Содержание
Введение
Глава 1.
Аристотель об историческом
процессе и государстве
1.1. Родовая община
как элемент государства
1.2. Рабовладельческий
универсализм Аристотеля
1.3. «Среднее» и
идеальное государство в понимании Аристотеля
1.4. Историческая
жизнь и ее структура по Аристотелю
Глава 2.
Сила и слабость политических
взглядов Аристотеля
2.1. Рассуждения
философа о государстве
2.2. Отношение к
общей и частной собственности
2.3. Представление
Аристотеля о праве
2.4. Формы правления
по Аристотелю
Заключение
Список
литературы
Введение
Античная
Греция оказала существенное влияние
на формирование политической культуры
и европейской цивилизации. Маленькие
города-государства пребывали в
постоянных междоусобицах, хотя у них
были общие боги, герои, язык и культура.
Политическая раздробленность Греции
объяснялась в основном природными условиями.
Размеры
городов-государств (полисов) были невелики.
В период расцвета Афин в них насчитывалось
35-40 тысяч граждан. Небольшие масштабы
городов-государств лишало полисы стабильности
и вели к быстрой смене политических форм.
Но чем меньше была территория, тем теснее
общение граждан. Жизнь человека вводилась
в жесткие рамки законом или обычаем. Власть
по отношению к личности всегда оставалась
тоталитарной. Однако большинству граждан
режим казался естественным. Те, кто выходил
за рамки общепринятого, должен был поплатиться
своим благополучием или даже жизнью.
Античная
цивилизация основывалась на рабстве.
В своих рассуждениях о государстве
и праве античные мыслители не
выходили за рамки полиса служившего для
них образцом и провозглашенного высшей
формой общественной организации.
Пик
древнегреческой цивилизации приходился
на VI-V века до н.э. в Пелопонесской
войне Афины терпят поражение. Начинается
закат античной Греции. Кризис системы
привел к величайшему расцвету политической
мысли, который был связан с именами Платона
и Аристотеля. В их сочинениях собрана
политическая мудрость, накопленная древними
греками.
Изучением
наследия великих греческих философов
занимались многие зарубежные ученые:
Б. Снелль, Р. Хампе, Д. Каллахан, Б. Ван Гронинген,
К. Диано, С. Аккаме, Э. Делаги, К. Краймз,
М. Финли, М. Бродбент, И. Брус, Фон Лейден,
Э. Бенвенист и другие. Среди отечественных
историографов выделяются Э. X. Вельскопф[1],
А.Ф. Лосев, Ф.Х. Кессиди[2], Асмус В.Ф.[3] и
многие другие. Не ослабевает внимание
к этой научной проблеме и по сей день.
В
современных условиях демократизации
всех сфер общественной жизни особую
актуальность приобретает проблема
взаимодействия личности и государства.
В
бывших социалистических странах общественная,
гражданская, неполитическая жизнь
регламентировалась государством, его
исполнительным аппаратом. Изменения;
происшедшие в общественной жизни
в нашей стране, существенным образом
повлияли на взаимоотношения личности
и государства. Эти процессы усилили интерес
к проблеме данной работы.
Цель
работы - выяснить, как Аристотель понимает
категории государства и права и их
взаимоотношения.
Для
реализации поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
-
познакомиться с политическими взглядами
Аристотеля по его трудам и исследованиям
историографов;
-
показать связь взглядов великого
философа с общественно-исторической
обстановкой Древней Греции периода
кризиса политической системы;
-
рассмотреть учение Аристотеля о времени;
-
проанализировать взгляды философа
на государство и право, его
отношение к частной и общей
собственности, к различным формам правления.
Объектом
изучения будет учение Аристотеля.
Предметом
исследования - политические взгляды
философа, его понимание государства
и права.
Глава
1. Аристотель об историческом
процессе и государстве
1.1.Родовая
община как элемент государства
В
понимании Аристотеля, время неотделимо
от движения и изменения. Оно есть
различение «прежде» и «после» в событии.
