Вклад М.В.Ломоносова в развитие культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 03:03, реферат

Краткое описание

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, приблизительно в 80 км от Архангельска. Как многие жители Поморья, отец Ломоносова занимался морским промыслом. Сын пошел в отца. Огромный рост, физическая сила, бесстрашие сделали из юноши отличного рыбака и дельного помощника. В зимние месяцы, когда работы было меньше, Ломоносов научился грамоте и пристрастился к чтению церковных книг. У одного из своих односельчан четырнадцатилетний Ломоносов увидел две светские книги — "Грамматику" М. Смотрицкого и "Арифметику" Л. Магницкого. В "Грамматике" объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения.

Оглавление

1.Краткие биографические сведения
2.Достижения Ломоносова в области химии, физики и других науках
3.Учение о русском красноречии
4.О сочинении «О пользе книг церковных в российском языке»
5. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова
6. Поэзия Ломоносова
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Вклад М. В. Ломоносова в развитие культуры.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

В наставлении пятом («О вспомогательных  или служебных частях слова») рассматриваются местоимения, наречия, предлоги (предлоги в «Российской грамматике» еще не разделяются с приставками), союзы; предлагаются их классификации. В этом же наставлении Ломоносов еще раз обращается к причастиям, фиксируя внимания читателя на некоторых их особенностях, которые не были обсуждены в наставлении о глаголе. Очевидна определенная нелогичность рассмотрения причастий в рамках вспомогательных (служебных) частей речи, что, по-видимому, ощущал и сам Ломоносов (ср.: «О причастиях хотя выше сего в спряжении глаголов показано, однако же кратко, и для того здесь надлежит изъяснить пространнее»).

Наставление шестое («О сочинении» частей слова») посвящено вопросам синтаксической сочетаемости частей речи. Терминов типа «управление», «примыкание» и подобных как таковых еще нет (впрочем, ср.: «Имена прилагательные, местоимения и причастия должны с существительными, к которым прилагаются, должны быть согласны в роде, числе и падеже»), но техника и особенности синтаксических связей продемонстрированы отчетливо. Анализируя сочетаемость слов, Ломоносов не ограничивается только формальной стороной дела. Он показывает важность смысловой сочетаемости слов. Действительно, синтаксис не есть просто формальное связывание слов. Синтаксис — это связывание («сочинение») смыслов с использованием определенных формальных механизмов. Учения о простом предложении и синтаксических единицах, бóльших, чем простое предложение, в «Российской грамматике» нет (за исключением самых общих и кратких сведений на этот счет в главе 5-ой первого наставления). Однако, согласно грамматическим представлениям того времени, это учение должно было содержаться не в курсе грамматики, а в риторике. Риторика и грамматика составляют одно целое: грамматика объясняет устройство языка, риторика учит, как правильно строить речь. Об одном из побудительных стимулов к составлению грамматики Ломоносов писал: «Особливо для того выдаю [«Российскую грамматику»] на свет, что уже Риторика [«Краткое руководство к красноречию», 1748 г.] есть, а без грамматики разуметь трудно». Не случайно Ломоносов обращался в Академическую канцелярию с просьбой о выпуске нового издания его Риторики одновременно с выходом в свет «Российской грамматики».

«Российская грамматика» — отчетливо  нормативно ориентированная грамматика (ср., напр.: «Говорят иные: хочем, хочете, хочут, однако непристойно»; «Весьма погрешают те, которые по свойству чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами разделяют идучи я в школу, встретился со мной прiятель» и т.п.). Собственно, в условиях становления нового литературного языка русского общества, в процессе поиска языка новой литературы это было веление времени. И Ломоносов хорошо понимал это, став и в теории, и в практике одним из творцов современного русского литературного языка.

Таким образом, «в "Российской грамматике" Ломоносова  были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка: формальный, функциональный и стилистический - в их органическом взаимодействии; этим определилось развитие русской грамматической мысли на много десятилетий вперед» (Н. Ю. Шведова). И современные грамматики строятся практически так же, как и «Российская грамматика», обязательно включая три указанные аспекта описания языка.

Выход «Российской грамматики»  был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста. «Российская грамматика» - это не холодный труд кабинетного ученого. В ней бьется пульс Человека-творца, человеческого разума как отражения разума Божественного. Божественный разум, разум человеческий, красота творения и «красота», «чистота» и великолепие русского языка как части этого творения — вот опорные точки труда, именуемого «Российской грамматикой».

