Вклад восточной культуры в развитие науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:33, реферат

Краткое описание

Изучение наследия мыслителей древнего и средневекового Востока до настоящего времени не занимает должного внимания исследователей. В то же время, их достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится, прежде всего, к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло).

Файлы: 1 файл

Вклад восточной культуры в развитие науки.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

 

2.3 Зарождение и развитие знаний о чае.

 

Из распространенных в  мире напитков самую большую популярность имеет чай. Первое упоминание о чае («tea sinensis») в арабской литературе встречается в рассказах купца Сулеймана, составленных в 851 г. и приведенных в трудах М. Майергофа.

Подробные сведения об уникальных свойствах чая и данные об открытии этого ценнейшего природного продукта впервые изложены выдающимся мыслителем Средней Азии Беруни в знаменитом сочинении «Сайдана». В нем отмечается, что чай является растением, родиной которого считается Китай. Букву чйм в этом слове арабы заменяют садом и говорят са или ча. Растение это срезают, сушат в четырехугольных сосудах, по мере необходимости приготавливают из него горячий напиток и пьют. В отличие от других напитков, чай является более полезным и безвредным.

Технология выращивания  и переработки чая была налажена в Китае уже в IV в. н. э. В Европе чай в качестве напитка известен с XVIII в., когда португальские путешественники доставили его на этот континент. В Россию этот продукт был привезен из Монголии в 1636 г. русским послом В. Старковым.

Технология производства сухого чая состоит из следующих  основных операций: завяливание, скручивание, ферментация и высушивание собранных зеленых листьев. Скручивание производят с использованием специальных приспособлений – тонких роллеров.

В зависимости от технологических  способов переработки, получают следующие виды чайной продукции: черный, зеленый, желтый, красный. В работе приведены сведения о качественном составе чая. Излагаются данные о химических соединениях определяющих цвет, вкус и аромат чая. Показана роль флавонолов, алкалоидов, растворимых сахаров, содержащихся в чае, для нормального протекания биохимических процессов в организме. Следует отметить, что содержание кофеина в зернах кофе составляет до 1.5%, а в чае находится в пределах 3–5%. Упоминается о присутствии различных аминокислот и комплекса различных витаминов, которые усиливают целебные свойства чая. Установлено, что количество витамина С в чае в 3–4 раза превышает содержание его в лимонах и апельсине. Витамин P (катехины) – являются прекрасными средством для укрепления тонких кровеносных сосудов. Из соединений неорганического происхождения в составе чая обнаружены K, Mn, Ca, F, S и др. Железо присутствует в составе фермента пероксидазы, имеющегося в чае. Все эти элементы способствуют лучшему протеканию обмена веществ. Присутствующий в чае танин–катехиновый комплекс обладает антиокислительным действием. Катехины чая нейтрализуют вредные воздействия радиоактивного излучения.

 

2.4 Нефть и сведения о ней в трудах естествоиспытателей средневекового Востока

 

Нефть известна человечеству с древнейших времен. Название ее происходит от турецкого слова neft или персидского нафт. Сведения о нефти пришли к нам с Ближнего Востока. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в долине реки Евфрат нефть и продукты ее окисления (асфальты и др.), люди добывали 6–8 тысячелетий назад. Древние шумеры использовали битум вместо связывающего раствора в кладке, как клей для закрепления кремниевых лезвий в орудиях труда (серпах и т. д.) и аппликаций в великих годах индийской цивилизации (5 тыс. лет назад), тесно связанной с ближневосточной. Битумом покрывали дно бассейнов. Применяли битум для предохранения от гниения деревянных балок, дверных и оконных блоков и т. п. Знаменитые круглые блюдцеобразные лодки Междуречья – гуффы, с незапамятных времен их плели из прутьев, а затем обмазывали асфальтом для бальзамирования мумий. Известно, что вавилонские и египетские жрецы использовали нефть для огненных надписей и знаков на стенах своих обителей.

Нефть издавна применялась  как средство для лечения глазных заболеваний, в Вавилоне нефть использовалась для уличного освещения. Имеются сообщения древних мыслителей Геродота и др. о природных месторождениях нефти в различных районах Европы и Азии.