В событии всегда есть порядок протекания,
«так как движущееся движется от чего-нибудь
к чему-нибудь». Когда мы начинаем воспринимать
этот порядок, перед нами уже не событие,
а время. Время есть мера движения.
Аристотель
определяет то специфическое, чем отличается
человеческая история. Первым составным
элементом всякой исторической единицы,
по мысли философа, является родовая община.
Она состоит из отношений мужа и жены и
из отношений отца к детям. Государство
есть «только объединение этих родовых
общин»[4]. Эту мысль Аристотель высказывает
во многих местах своего трактата «Политика».
Подытоживая вековое развитие своей страны,
Аристотель выделяет родовую общину как
один из значимых элементов государства.
Го, что родовая община введена Аристотелем
в само понятие государства, свидетельствует
о широте и глубине его исторического
мышления. В период полного господства
общинно родового строя, когда еще не существовало
большого развития наук и искусств, когда
все развивалось по типу общинно родовых
отношений, в этот период вообще все могло
объясняться по типу общинно родовых отношений.
Античное
государство было пронизано остатками
общинно родовой формации.
1.2.Рабовладельческий
универсализм Аристотеля
Кроме
родовой общины, другим важным элементом
всякого исторического государства является
у Аристотеля рабство. По мнению великого
философа, никакое государство невозможно
без наличия в нем господ и рабов. Античный
способ производства в основном всегда
был результатом непосредственного физического
труда одних и организующей воли других.
Однако философ тут не ограничивается
простой констатацией факта. Аристотелю
принадлежит глубокий анализ понятия
раба и отчетливое о нем представление
в отличие от мыслителей предшествующего
периода.
По
Аристотелю, «рабом является только тот
человек, кто является рабом по своей природе»[5].
Сама природа требует рабства для существования
государства. Аристотель не находит в
нем ничего постыдного и противоестественного.
Законы природы можно нарушать. Раб может
восстать против своего господина, но
это противоестественно, безобразно, уродливо
и требует уничтожения.
Аристотель
тонко анализирует понятие раба,
утверждает универсальность рабства
во всем мире, включая неодушевленную
природу, спорит с различными непоследовательными
теориями по этим вопросам.
Противоположение
господина и раба является отношение
целого и его частей. Если нет
целого, то нет и частей. Если же есть
части, то есть и целое, частями которого
они являются. Раба необходимо считать
естественной частью господина. Господин
же управляет всеми своими рабами и из
бессмысленности превращает их в осмысленное
целое. Это, по мнению Аристотеля, и естественно,
и логично, и морально, и справедливо
1.3.«Среднее»
и идеальное государство в
понимании Аристотеля
Все
исторические формы государственного
устройства у Аристотеля везде разные,
везде имеют те или другие преимущества
или недостатки. По мнению философа, наилучшим
государственным строем будет тот, где
господствуют люди и не очень богатые,
и не очень бедные. Элементы этого «среднего»
строя можно находить в самых разнообразных
государствах: монархии, аристократии,
олигархии, демократии. Скорее всего, это
будет умеренно-аристократический строй.
Однако Аристотель приходит к выводу,
что этот «средний» строй редко когда
осуществлялся в Греции. Иллюзией является
то, что Аристотель находит осуществление
«среднего» строя в тех многочисленных
городах, которые строил Александр Македонский
во время своих мировых завоеваний.
Государство,
по Аристотелю, должно быть фактическим
осуществлением добродетели. Добродетель
и красоту философ понимает как серединную
гармонию между двумя крайностями.
Высокая
мораль и разум свойственны у
Аристотеля только высшему классу.
Она не свойственна ни ремесленникам,
ни рыночным торговцам, ни поденщикам.
У
рабов вообще не существует рассудка.
Наиболее разумным и максимально доступным
государственным строем является, по мнению
Аристотеля, не тот, в котором господствуют
только разумные и моральные люди, но и
не тот, который создается хамами и всякой
низовой сволочью. Надо придумать нечто
третье, «где мораль господ осуществлялась
бы реально, а безнравственность низов
получала бы известного рода преобразования
и приобщалась бы к общегосударственной
добродетели и разуму»[6]. Эта аристотелевская
иллюзия отражает общегреческий идеал
умеренности и гармонии.
