Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:33, реферат
Изучение наследия мыслителей древнего и средневекового Востока до настоящего времени не занимает должного внимания исследователей. В то же время, их достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится, прежде всего, к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло).
2.3 Зарождение и развитие знаний о чае.
Из распространенных в мире напитков самую большую популярность имеет чай. Первое упоминание о чае («tea sinensis») в арабской литературе встречается в рассказах купца Сулеймана, составленных в 851 г. и приведенных в трудах М. Майергофа.
Подробные сведения об уникальных свойствах чая и данные об открытии этого ценнейшего природного продукта впервые изложены выдающимся мыслителем Средней Азии Беруни в знаменитом сочинении «Сайдана». В нем отмечается, что чай является растением, родиной которого считается Китай. Букву чйм в этом слове арабы заменяют садом и говорят са или ча. Растение это срезают, сушат в четырехугольных сосудах, по мере необходимости приготавливают из него горячий напиток и пьют. В отличие от других напитков, чай является более полезным и безвредным.
Технология выращивания и переработки чая была налажена в Китае уже в IV в. н. э. В Европе чай в качестве напитка известен с XVIII в., когда португальские путешественники доставили его на этот континент. В Россию этот продукт был привезен из Монголии в 1636 г. русским послом В. Старковым.
Технология производства сухого чая состоит из следующих основных операций: завяливание, скручивание, ферментация и высушивание собранных зеленых листьев. Скручивание производят с использованием специальных приспособлений – тонких роллеров.
В зависимости от технологических способов переработки, получают следующие виды чайной продукции: черный, зеленый, желтый, красный. В работе приведены сведения о качественном составе чая. Излагаются данные о химических соединениях определяющих цвет, вкус и аромат чая. Показана роль флавонолов, алкалоидов, растворимых сахаров, содержащихся в чае, для нормального протекания биохимических процессов в организме. Следует отметить, что содержание кофеина в зернах кофе составляет до 1.5%, а в чае находится в пределах 3–5%. Упоминается о присутствии различных аминокислот и комплекса различных витаминов, которые усиливают целебные свойства чая. Установлено, что количество витамина С в чае в 3–4 раза превышает содержание его в лимонах и апельсине. Витамин P (катехины) – являются прекрасными средством для укрепления тонких кровеносных сосудов. Из соединений неорганического происхождения в составе чая обнаружены K, Mn, Ca, F, S и др. Железо присутствует в составе фермента пероксидазы, имеющегося в чае. Все эти элементы способствуют лучшему протеканию обмена веществ. Присутствующий в чае танин–катехиновый комплекс обладает антиокислительным действием. Катехины чая нейтрализуют вредные воздействия радиоактивного излучения.
2.4 Нефть и сведения о ней в трудах естествоиспытателей средневекового Востока
Нефть известна человечеству с древнейших времен. Название ее происходит от турецкого слова neft или персидского нафт. Сведения о нефти пришли к нам с Ближнего Востока. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в долине реки Евфрат нефть и продукты ее окисления (асфальты и др.), люди добывали 6–8 тысячелетий назад. Древние шумеры использовали битум вместо связывающего раствора в кладке, как клей для закрепления кремниевых лезвий в орудиях труда (серпах и т. д.) и аппликаций в великих годах индийской цивилизации (5 тыс. лет назад), тесно связанной с ближневосточной. Битумом покрывали дно бассейнов. Применяли битум для предохранения от гниения деревянных балок, дверных и оконных блоков и т. п. Знаменитые круглые блюдцеобразные лодки Междуречья – гуффы, с незапамятных времен их плели из прутьев, а затем обмазывали асфальтом для бальзамирования мумий. Известно, что вавилонские и египетские жрецы использовали нефть для огненных надписей и знаков на стенах своих обителей.
Нефть издавна применялась как средство для лечения глазных заболеваний, в Вавилоне нефть использовалась для уличного освещения. Имеются сообщения древних мыслителей Геродота и др. о природных месторождениях нефти в различных районах Европы и Азии.
