Вклад М.В.Ломоносова в развитие культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 03:03, реферат

Краткое описание

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, приблизительно в 80 км от Архангельска. Как многие жители Поморья, отец Ломоносова занимался морским промыслом. Сын пошел в отца. Огромный рост, физическая сила, бесстрашие сделали из юноши отличного рыбака и дельного помощника. В зимние месяцы, когда работы было меньше, Ломоносов научился грамоте и пристрастился к чтению церковных книг. У одного из своих односельчан четырнадцатилетний Ломоносов увидел две светские книги — "Грамматику" М. Смотрицкого и "Арифметику" Л. Магницкого. В "Грамматике" объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения.

Оглавление

1.Краткие биографические сведения
2.Достижения Ломоносова в области химии, физики и других науках
3.Учение о русском красноречии
4.О сочинении «О пользе книг церковных в российском языке»
5. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова
6. Поэзия Ломоносова
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Вклад М. В. Ломоносова в развитие культуры.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Тема

Вклад М.В.Ломоносова в развитие  культуры

Содержание

1.Краткие биографические сведения

2.Достижения Ломоносова в области  химии, физики и других науках

3.Учение о русском красноречии 

4.О сочинении «О пользе книг  церковных в российском  языке»

5. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова

6. Поэзия Ломоносова

7. Заключение

 

 

Среди славных имён прошлого России  есть  имя-  Михаил Васильевич Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) –  не просто один из замечательных представителей русской культуры, ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения.

 

1.Краткие биографические сведения.

 Михаил Васильевич Ломоносов  родился  8 ноября (по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, приблизительно в 80 км от Архангельска.  Как многие жители Поморья, отец Ломоносова занимался морским промыслом. Сын пошел в отца. Огромный рост, физическая сила, бесстрашие сделали из юноши отличного рыбака и дельного помощника. В зимние месяцы, когда  работы было меньше, Ломоносов научился грамоте и пристрастился к чтению церковных книг. У одного из своих односельчан четырнадцатилетний  Ломоносов увидел две светские книги — "Грамматику" М. Смотрицкого и "Арифметику" Л. Магницкого. В "Грамматике" объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения. А "Арифметика" Магницкого, изданная "повелением благочестивого государя нашего царя Петра I Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей", содержала сведения по математике и физике, по географии и астрономии. Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл "вратами своей учености».Любовь к знаниям и привела юношу к решению идти учиться в Москву. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, скрыв крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина,в 1730 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию. В академии изучали старославянский, латинский и греческий языки, географию, историю, математику, философию и богословие. В библиотеке имелись книги Платона, Плутарха, Цицерона, Цезаря, Гомера, Овидия и даже труды Галилея и Декарта. Сначала Ломоносов выделялся среди учеников ростом и возрастом, а потом успехами в учении. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три курса.

 Жить приходилось трудно - студенты  академии получали десять рублей в год. Позже Ломоносов писал: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил»

      Когда по решению  Сената в Петербурге организовали  при академии наук "семинарию"  для самых способных к учению  дворян, Ломоносов попал в список  тридцати избранных. При оформлении  документов  обнаружилось, что он  не дворянин. За обман Ломоносова  могли наказать - в Холмогорах он числился как беглый крестьянин, не плативший в казну налога. Но архимандрит Феофан Прокопович, кода-то близкий сподвижник Петра I, ценивший людей не за происхождение, а за заслуги и талант, поддержал крестьянского сына. Ломоносов оправдал эту поддержку. Он продолжал удивлять учителей усердием и успехами. Изменились и условия. При Академии наук каждый студент только на питание получал по пять рублей в месяц — половину того, что в Москве выдавали на год. Осенью 1736 года наиболее способных студентов направили в Германию в Марбургский университет для изучения химии и горного дела. Ломоносов вошел в их число. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему мировой науки.

     В 1741 г. Ломоносов  вернулся на родину в Петербург.  Его зачислили в штат Академии  наук адъюнктом, младшим научным  сотрудником. Он публикует одну  за другой научные работы, делает  важнейшие открытия в химии  и физике, создает первый в  России химический кабинет, проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца, исследует электрические явления, разрабатывает план северного морского пути. В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засекших в академии немецких администраторов - «неприятелей наук российских», ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Ломоносов безгранично любил свою родину и свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он стремился быть полезным отечеству. Его слова: «На пользу общества коль радостно трудиться» -являются подлинным девизом жизни. Он не занимался надуманными, оторванными от жизни проблемами, а стремился связать науку с нуждами развивающейся отечественной промышленности и всего хозяйства России. Его энциклопедизм поразителен.

Двадцать два года  работал   он в Академии, закладывая основы передовой  отечественной науки.