Если
в государстве, по мысли Аристотеля,
имеется только один муж, обладающий
предельной добродетелью, то пусть
он и будет единственным управителем
государства, его волей и законом.
Если таких правителей окажется несколько,
то власть должна принадлежать всем им,
и это будет аристократия.
Самым
резким образом Аристотель критикует
тиранию. Не меньшей критике подвергаются
у Аристотеля фактические аристократии,
которые он наблюдает в своих
исторических изысканиях и в своей современности.
В
идеальном государстве Философ
признает только два сословия. Это
военные, они же и установители законов
и жрецы, а также и судьи. Они
не могут заниматься ремеслами или
земледелием, но только пребывают в
состоянии досуга, заполненного науками
или искусствами для умножения своей добродетели.
Другое
сословие - это ремесленники, земледельцы
и рабы. Им, как и всем гражданам,
должна быть свойственна добродетель,
но эта добродетель заключается
в повиновении и подчинении высшему
сословию. Учить их не для чего, ибо
у них нет ума. Кроме государственной земли,
на которой они работают, они могут иметь
и собственную землю - в пределах своей
рабской добродетели. Их цель - кормить
и содержать все государство.
В
качестве идеального государства Аристотель
обрисовывает такое, которое является
нерушимой автаркией, осуществляет высшую
моральную ценность эвдаймонию. Эвдаймония
это наивысшее состояние ума, наивысшее
его сосредоточение, полное уподобление
божескому существованию: «...всякий наилучший
полис должен пользоваться эвдаймонией
и проявлять прекрасную деятельность»
1.4.Историческая
жизнь и ее структура по
Аристотелю
Если
под полисом Аристотель понимает
определенное население, взятое в целом,
то полития для него - устроение
полиса, его структура. Полития есть
благоустроенный и целый организм. Он
невозможен без закономерной структуры.
Закон является внутренним содержание
политии. Аристотель говорит об автаркии
всякой политии, о ее самостоятельности,
о ее независимости ни от чего другого.
Все
рассуждение Аристотеля соответствуют
исторической жизни древних греков. «Полития
есть основанная на родовой общине и рабовладении
общность людей, которые вознамерились
создать и всегда поддерживать закономерную
и физиологически определенную автаркию
в целях приобщения к вечности во всех
своих поступках, мыслях, во всей своей
жизненной целеустремленности»[7]. Основная
идея «Политики» -понимание полиса как
духовной организации.
Философ
долгое время колебался между
аристократией и монархией, но был
поклонником македонского монархизма.
Глава
2. Сила и слабость
политических взглядов
Аристотеля
2.1.
Рассуждения философа о государстве
Политические
взгляды Аристотеля нашли отражение
не только в «Политике», но и в
«афинской политии», «Этике» и
других сочинениях. Их отличительной чертой
является тесная связь с этикой. Под этикой
тогда понимали весь свод правил, традиций,
которые регулировали жизнь общества
в соответствии с общими интересами. Система
морали понималась в общественном, а не
личном плане.
Аристотель
включал в политику и этику, и экономику.
Политику же он определял как «науку о
высшем благе человека и государства»[8].
Цель этики и политики одна - благосостояние
человека и полиса, их счастье.
Аристотель
не вышел за рамки полиса, хотя полисное
устройство явно терпело крушение. Все
остальные виды государственной организации,
весь варварский мир он характеризовал
как низшее общество, не достигшее политического
уровня.
По
Аристотелю, государство это «творение
природы», продукт естественного
развития. В его основе лежат потребности
людей. Полис - это общество, поэтому Аристотель
определяет человека как «общественное»
или «политическое животное». Человек
не может жить один, он нуждается в контактах,
в общении с себе подобными, в объединении
с ними. Существует несколько ступеней
объединения. Первый тип объединения это
семья, которая состоит из мужчины, женщины
и детей. Далее большая (расширенная) семья,
состоящая из нескольких поколений кровных
родственников с боковыми ветвями. Затем
деревня или селение. Наконец, полис.
