В этих условиях предприятию выгоднее взять краткосрочный кредит, чем дать скидку.

Предприятие ОАО «ЧМК» хочет определить величину приемлемой скидки, если срок кредита установить в 45 дней, срок действия скидки – 14 дней, при ставке альтернативного дохода 12%.

q = 0,12 / (0,12 + 360 / (45 – 14)) = 0,01 = 1%.

Таким образом, приемлемой скидкой при данных условиях кредитования для предприятия будет скидка в размере 1%.

Рассчитаем, будет ли выгодным для предприятия ОАО «ЧМК» предоставлять скидки.

Планируемый объем продаж: 1 200 000 тыс. руб.

Величина дебиторской задолженности до предоставления скидки:

1 200 000 тыс. руб. * 20 дней / 360 дней = 66 667 тыс. руб.

Величина дебиторской задолженности после предоставления скидки:

1 200 000 тыс. руб. * 14 дней / 360 дней = 46 667 тыс. руб.

Данный размер активов высвободится у предприятия:

66 667 тыс. руб. – 46 667 тыс. руб. = 20 000 тыс.руб.

Потери на скидку составят:

1 200 000 тыс. руб. * 1% = 12 000 тыс. руб., следовательно, предприятию не выгодно будет предоставлять покупателям скидку в размере 1% при данной рентабельности активов, так как потери на скидку больше чем, дополнительная прибыль.

Предприятие ОАО «ЧМК» осуществляет реализацию продукции в соответствии с разработанной кредитной политикой. Выручка от реализации в 2007 г. составила 975 571 тыс. руб. Переменные затраты составляют 83% объема реализации, цена капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность – 12%, безнадежные долги – 1% объема реализации, срок кредита – 20 дней. Скидки не планируются.

Рассматривается возможность изменения кредитной политики посредством отсрочки платежа до 10 дней. Предполагается, что изменение кредитной политики обеспечит увеличение объема реализации до 1 200 000 тыс. руб., безнадежные долги останутся на том же уровне.

Рассмотрим, как изменится дебиторская задолженность при этих условиях, для чего воспользуемся формулой прироста дебиторской задолженности с учетом увеличения объема реализации:

ΔДЗ = ((DSOn – DSOo)(SN / 365)) + V(DSOo(Sn – So) / 360);

ΔДЗ = ((30 – 20) * (975 571 / 360)) + 0,83 * (30 * (1 200 000 – 975 571) /         / 360) = 27 099 + 15 523= 42 622 тыс. руб.

Таким образом, при увеличении периода кредитования дополнительно необходимо будет инвестировать 42 622 тыс. руб. в дебиторскую задолженность. В этой формуле учтены приростные затраты на дебиторскую задолженность, связанные с прежним объемом реализации, и затраты, связанные с приростом объема реализации. В приростных затратах на дебиторскую задолженность, связанных с прежним объемом реализации, учтены затраты прямого финансирования и альтернативные затраты. В затратах, связанных с дебиторской задолженностью, обусловленной приростом объема реализации, учтены только затраты прямого финансирования.

Прирост объема реализации приведет к увеличению дебиторской задолженности:

DSOn * (Sn – So) / 360= 30 * (1 200 000 – 975 571) / 360 = 18 702 тыс. руб.

При прежней кредитной политике объем реализации в день равен

975 571 тыс. руб./ 360 = 2 710 тыс. руб.

Далее оценим влияние новой кредитной политики на доналоговую прибыль предприятия:

ΔР = (Sn – So) * (1 – V) – kΔДЗ – (BnSn – BoSo) – (DnSnPn – DoSoPo), где

k – стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;

Bn – средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации (процент от валового объема реализации);

Во – средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);

Dn — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации;

Do — процент торговой скидки при текущем объеме реализации;

Pn — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %;

Ро — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики, в %;

So – текущая валовая выручка от реализации;

Sn – прогнозная валовая выручка от реализации;

V – переменные затраты как процент от валового объема реализации (за исключением потерь от безнадежных долгов, текущих расходов, связанных с финансированием дебиторской задолженности, и затраты на предоставление скидок);

DSOо – срок кредита до изменения кредитной политики, в днях;

DSOn – срок кредита после изменения кредитной политики, в днях.

ΔР = (1 200 000 – 975 571) * (1 – 0,83) – 0,12 * 42 622 – (0,01 * 1 200 000 –  – 0,01 * 975 571) – 0 = 38 153 – 5 115 – 2 244 = 30 794 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, что изменение кредитной политики для анализируемого предприятия с предлагаемой 10 дневной отсрочкой является выгодным, по крайней мере, при данных условиях, поскольку прогнозируется прирост прибыли (30 794 тыс. руб.).

На основе проведенных расчетов в таблице 19 показано влияния предложенных мероприятий на результаты деятельности ОАО «Череповецкий мясокомбинат».

В связи с предложенными мероприятиями наблюдается уменьшение имеющейся у предприятия дебиторской задолженности на 31 000 тыс. руб., увеличивается сумма денежных средств организации. В пассиве баланса происходит уменьшение по разделу капитал и резервы.

Таблица 19 – Влияние предложенных мероприятий

В тысячах рублей

Показатели

АКТИВ

ПАССИВ

Внеоборотные Активы

Оборотные активы

Капитал и резервы

Краткосроч. и долгосроч. обязательства

Запасы + НДС

Дебитор. задолженность

Ден. сред. и краткосроч. фин. вложения

Бух. баланс на 31.12.2007

171 878

74 697

54 709

10 223

242 434

69 073

Влияние предложенных мероприятий:

Факторинг

-

-

-50 000

+41  250

-8 750

-

Привлечение новых клиентов за счет отсрочки

-

-

+19 000

-16 000

+3 000

-

Итого:

171 878

74 697

-31 000

25 250

-5 750

69 073

Бух. баланс на 31.12.2008 с учетом предложенных изменений

171 878

74 697

23 709

35 473

236 684

69 073

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат» и пути его улучшения