При этом упоминается, что  дистилляция нефти впервые была проведена Джабиром ибн Хайяном, а затем Ар–Рази с получением различных фракций. В работе отмечается зависимость биологически ее активности от наличия в ней гетероциклических соединений с атомами серы и азота и, наконец, есть упоминание о том, что любая разновидность нефти является эффективным антидотом, т. е. является прекрасным средством для устранения ядовитых веществ из организма. По всей вероятности, это связано образованием комплексных соединений компонентов нефти с тяжелыми металлами (сурьма, мышьяк, свинец, олово и др., являющихся ядами для организма), которые затем легко выводятся из организма.

Средневековыми мыслителями  Востока (Джабир ибн Хайян, Ар–Рази) были разработаны методы дистилляции нефти. Ими и в последующем, другими учеными были выявлены полезные свойства различных видов нефти, которые затем использовались для приготовления разнообразных фармацевтических препаратов. Сведения о нефти, имеющиеся в древних рукописях, имеют и в настоящее время огромное значение для планирования реализации многих проблем, стоящих перед наукой о нефти и нефтехимии, т. е. являются отправной точкой для дальнейшего прогресса этой интересной отрасли химии и химической технологии.

 

3. Воззрения мыслителей средневекового Востока на проблемы экологии.

3.1 Значение воздуха для жизни в трудах мыслителей Востока.

 

Древние и средневековые  ученые считали воздух даже важнее воды. Обычно начальный период развития химической науки, то есть алхимию, относят к области знаний, цель которой состояла в получении золота из неблагородных металлов. Однако Юстус Либих отмечал: «Алхимию путать с попытками получить золото химическим путем является величайшей несправедливостью». Ведь именно в период алхимии выдвигались различные гипотезы, подтверждение которых требовало проведения широких экспериментов. Именно накопление последних и тщательный анализ их, приводит к открытиям. С этой точки зрения, алхимия есть не что иное, как химия.

Ученые средневекового Востока  многообразие явлений в природе связывали со свойствами воздуха как многокомпонентной химической смеси. Эти высказывания, на мой взгляд, заслуживают должного внимания. В произведениях этих мыслителей даны сведения относительно видов и свойства воздуха. В частности, воздух (по арабски «хаво», по таджикски «бод») является средством дыхательного процесса у животных и растений. При использовании воздуха животный организм чувствует бодрость и проводит активную жизнедеятельность. Считается, что именно от присутствия воздуха зависит функция сердца. Разнообразие и вся красота растительного и животного мира непосредственно связаны с наличием воздуха.

Считается, что воздух, принесенный  с севера и Запада, имеет противоположные свойства. При отрицательном воздействии на человека климата данной местности, мыслители рекомендуют изменения на более подходящий климат для этого организма. Для создания стерильного воздуха в помещениях предлагается использование ряда средств, получаемых из растительных продуктов, выделяющих из себя фитонциды. К ним относятся лук, чеснок, горный лук (анзур) и др., а также обработка жилья уксусом, окуривание исфандом (горицвет) и ношение марлевой повязки.

Согласно утверждению  другого среднеазиатского мыслителя, Султана– Али табиби Хуросони, автора «Руководства к излечению», воздух является самым близко соприкасающимся и воздействующим на организм внешним фактором. Он отмечает, что вдыхаемый воздух после выдыхания изменяет свои свойства. Считается, что окружающий нас воздух, как правило, нечистый, а содержит примеси пыли, копоти, дымы и др. веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на организм. По его мнению, причиной многих заболеваний является несоответствие погоды и воздуха определенному времени года (зимой тепло, а летом холодно). Лучшим воздухом считается тот, который не содержит испарений от плохих вод, заболоченных мест и растений, выделяющих дурные испарения (грецкий орех, инжир, капуста, бобы, чеснок, лук), а также примеси запаха дыма и костров.

Великий Авиценна считал воздух элементом человеческого тела, оказывающим уравновешивающее действие на душу, которое зависит от двух факторов: от освежения и очищения воздуха. Это достигается посредством втягивания воздуха через легкие, а также сквозь поры, прилагающие к артериям. При этом он оценивает положительные и отрицательные стороны зимнего, весеннего, летнего и осеннего воздуха. Изменение состава воздуха отрицательно сказывается на развитии растительности, оказывает губительное действие на животных, поедающих эти растения. Порчу посевов и низкий приплод животных он связывает с влиянием загрязненного воздуха. Высказывания ученого относительно возникновения ветров различной силы, ураганов, смерчей, штормов и др., и объяснение причин этих явлений являются вполне реалистичными, и они приблизительно отражают современное состояние разгадки тайн аналогичных капризов природы.