По
мере расширения круга объединения, его
усложнения, восхождения ко ступеням общественной
жизни возрастает количество благ, полученных
человеком от общения, а также его безопасность.
Выигрыш происходит от разделения труда.
Полис
- высшая форма объединения. Он достаточно
велик, чтобы удовлетворить все потребности
человека. В то же время он «достаточно
мал для хорошей организации, основанной
на личном общении и не превращающей человека
в часть гигантской структуры, в которой
его роль практически сведена к нулю. Цель
полиса - благо граждан»[9].
Полис
это объединение людей и территория,
находящиеся под властью одного
правительства, имеющие одну конституцию.
Единство власти и территории придает
ему целостность.
Полис
- это общение свободных и в
известном смысле равноправных людей,
обладающих разумом и способных самоопределяться,
управляя своими действиями. Власть в
полисе распространяется на свободных
и равных граждан.
Рассуждения
о свободе и равенстве не распространяются
на рабов. Философ считает рабовладение
естественным и необходимым. Раб лишен
разума, управлять им так же естественно,
как помыкать волом. Одни люди по природе
своей рабы, а другие свободны. Это относится
не только к отдельным лицам, но и целым
народам.
Например,
Аристотель убежден, что эллины рождены
свободными, в варвары - по природе своей
рабы, их покорение естественно.
В
то же время философ считал недопустимым
порабощение греков греками в
результате плена или за долги, что
было тогда нормальным и распространенным
явлением.
Полис
- наиболее совершенная форма общественного
объединения. Она представляет собой органическое
целое и стоит выше семьи и индивида. Сфера
его ведения очень широка. Однако единство
полиса не должно идти в ущерб семье и
отдельному гражданину.
2.2.
Отношение к общей и частной
собственности
По
Аристотелю, общность имущества противоестественна,
а частная собственность соответствует
природе. Человек больше всего любит
себя. В разумных пределах это нормально.
Частная собственность следствие
себялюбия. Частная собственность
является стимулом к труду, производству
и обогащению. То, что выгодно гражданину,
выгодно и полису. Когда граждане богаты,
это соответствует общему благу.
Общая
собственность противоестественна.
Общий интерес ничейный интерес.
Общее имущество не дает стимулов
к производству, она содействует лени,
ею трудно управлять, она развивает стремление
воспользоваться результатами чужого
труда. Аристотелевская критика коммунистической
идеи и апология частной собственности
сохраняет значение и по сей день.
Защита
частной собственности не мешала Аристотелю
осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение.
Философ выделял две формы накопления
богатства. Первая форма - своим трудом,
через производство, создание материальных
ценностей. Такая форма увеличивает общее
богатство и выгодна полису.
При
второй форме обогащения - посредством
торговли, спекуляции, ростовщичества.
Эта форма ничего нового не создает.
Это перекачка готовых ценностей.
Идеал
Аристотеля в том, чтобы собственность
была частной, а плоды ее использовались
для общего блага. Этот идеал был воспринят
исламом, христианством, но доказал свою
практическую неприменимость.
2.3.
Представление Аристотеля о праве
У
Аристотеля тесно связаны два
понятия: государство и право. Полис
- это «правовое государство». В
полисе должно господствовать право, а
не люди. Благодаря своему общему характеру
законы свободны от страстей, они представляют
собой уравновешенный разум. Им не мешают
симпатии, антипатии, эмоции.
Право
- это нормы, регулирующие общественную
жизнь, придающие ей определенную форму
и стабильность. Аристотель говорит
в «Политике»: «порядок и есть своего
рода закон»[10].
Важнейшим
признаком закона является его принудительная
сила. Большинство людей не склонны
поступать добродетельно. Поэтому необходимо
принуждение на правовой основе.
Право,
по мнению Аристотеля, тождественно справедливости.
В доклассовом обществе представление
о справедливости выражало нравственную
оценку общиной поступков человека.