При этом упоминается, что дистилляция нефти впервые была проведена Джабиром ибн Хайяном, а затем Ар–Рази с получением различных фракций. В работе отмечается зависимость биологически ее активности от наличия в ней гетероциклических соединений с атомами серы и азота и, наконец, есть упоминание о том, что любая разновидность нефти является эффективным антидотом, т. е. является прекрасным средством для устранения ядовитых веществ из организма. По всей вероятности, это связано образованием комплексных соединений компонентов нефти с тяжелыми металлами (сурьма, мышьяк, свинец, олово и др., являющихся ядами для организма), которые затем легко выводятся из организма.
Средневековыми мыслителями Востока (Джабир ибн Хайян, Ар–Рази) были разработаны методы дистилляции нефти. Ими и в последующем, другими учеными были выявлены полезные свойства различных видов нефти, которые затем использовались для приготовления разнообразных фармацевтических препаратов. Сведения о нефти, имеющиеся в древних рукописях, имеют и в настоящее время огромное значение для планирования реализации многих проблем, стоящих перед наукой о нефти и нефтехимии, т. е. являются отправной точкой для дальнейшего прогресса этой интересной отрасли химии и химической технологии.
3. Воззрения мыслителей средневекового Востока на проблемы экологии.
3.1 Значение воздуха для жизни в трудах мыслителей Востока.
Древние и средневековые ученые считали воздух даже важнее воды. Обычно начальный период развития химической науки, то есть алхимию, относят к области знаний, цель которой состояла в получении золота из неблагородных металлов. Однако Юстус Либих отмечал: «Алхимию путать с попытками получить золото химическим путем является величайшей несправедливостью». Ведь именно в период алхимии выдвигались различные гипотезы, подтверждение которых требовало проведения широких экспериментов. Именно накопление последних и тщательный анализ их, приводит к открытиям. С этой точки зрения, алхимия есть не что иное, как химия.
Ученые средневекового Востока многообразие явлений в природе связывали со свойствами воздуха как многокомпонентной химической смеси. Эти высказывания, на мой взгляд, заслуживают должного внимания. В произведениях этих мыслителей даны сведения относительно видов и свойства воздуха. В частности, воздух (по арабски «хаво», по таджикски «бод») является средством дыхательного процесса у животных и растений. При использовании воздуха животный организм чувствует бодрость и проводит активную жизнедеятельность. Считается, что именно от присутствия воздуха зависит функция сердца. Разнообразие и вся красота растительного и животного мира непосредственно связаны с наличием воздуха.
Считается, что воздух, принесенный с севера и Запада, имеет противоположные свойства. При отрицательном воздействии на человека климата данной местности, мыслители рекомендуют изменения на более подходящий климат для этого организма. Для создания стерильного воздуха в помещениях предлагается использование ряда средств, получаемых из растительных продуктов, выделяющих из себя фитонциды. К ним относятся лук, чеснок, горный лук (анзур) и др., а также обработка жилья уксусом, окуривание исфандом (горицвет) и ношение марлевой повязки.
Согласно утверждению другого среднеазиатского мыслителя, Султана– Али табиби Хуросони, автора «Руководства к излечению», воздух является самым близко соприкасающимся и воздействующим на организм внешним фактором. Он отмечает, что вдыхаемый воздух после выдыхания изменяет свои свойства. Считается, что окружающий нас воздух, как правило, нечистый, а содержит примеси пыли, копоти, дымы и др. веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на организм. По его мнению, причиной многих заболеваний является несоответствие погоды и воздуха определенному времени года (зимой тепло, а летом холодно). Лучшим воздухом считается тот, который не содержит испарений от плохих вод, заболоченных мест и растений, выделяющих дурные испарения (грецкий орех, инжир, капуста, бобы, чеснок, лук), а также примеси запаха дыма и костров.
Великий Авиценна считал воздух элементом человеческого тела, оказывающим уравновешивающее действие на душу, которое зависит от двух факторов: от освежения и очищения воздуха. Это достигается посредством втягивания воздуха через легкие, а также сквозь поры, прилагающие к артериям. При этом он оценивает положительные и отрицательные стороны зимнего, весеннего, летнего и осеннего воздуха. Изменение состава воздуха отрицательно сказывается на развитии растительности, оказывает губительное действие на животных, поедающих эти растения. Порчу посевов и низкий приплод животных он связывает с влиянием загрязненного воздуха. Высказывания ученого относительно возникновения ветров различной силы, ураганов, смерчей, штормов и др., и объяснение причин этих явлений являются вполне реалистичными, и они приблизительно отражают современное состояние разгадки тайн аналогичных капризов природы.
