Наука и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере открывает известный простор для познавательной деятельности.
Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы.

Оглавление

Введение 3
1. Наука среди других сфер культуры 4
2. Критерии научного знания 7
3. Структура научного знания 13
4. Научная картина мира 16
Заключение 19
Литература

Файлы: 1 файл

Наука и Культура (реферат Культурология).docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Институт  педагогической юриспруденции

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Культура и наука

 

 

 

 

Выполнил  студент

№ группы_______

Хайров И.И.

Проверил  преподаватель

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

План

 

Введение  3

 

1. Наука среди других сфер культуры 4

2. Критерии научного знания 7

3. Структура научного знания 13

4. Научная картина мира 16

 

Заключение 19

 

Литература 20

Введение

 

Наука –  одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно  осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой  систему развивающегося знания и  в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего  тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются  и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому  развитие науки безгранично и  бесконечно, поскольку безграничен  и бесконечен окружающий мир.

Но, чтобы  возникла наука, общество должно достичь  не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность  в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая  создает условия или, по крайней  мере открывает известный простор  для познавательной деятельности.

Опираясь  на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы.

 

 

1. Наука среди других сфер  культуры

 

На протяжении истории своего существования  люди выработали множество способов познания и освоения окружающего  мира. Среди них одно из важнейших  мест занимает наука. Чтобы понять ее специфику, необходимо рассмотреть  науку как часть культуры, созданной  человеком, а также сравнить ее с  другими сферами культуры.

Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой  живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает  внутри природы искусственный мир  культуры, «вторую природу». Таким  образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как  живой организм, но при этом он как  бы удваивает внешний мир, вырабатывая  знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования  человека, в различных нормах поведения  и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует  мир духовной культуры.

Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают  перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и  многих других элементов духовного  мира человека.

Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического  мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры — защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая при этом определенные личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.

В этом контексте неотъемлемой составной  частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. Так, экономика является тем фундаментом, который обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе, что очень важно  для человека, который не может  жить вне общества и должен ограничивать собственную свободу во имя выживания  всего коллектива, создавая моральные  нормы. Религия рождается из потребности  человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально (например, смерть близких людей, болезнь, несчастная любовь и т.д.).

Задача науки — получение  объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует  и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать  мир. Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, наиболее тесно  связанную с задачей непосредственного  преобразования мира, повышения его  комфортности и удобства для человека. Именно бурный рост науки, начавшийся в Новое время, создал современную  техническую цивилизацию — мир, в котором мы сегодня живем.

Не удивительно, что множество  положительных сторон науки сформировали ее высокий авторитет, привели к  появлению сциентизма — мировоззрения, основанного на вере в науку как  в единственную спасительную силу, призванную решить все человеческие проблемы. Идеология антисциентизма, считающая науку вредной и  опасной силой, ведущей к гибели человечества, не могла с ним соперничать  до последнего времени, хотя и ссылалась  на негативные последствия научно-технического прогресса, среди которых создание оружия массового уничтожения и экологический кризис.

Лишь к концу XX в., осмыслив как положительные, так и отрицательные стороны науки, человечество выработало более взвешенную позицию. Признавая важную роль науки в нашей жизни, тем не менее не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она — только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свою основную функцию — обеспечивать потребности и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-либо одной части придается большее значение, чем другим, то это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

Таким образом, наука — это часть  культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс  получения этих знаний и применения их на практике.

 

2. Критерии научного знания

 

На протяжении всей своей истории  человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные  знания и т.д. Существование различных  видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

Мы выделяем четыре критерия научного знания:

1) системность знания;

2) наличие отработанного механизма  для получения новых знаний;

3) теоретичность знания;

4) рациональность знания.

Системность знания

Первым из научных критериев  является системность знания. Система  в отличие от суммы неких элементов  характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. Научное  знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные  понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и  понятий по законам логики. Кроме  того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Наличие отработанного  механизма для получения новых  знаний

Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма  для получения новых знаний. Иными  словами, наука — это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает  не только отработанную методику практического  и теоретического исследований, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих  организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются объективные условия в обществе, т.е. имеется достаточно высокий уровень развития цивилизации.

Теоретичность знания

Третьим критерием научности является теоретичность знания, определяющая цели научного познания. Теоретичность знания предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру, а затем уже на их основе проводятся прикладные исследования, если их допускает существующий уровень развития техники. Так, на Древнем Востоке научные знания использовались лишь в религиозных магических ритуалах и церемониях либо в непосредственной практической деятельности, поэтому в данном случае мы не можем говорить о наличии науки как самостоятельной сферы культуры.

Рациональность знания. Наличие эспериментального метода исследования

Четвертым критерием научности  является рациональность знания. В  основе рационального стиля мышления лежит признание существования  универсальных, доступных разуму причинных  связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования  знания. Сегодня это положение  кажется тривиальным, однако познание мира преимущественно с помощью  разума появилось только в Древней  Греции. Восточная цивилизация так  и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет  интуиции и сверхчувственному восприятию.

Для науки, начиная с Нового времени, вводится дополнительный, пятый критерий научности — это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация  науки. Данный критерий связал современную  науку с практикой, создал современную  цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в  интересах человека.

Как отличить подлинную науку от псевдонауки

Пользуясь введенными критериями, можно  всегда отличить научное знание от ненаучного. Это особенно важно в  наши дни, так как в последнее  время всегда существовавшая рядом  с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и  привлекает к себе все большее  число сторонников и приверженцев.

Опасность псевдонауки заключается  в том, что она, пользуясь авторитетом  науки, паразитирует на ней. Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука  не вносит, однако претендует на те привилегии, которыми обладают ученые. Нередко  среди представителей псевдонауки  встречаются настоящие мошенники, пользующиеся тем доверием, которое  испытывает современный человек к научному знанию. Массовое сознание, которое не видит разницы между наукой и псевдонаукой, нередко сочувственно относится к псевдоученым, которые, в отличие от настоящих ученых, стремятся находиться на виду. Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки.

Важнейшим отличием науки от псевдонауки  является содержание знания: утверждения  псевдонаук обычно не согласуются с  установленными фактами, не выдерживают  объективной экспериментальной  проверки. Так, уже много раз ученые пытались проверить точность астрологических  прогнозов, сравнивая род занятий  людей и их тип личности с составленными  для них гороскопами, в которых  учитывался знак Зодиака, расположение планет в момент рождения и прочее, но никаких значимых соответствий обнаружено не было.

Структура псевдонаучных знаний обычно не носит системного характера, а  отличается фрагментарностью. В результате их обычно невозможно логично вписать  в сколько-нибудь подробную картину  мира.

Для псевдонауки также свойственен  некритический анализ исходных данных, что позволяет принимать в  качестве таковых мифы, легенды, рассказы из третьих рук, пренебрежение противоречащими  фактами, игнорирование тех данных, которые противоречат доказываемой концепции. Нередко дело доходит  до прямого подлога, подтасовки фактов.

Несмотря на это, псевдонаука пользуется большим успехом. И для этого  есть основания. Одно из них — принципиальная неполнота научного мировоззрения, оставляющая место для догадок  и измышлений. Но если раньше эти  пустоты в основном заполнялись  религией, то сегодня они заняты псевдонаукой, чьи аргументы, может  быть, и неверны, но зато понятны  всем. Психологически обычному человеку понятнее и приятнее псевдонаучные  объяснения, оставляющие место чудесам, в которых нуждается человек, чем сухие научные рассуждения, которые к тому же зачастую невозможно понять без специального образования. Поэтому корни псевдонауки кроются  в самой природе человека.

Информация о работе Наука и культура