Первоначально круг приложения понятия
справедливости ограничивался родом или
племенем. С развитием родового строя
понятие справедливости стало распространяться
и за пределы племени.
Древние
греки оставались еще враждебными
к варварам, они не признавали за
ними справедливых прав. Мысль о том, что
всякий человек имеет право на гуманное
отношение, была чужда им. Однако уже начался
прогресс в нравственных представлениях
людей о справедливости.
Смягчалась
жестокость войн. Первоначально всех
побежденных мужчин убивали, впоследствии
убийство военнопленных стало считаться
постыдным. У Ксенофонта уже встречается
мысль, что мирных жителей побежденной
страны необходимо щадить.
В
мифах Гомер описал «воздающую»
справедливость богов. Их кара настигает
виновного, его родственников и потомков.
Вина властителя переносится на судьбы
государства. Так троянцы расплачивались
за грехи Париса.
Справедливость
изменяется на протяжении всей истории
человечества. Появление частной
собственности изменило людей и
их представления о справедливости.
С расколом общества на классы и появлением
государства понятие справедливости приобретает
классовое содержание. Например, представители
высших классов не считали раба человеком
и не признавали наличия у него нравственных
добродетелей, включая чувство справедливости.
Плутарх считал, что воровство, ложь, невоздержанность,
склонность к чувственным наслаждениям
являются специфическими качествами,
присущими только рабам.
Аристотель
убежден, что справедливое и законное
должно совпадать. Цель права - общая
польза, общее благо. Право регулирует
отношения свободных и равных людей, отношения
властвования и подчинения. Отношения
между рабовладельцами и рабами не является
предметом права.
В
праве Аристотель выделяет несколько
пластов. Он говорит о естественном
праве, которое не нуждается в законодательном
оформлении. Кроме того, философ выделяет
условное право, то есть нормы, установленные
людьми в форме законов и соглашений.
Он
различает писаный и неписаный
закон, или обычай. В Греции, как
в любом древнем обществе, обычай,
традиции регулировали все стороны жизни.
Аристотель
- сторонник стабильного права. Он
уважает обычаи, не одобряет расширения
государственного регулирования и
законотворчества, не считающегося с
традициями. Искусство законодателя
состоит в том, чтобы создавать законы,
соответствующие государству, а не подгонять
государственный строй к придуманным
законам.
Даже
несправедливый закон имеет обязательную
силу иначе в обществе не будет
порядка. Проведение грани между
идеалом и действительностью
в праве делает возможным их совершенствование.
Аристотель
выделяет справедливость уравнивающую
и распределительную. Первая основана
на равенстве, вторая предполагает неравенство
и оправдывает его.
Если
несколько человек вкладывают деньги
в общее дело, то прибыль следует
поделить между ними в соответствии с
долей капитала каждого из них. Это справедливо.
Тот
же принцип должен применяться и
при организации полиса. Цель полиса
- общее благо. Чтобы обеспечить справедливое
распределение власти, почестей, прав
и обязанностей, нужно учесть вклад
каждого в общее благо.
Вклад
подданных не определяется только их
состоянием и тратами на общественные
нужды. Следует учитывать участие
в вооруженных силах, в управлении,
в образовании, и интеллект, и опыт,
и богатство.
Политическая
организация представляется Аристотелю
сферой не уравнивающей, а распределяющей
справедливости. Важным показателем справедливости
Аристотель считает отсутствие крайностей
между бедностью и богатством, золотую
середину.
2.4.
Формы правления по Аристотелю
Формы
правления зависят от того, кто
признается гражданином, или от числа
властвующих. Нельзя, по мнению Аристотеля,
признавать гражданами всех, кто полезен
для государства. Из числа граждан
нужно устранить не только рабов,
но и тех, кто из-за отсутствия достатка,
досуга, образования не способен самостоятельно
приходить к разумным решениям. Это чужеземцы,
ремесленники, торговцы, матросы.
Аристотель
не наделяет гражданскими правами женщин.
Граждане
- это те, «кто участвует в законосовещательной
и судебной деятельности»[11]. Между
ними может не быть полного равенства.