Творец! Покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред Тобою

 Всегда творити научи…

(«Утреннее размышление о Божием  величестве»; 1743 г.).

Познать красоту русского языка, уметь  использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение, - задача россиянина: «язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем».

 

6. Поэзия  М.В.Ломоносова 

      В школьные годы  Ломоносова господствовало чуждое  природе русского языка и народно  поэтическому творчеству силлабическое  стихосложение (от греческого  слова, означающего «слог»). От  стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова — поэт и ученый-филолог  Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных   слогов. Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего «ударение»). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати- и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога , и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов. Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

      Первые стихотворения  Ломоносов написал в годы пребывания в Славяно-греко-латинской академии как учебные упражнения в стихотворстве. Начало его литературной деятельности     относится к 1739 году, когда, еще учась в Германии, он написал «Оду на взятие Хотина» и сопроводил ее «Письмом о правилах российского стихотворства», в котором продолжил и углубил принцип реформы стихосложения Тредиаковского. Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова ( автора 20 од).

      Одно из самых  частых в поэтическом словаре  Ломоносова - слово наука. Восторженные  похвалы науке — одна из  основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые «юношей питают» и «отраду старцам подают». В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:

В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой

И, что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой...

Наука легких метеоров,

Премены неба предвещай

И бурный шум воздушных споров

Чрез верны знаки предъявляй:

Чтоб ратай мог избрати время,

Когда земле поверить семя

И дать когда покой браздам,

И чтобы, не боясь погоды,

С богатством да льны шли народы

К Елисаветиным брегам.

Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись  его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова «О пользе стекла».

С огромной поэтической силой новое  научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова. В «Утреннем размышлении» поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Ворющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

«Несчетные солнца» неизмеримых  пространств бесконечной вселенной  видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне - дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён.

        Первое издание  стихов М.В.Ломоносова было выпущено  Академией в 1751г. Вне Академии  на М.В.Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта.  Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии в том, что он тратит время на физику и химию.                                                                                                                      

М.В.Ломоносов был учёным в поэзии и искусстве и поэтом и художником в науке.

 

7.Заключение.

      Ломоносов  вторгался  во все области человеческого  знания. Выдающийся вклад М.В.  Ломоносова в развитие многих  отраслей науки бесспорен, и  о нем, как гениальном ученом, надолго опередившем свое время,  на конкретных примерах говорят химики, физики, литераторы, лингвисты и многие другие их собратья по научному цеху.

      Ломоносов был  великим преобразователем русского  литературного языка, принявшим  участие в разработке его общенациональных  основ. «„Риторика" Ломоносова  и его ораторские произведения воспитали многие поколения русских писателей. Мысли Ломоносова об ораторском искусстве... дошли до наших дней» (Бeрков П. Н.   М. В. Ломоносов об ораторском искусстве). Ломоносов в сфере русской поэзии является реформатором, преобразователем литературного языка и стиха, законодателем новых литературных форм. Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка - на это и были направлены усилия Ломоносова. Написание “Российская грамматика” есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Грамматика Ломоносова- это первая русская грамматика, потому что все более ранние грамматики были посвящены исключительно церковно-славянскому языку. Ломоносов умело воспользовался предшествующей грамматической традицией, но сделал гигантский шаг вперед, впервые в русской истории избрав предметом грамматического изучения новый, светский русский литературный язык и тем самым, положив начало дальнейшему его грамматическому совершенствованию.

     Литературная деятельность гениального поэта-ученого - его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха- имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром «Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.

     «Историк... механик,  химик... художник и стихотворец,  он все испытал и все проник...»  — так писал о Ломоносове  Пушкин. Во многом он опередил  науку своего времени, сделав  открытия в самых разных областях  знаний — химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории, словесности (языке и литературе).

 
Использованная литература:

  1. Большая Советская Энциклопеция
  2. Евтюхин В. Б. «"Российская Грамматика" М. В. Ломоносова».
  3. Сайт: http://www.lomonosov-diplom.narod.ru

Информация о работе Вклад М.В.Ломоносова в развитие культуры