Имя Ломоносова становится известным. Его первым из русских ученых избирают почетным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание.

 

2.Достижения Ломоносова в области  химии, физики и других наук

 

    Основным направлением  в своей научной работе Ломоносов  избрал химию. Значение этой  дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

     Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла. Ломоносов сам разработал способ получения разноцветных кусочков непрозрачного стекла и из них сделал свыше 40 своих мозаичных работ. Наиболее известны портрет Петра I и «Полтавская баталия» (битва).

     Очень печально, что   не сохранилось до нашего времени  ни химической лаборатории, ни  дома на Мойке, где размещалась  домашняя лаборатория, ни многочисленных  приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи”, который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

      Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. “Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды”, - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

      На первый план  здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил  Васильевич Ломоносов был самым  выдающимся химиком своего времени.  Он и официально значился в  академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, потому что химия, показывающая, как “из нескольких взятых тел порождаются новые”, вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за “семью печатями” владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

      Еще до постройки  лаборатории Михаил Васильевич  предложил ряд новых химических  решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации “О действии химических растворителей вообще” (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

     В особенности большое  значение имеет открытый им  закон о сохранении материи,  точнее – веса и движения. Обоснование  этого закона впервые дано  Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: “Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому”. В работе “Об отношении количества материи и веса” (1758) и в “Рассуждении о твердости и жидкости тел” (1760) открытый Ломоносовым “всеобщий естественный закон” получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

      Не менее ценными  были исследования Ломоносова  в области физики. Собственно  физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

      До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических  заключений были законы постоянства  материи и движения.

     Мнение свое о неизменности  вещества ученый доказывал химическими  опытами. В 1756 году он делает  такую запись: “Делал опыты в  заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере”. Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

       Ломоносов вплотную  подошел к понятию абсолютного  нуля. Он утверждал: «...невозможна  высшая и последняя степень  теплоты как движения. Наоборот, то же самое движение может  настолько уменьшиться, что тело  достигает, наконец, состояния совершенного покоя и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя ступень холода, которая должна состоять в полном прекращении... движения частиц».

       В  ХVIII веке в России, как и в Европе, начинается активное изучение электрических явлений.  М.В.Ломоносов занимается (совместно с Г.В.Рихманом) исследованиями атмосферного электричества, сконструировав для этих целей установку, названную громовой машиной. 
Громовая машина представляла собой заостренный железный шест, установленный на крыше дома. От железного шеста в дом шла проволока. Конец этой проволоки был соединен с электрическим указателем, т.е. с простейшим электрометром, изобретенным Рихманом. 
С громовой машиной и Рихман и Ломоносов проделали много опытов. Ломоносов открыл, что электрические заряды в атмосфере появляются не только во время грозы, но и без нее. На основе своих опытов Ломоносов создал первую научную теорию образования электричества в атмосфере.     

      Большое внимание  М.В.Ломоносов уделял развитию  научных исследований в области  строения земной коры.  Михаил  Васильевич Ломоносов является  основоположником русской геологии.В  молодости Ломоносов посетил  в Германии много рудников. Осматривая в них разрезы земной коры и изучая образцы горных пород, он приобрел большие геологические познания. По возвращении на родину, заботясь о развитии горного дела, Ломоносов стал изучать образцы руд и минералов, которые присылали ему со всех концов России. Накопленные геологические знания он изложил в сочинении «О слоях земных». Ломоносов интересовался вопросом происхождения материков. Он полагал, что одни части земной коры медленно поднимались и образовали материки; другие же постепенно опускались, на них скапливались атмосферные осадки и возникали океаны. Какие же силы поднимали или опускали отдельные участки земной коры? Ломоносов приписывал эти явления действию внутренних. сил Земли. Он писал, что «сила, поднявшая таковую тяжесть, ничему приписана быть не может, как господствующему жару в земной утробе».Но Ломоносов не упускал из виду и действия внешних сил природы: ветра, текучих вод и смены температур. «Известно,— писал он,— сколько у нас в России перемен делают по весне великие реки... во всем свете рудокопы не перероют столько земли, не опровергнут камней во сто лет, сколько одной весной разрушают оных льды и быстрины беспримерных вод российских». Все эти мысли великого русского ученого оказались справедливыми. С ними согласна и современная наука.

       Михаил Васильевич Ломоносов писал о важности исследований Арктики, о том, что русским мореходам надлежит проторить путь через северные моря в Тихий океан.

Глубоким убеждением, что Северный морской путь будет открыт русскими мореходами, проникнуты поэтические строки Ломоносова:

Информация о работе Вклад М.В.Ломоносова в развитие культуры