Полноправным гражданином является тот,
кто может быть избран на любую должность.
Признаком хорошего гражданина может
быть практическое знание организации
и жизни полиса как в качестве подданного,
так и в качестве должностного лица.
Государства
Аристотель делит на три группы по
числе участвующих в управлении:
где властвует один человек, немногие
и большинство. Но к численному критерию
он прибавляет этический. В зависимости
от того, думает ли правитель об общем
благе или печется только о собственных
интересах, формы правления бывают правильные
и неправильные (извращенные).
На
основании сочетания этих двух критериев
Аристотель выделяет и характеризует
шесть форм правления. Правильная власть
одного человека именуется монархией,
а неправильная - тиранией. Правильная
власть немногих - аристократией, а неправильная
- олигархией. Правильная власть большинства
называется политией, а неправильная -
демократией.
Монархия
- это реальное сосредоточение власти
в руках одного лица. У Аристотеля нет
пристрастия к этой форме. Он предпочитает
власть наилучших законов власти наилучшего
мужа. Чтобы монархия была правильной,
царь должен быть великим человеком.
Неправильную
монархию (тиранию) Аристотель считает
худшей из форм правления.
Философ
отдает предпочтение аристократии - власти
ограниченного числа лучших в
нравственном и интеллектуальном отношении
лиц. Чтобы аристократия не вырождалась,
нужна группа очень хороших людей,
что бывает редко. При отсутствии
выдающихся правителей аристократия перерождается
в олигархию.
При
олигархии господствуют богатые. Высокий
имущественный ценз оттесняет от
власти большинство населения. Царят
беззаконие и произвол. В олигархии
имеет место полное неравенство.
Аристотель считает это несправедливым.
Но, по мысли философа, несправедлив и
противоположный принцип - полного равенства,
что характерно для демократии.
Богатые
и бедные являются существенными
элементами государства. В зависимости
от преобладания тех или других устанавливается
и соответствующая политическая форма.
Признаком олигархии является не столько
власть меньшинства, сколько власть богатства.
Для демократии характерно преобладание
бедных в структуре власти.
Аристотель
выделяет несколько типов демократии.
Все граждане, независимо от их имущественного
состояния могут участвовать на равных
в осуществлении верховной власти или
же может иметь место невысокий имущественный
ценз.
Худшим
видом демократии является такой, когда
народ правит, не опираясь на законы,
возводя в закон каждое свое решение.
Беззаконие роднит этот вид власти с тиранией
и олигархией.
Аристотель
относится к демократии избирательно.
Умеренную цензовую демократию философ
одобрял. Такая демократия, по мнению
Аристотеля, была в Греции в период
правления Солона в начале VI века
до н.э. Этот правитель поделил всех граждан
в зависимости от их состояния на четыре
разряда.
Порядки
же, установившиеся в Греции при
Перикле Аристотель осуждал, так
как не признавал уравнительной
справедливости. Мыслитель считал,
что у большинства бедных людей
нет ни образования, ни досуга, чтобы заниматься
делами управления. Их бедность создает
условия для подкупа, для групповых дрязг.
Демократия
- неустойчивая форма правления, но
Аристотель ставит ее выше олигархии
и даже аристократии, потому что
считает: в множестве людей есть в каждом
частичка или таланта, или мудрости.
Полития
- вариант власти большинства. В ней
сочетаются достоинства олигархии
и демократии, это та золотая середина,
к которой стремился Аристотель.
Гражданами признаются только лица, имеющие
средний достаток. Они участвуют в народном
собрании, выбирают магистратов. Чистая
форма политии - редкость, так как для нее
требуется сильный средний класс.
По
мнению Аристотеля, причиной переворотов,
насильственной смены форм правления
является нарушение справедливости, абсолютизация
принципа, лежащего в основе формы правления.
Например, при демократии это абсолютизация
равенства. Аристотель связывает перевороты
с с социальными противоречиями. Причинами
переворотов являются усиление одного
из классов, слабость среднего класса.