Выдающийся алхимик Ар–Рази
для распознавания чистоты
Следует подчеркнуть, что
мыслители Востока считали
3.2 Вода в сочинениях мыслителей средневекового Востока.
Вода является самой необходимой, загадочной и уникальной жидкостью из всех существующих на Земле.
В древности вода считалась одним из начал всего существующего на Земле. В средние века воду определяли как простое единое и неделимое вещество.
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и ее растворов. Все древнейшие цивилизации возникали и существовали благодаря умелому использованию источников воды. Освоение плодородных пойм рек, развитие земледелия во все эпохи происходило в непосредственной близости таких великих рек, как Нил в Египте, Тигр в и Евфрат в Месопотамии, Инд в Индии, Хуанхэ в Китае, Сырдарья, Амударья и Зерафшан в Средней Азии.
Начиная с древнейших времен, мыслители в своих трудах придавали особое значение оценке удивительных и неповторимых качеств воды, особенно для животного и растительного организма. Вода рек имеет животворную и целебную силу, является основой процветания и увеличения богатства.
Зароастрийцы олицетворяли воду как «живое создание» и считали основой возникновения жизни, с другой стороны освящение и почитание воды исходит из верования в то, что над водой летает «чистый дух». Почитание воды как «живого существа» не является абстрактным, а имеет научную основу. Вода как «живое создание» не только одухотворяет человека, но и принимает состояние человеческой психики. Современная наука подтверждает, что вода может сохранять и передавать информацию. Как показывают рукописи сочинений Авиценны, Беруни, Ар–Рази, Абумансура Муваффака и др., они были продолжателями идеи о воде древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Гераклита и т. д. Основу греческой системы мироздания составили четыре стихии: огонь, воздух, вода, земля, которые могут взаимно переходить друг в друга. Это нашло отражение в трактате Платона «Гимей», где признается существование воды в виде пара и жидкости.
Фалес из Милета (ок. 625–587 г. до н. э.) считал, что основой всего многообразия явлений и веществ в природе является вода. Им впервые было отмечено существование воды в твердом, жидком и газообразном состояниях. Аристотель дополнительно к четырем стихиям ввел четыре свойства. Это такие качества, как влажное, сухое, теплое, холодное.
Авиценна считает, что качество воды зависит от того, в направлении какой части света она движется: если течение воды направлено к солнцу, то такая вода самая лучшая, тем более, если она очень далеко ушла от своего начала. Вода, спускающаяся с возвышенных мест при наличии прочих достоинств, лучше. Особые целебные свойства имеет вода, стремительно падающая с водопадов. Соударяясь с огромной энергией о камни, она частично распадается на ионы, испаряясь, они, смешиваются с воздухом и создают определенный микроклимат, способствующий лечению болезней дыхательных путей (бронхит, астма, «ложный круп»).
Одним из удачных методов определения качества воды, описанным Авиценной, является смачивание ваты или тряпки водой различной степени минерализации с последующим высушиванием и взвешиванием образцов. Он считает, что перегонка является одним из способов улучшения качества воды. Далее он отмечает, что при кипячении воды ускоряется оседание посторонних веществ, и перечисляет существующие методы осветления мутной воды.
При употреблении нечистой стоячей воды он рекомендует добавлять к ней вещества кислого характера. Это подтверждается тем, что кислая среда является пагубной для болезнетворных бактерий. По мнению Авиценны, самая худшая вода, эта та, которая протекает по свинцовым трубам. В современной науке это подтверждается тем, что при взаимодействии воды и компонентов, содержащихся в ней, с поверхностью свинцовой трубы, протекают различные химические превращения, приводящие к образованию ядовитых водорастворимых соединений свинца.
Информация о работе Вклад восточной культуры в развитие науки