Выдающийся алхимик Ар–Рази  для распознавания чистоты воздуха  в определенной местности, в различных его частях рекомендовал одновременное развешивание свежего мяса. Он считал, что наиболее чистым является воздух той части местности, где мясо по истечении определенного времени быстро не изменяет свои качества, и не приобретает неприятный запах. Это показывает, что мыслитель предполагал о существовании в составе воздуха невидимых для глаз мельчайших живых организмов, являющихся причиной порчи мяса.

Следует подчеркнуть, что  мыслители Востока считали воздух сложной многокомпонентной системой, которая является одним из важнейших факторов для протекания жизненных процессов. Для очищения окружающего воздуха они владели простейшими приемами очистки и стерилизации. Поэтому проблеме сохранности чистоты воздуха уделялось важное и достойное внимание в творчестве этих мыслителей.

3.2 Вода в сочинениях мыслителей средневекового Востока.

 

Вода является самой необходимой, загадочной и уникальной жидкостью из всех существующих на Земле.

В древности вода считалась  одним из начал всего существующего  на Земле. В средние века воду определяли как простое единое и неделимое вещество.

Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и ее растворов. Все древнейшие цивилизации возникали и существовали благодаря умелому использованию источников воды. Освоение плодородных пойм рек, развитие земледелия во все эпохи происходило в непосредственной близости таких великих рек, как Нил в Египте, Тигр в и Евфрат в Месопотамии, Инд в Индии, Хуанхэ в Китае, Сырдарья, Амударья и Зерафшан в Средней Азии.

Начиная с древнейших времен, мыслители в своих трудах придавали особое значение оценке удивительных и неповторимых качеств воды, особенно для животного и растительного организма. Вода рек имеет животворную и целебную силу, является основой процветания и увеличения богатства.

Зароастрийцы олицетворяли воду как «живое создание» и считали  основой возникновения жизни, с другой стороны освящение и почитание воды исходит из верования в то, что над водой летает «чистый дух». Почитание воды как «живого существа» не является абстрактным, а имеет научную основу. Вода как «живое создание» не только одухотворяет человека, но и принимает состояние человеческой психики. Современная наука подтверждает, что вода может сохранять и передавать информацию. Как показывают рукописи сочинений Авиценны, Беруни, Ар–Рази, Абумансура Муваффака и др., они были продолжателями идеи о воде древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Гераклита и т. д. Основу греческой системы мироздания составили четыре стихии: огонь, воздух, вода, земля, которые могут взаимно переходить друг в друга. Это нашло отражение в трактате Платона «Гимей», где признается существование воды в виде пара и жидкости.

Фалес из Милета (ок. 625–587 г. до н. э.) считал, что основой всего многообразия явлений и веществ в природе является вода. Им впервые было отмечено существование воды в твердом, жидком и газообразном состояниях. Аристотель дополнительно к четырем стихиям ввел четыре свойства. Это такие качества, как влажное, сухое, теплое, холодное.

Авиценна считает, что  качество воды зависит от того, в  направлении какой части света она движется: если течение воды направлено к солнцу, то такая вода самая лучшая, тем более, если она очень далеко ушла от своего начала. Вода, спускающаяся с возвышенных мест при наличии прочих достоинств, лучше. Особые целебные свойства имеет вода, стремительно падающая с водопадов. Соударяясь с огромной энергией о камни, она частично распадается на ионы, испаряясь, они, смешиваются с воздухом и создают определенный микроклимат, способствующий лечению болезней дыхательных путей (бронхит, астма, «ложный круп»).

Одним из удачных методов  определения качества воды, описанным Авиценной, является смачивание ваты или тряпки водой различной степени минерализации с последующим высушиванием и взвешиванием образцов. Он считает, что перегонка является одним из способов улучшения качества воды. Далее он отмечает, что при кипячении воды ускоряется оседание посторонних веществ, и перечисляет существующие методы осветления мутной воды.

При употреблении нечистой стоячей воды он рекомендует добавлять  к ней вещества кислого характера. Это подтверждается тем, что кислая среда является пагубной для болезнетворных бактерий. По мнению Авиценны, самая худшая вода, эта та, которая протекает по свинцовым трубам. В современной науке это подтверждается тем, что при взаимодействии воды и компонентов, содержащихся в ней, с поверхностью свинцовой трубы, протекают различные химические превращения, приводящие к образованию ядовитых водорастворимых соединений свинца.

Информация о работе Вклад восточной культуры в развитие науки