В
своих трудах философ дает советы,
как укрепить разные формы правления.
Но лучшим способом обеспечения стабильности
он считает установление политии.
Заключение
До
Аристотеля, который своим учением
о необходимости рабства подвел итог
тысячелетнему существованию Древней
Греции, еще никто не говорил на эту тему
так открыто и категорически. Мыслитель
дал глубокий и разносторонний анализ
понятия раба.
Природа
требует рабства для существования
самого государства. В рабстве нет ничего
постыдного или противоестественного.
Политическая
организация представляется Аристотелю
сферой не уравнивающей, а распределяющей
справедливости. Важным показателем
справедливости Аристотель считает
отсутствие крайностей между бедностью
и богатством, золотую середину.
На
основании сочетания этих двух критериев
Аристотель выделяет и характеризует
шесть форм правления. Наиболее совершенной
формой правления он считает политию».
Идеалом
Аристотеля является «среднее» государство,
осуществляющее добродетель. Добродетель
трактуется как гармония между двумя крайностями.
Центром
учения Аристотеля является понятие
«политии». Полития есть основанное
на родовой общине и рабовладении
общность людей, которые вознамерились
создать и всегда поддерживать закономерную
и физиологически оправданную автаркию
в целях приобщения к вечности во всех
своих поступках, мыслях, жизненных целях.
Понятия
государства и права тесно
связаны. Полис должен основываться
на праве. Право - нормы, регулирующие общественную
жизнь политии. Закон должен основываться
на разуме, он должен быть лишен эмоций,
симпатий и антипатий.
Вклад
Аристотеля в историю политической
мысли очень велик. Он создал новую
методологию эмпирического и
логического исследований, обобщил
огромный материал. Его подход отличается
реализмом и умеренностью. Он довел до
совершенства систему понятий, которой
человечество продолжает пользоваться
до сих пор.
На
основании проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Излагая
свое учение об идеальном строе, философ,
прежде всего, исходит из того, что в этом
учении не содержится ничего неосуществимого.
Теоретическое построение идеального
полиса - конечная задача, которую ставит
перед собой Аристотель в "Политике".
Рассуждения о совершенном, с точки зрения
автора, полисе занимает в "Политике"
много места. Этому рассуждению предпослано
занимающее гораздо больше места учение
о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование
мысли, что полис является высшей формой
объединения, способствующей достижению
счастливой жизни, т.е. жизни добродетельной;
понятие полиса подвергается расчленению
на его простейшие элементы.
Проблема
рабства также занимает большое
место в “Политике” Аристотеля.
По Аристотелю, «рабом является только
тот человек, кто является рабом
по своей природе». Сама природа требует
рабства для существования государства.
Аристотель не находит в нем ничего постыдного
и противоестественного. Аристотель тонко
анализирует понятие раба, утверждает
универсальность рабства во всем мире,
включая неодушевленную природу, спорит
с различными непоследовательными теориями
по этим вопросам.
В
идеальном государстве философ
признает только два сословия. Это
военные, они же и установители законов,
и жрецы, а также судьи. Они
не могут заниматься ремеслами или
земледелием, но только пребывают в состоянии
досуга, заполненного науками или искусствами
для умножения своей добродетели.
Другое
сословие - это ремесленники, земледельцы
и рабы. Им, как и всем гражданам,
должна быть свойственна добродетель,
но эта добродетель заключается
в повиновении и подчинении высшему сословию.
Учить их не для чего, ибо у них нет ума.
Кроме государственной земли, на которой
они работают, они могут иметь и собственную
землю - в пределах своей рабской добродетели.
Их цель - кормить и содержать все государство.
Политическая
организация представляется Аристотелю
сферой не уравнивающей, а распределяющей
справедливости. Важным показателем
справедливости Аристотель считает
отсутствие крайностей между бедностью
и богатством, золотую середину.
На
основании сочетания этих двух критериев
Аристотель выделяет и характеризует
шесть форм правления. Наиболее совершенной
формой правления он считает политию.
Идеалом
Аристотеля является «среднее» государство,
осуществляющее добродетель. Добродетель
трактуется как гармония между двумя
крайностями.
Центром
учения Аристотеля является понятие
«политии». Полития есть основанное
на родовой общине и рабовладении
общность людей, которые вознамерились
создать и всегда поддерживать закономерную
и физиологически оправданную автаркию
в целях приобщения к вечности во всех
своих поступках, мыслях, жизненных целях.
Политическое
учение Аристотеля имеет чрезвычайно
большую теоретическую и еще
большую историческую ценность. Сжатый
проект идеального государства, намеченный
Аристотелем, как и всякая утопия, есть,
по сути, смесь черт вымышленных, надуманных
в отличие от существующих форм государственности,
с чертами, отражающими реальные исторические
отношения общества, в котором этот проект
был разработан. Особенность «Политики»
в том, что в ней черты реальные, исторические
явно преобладают над утопическими. Путь
к наилучшему государству лежит, по Аристотелю,
через область познания того, что существует
в действительности. Именно поэтому «Политика»
Аристотеля — ценнейший документ, как
для изучения политических взглядов самого
Аристотеля, так и для изучения древнегреческого
общества классического периода и имевших
в нем свою опору политических теорий.
Список
литературы
- Асмус
В.Ф. История античной философии.
-М., 1965.
- Гриненко
Г.В. История философии. - М.: Юрайт-Издат,
2004.
- Делокаров
К.Х., Демидов Ф.Д. и другие.
Философия. Курс лекций. -М.: Издательство
РАГС, 2001.
4.
История политических и правовых
учений. Учебник // Под ред. В.С.
Нерсесянца. -М.: ГЮРМА-ИНФРА, 1999.
5.
История политических учений // Под
ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристь,
1996.
6.
Канке В.А. Философия. Исторический
и систематический курс. Учебник для вузов.
- М.: Логос, 1999.
7.
Кессиди Ф.X. Проблема происхождения
греческой философии // Вестник МГУ.
Серия XII. Философия - 1998. №3.
8.
Лосев А.Ф. Античная история
философии. - СПб.; Алтейя, 2001.
9.
Макуев Р.Х. Теория государства
и права. Учебник. Орел: Издательство
ОРАГС, 2003.
10.
Политология. Учебник. / Под ред.
М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.
11.
Реале Дж,, Антисери Д. Западная
философия от истоков до наших
дней. Т.З. - СПб.: Петрополис, 1996
12.
Учение Аристотеля о сущности
// Вестник МГУ. Серия VII. Философия.
1989. № 2. - С. 67-69.
13.
Теория права и государства. /
Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ,
2000.- С. 355.
14.
Теория государства и права.
Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько. - М.: Юрист, 2000.
15.
Черданцев А.Ф. Теория государства
и права. Учебник для вузов.
- М.: Юрайт-М, 2002.
16.
Яковлев А.М. Социальная структура
общества. - М.: Экзамен, 2003.
[1]
Гриненко Г.В. История философии.
– М.:Юрайт-Издат, 2004.
[2]
Кессиди Ф. X. Проблема происхождения
греческой философии // Вестник
МГУ. Философия - 1998.
[3]
Асмус В.Ф. История античной
философии. - М., 1965.
[4]
Лосев А.Ф. Античная история
философии. СПб.: Алтейя, 2001. С. 179
[5]
Лосев А.Ф. Античная история
философии. - СПб.: Алтейя, 2001.С. 181.
[6]
Лосев А.Ф. Античная история
философии. - СПб.: Алтейя, 2001.С. 185.
[7]
Лосев А.Ф. Античная история
философии. - СПб.: Алтейя, 2001.С. 189.
[8]
История политических учений // Под
ред. О.В. Мартышиной. - М: Юристъ,
1996. - С. 48.
[9]
История политических учений // Под
ред. О.В. Мартышиной. - М: Юристь,
1996. - С. 48.
[10]
Учение Аристотеля о сущности
// Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1989.
№ 2. - С. 67-69
[11]
История политических учений // Под
ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристъ,
1996. - С. 52.
|