Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:39, реферат

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.
Задачи:
1. Раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.
2. Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.

Оглавление

Введение
1. Становление арабской средневековой философии
2. Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья
2.1 Взгляды представителей арабской философии на Востоке
2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Арабская средневековая философия.docx

— 45.81 Кб (Скачать)

В книге «Образ жизни уединившегося» дается картина постепенного подъема души, освобождающейся от инстинктивных и чувственных животных элементов, до высшей ступени познания умопостигаемого мира. Это духовное восхождение совершается не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования при посредстве научного знания. В книге дается набросок идеального государства. В этом государстве нет ни врачей, ни судей. Медицина является там излишней, потому что граждане правильно питаются; правосудие там не нужно, потому что граждане руководствуются в своих отношениях любовью и между ними не бывает разногласий и раздоров [2, с. 180].

Следующим представителем арабской философии был Ибн-Туфайль (1110 – 1185) – врач, математик, философ и поэт; современники дали ему прозвище «учитель нечестия». До нас дошел философский роман Ибн-Туфайля «О Хайе, сыне Яззана». В этой психологической робинзонаде рисуется саморазвитие «естественного человека», изолированного на необитаемом острове. Ребенка, попавшего на необитаемый остров, вскормила лань. Он видел небо, море, различные предметы; долгие годы жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются чувственными вещами; постепенно он доходит до познания общего начала вещей, которое их объединяет. Этим началом, которое хранит этот мир и придает ему движение, является Бог.

Для того, чтобы правильно оценить смысл многих произведений средневековой философии, нужно учитывать специфику эпохи; следует сквозь формальные заверения в лояльности «божественному закону» попытаться проникнуть в сокровенные мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной точкой зрения [2, с. 180; 7, с. 220].

Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126 – 1198). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем – Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец – в Аверроэс [2, с. 181; 9, с. 44].

Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Но он не был просто комментатором; Ибн-Рушд – оригинальный ученый и философ.

В книге «Опровержение опровержения», направленной против Аль-Газали, говорится: «Цель настоящего рассуждения – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное». Положительный ответ аргументируется следующим образом. Во-первых, Священное писание мусульман обязывает изучать окружающий мир, так как только посредством проникновения в сущность вещей как «творений Божьих» возможно постичь самого их Создателя» Во-вторых, самым совершенным способом изучения «творений божьих» является тот, что выводит неизвестное из известного с помощью доказательства. Но ведь именно этим занимаются философы. Таким образом, религия не только не запрещает философию, а, наоборот, призывает ею заниматься [2, с. 181; 10, с. 533].

Ибн-Рушд утверждает, что если религия истинна, то исследование, опирающееся на доказательство (т. е. философия), не ведет к противоречию с тем, что утверждает религия. Но если какое-то суждение религии противоречит доказательному знанию (философии), то возникает необходимость в аллегорическом толковании «священного» текста.

В конечном счете Ибн-Рушд приходит к выводу о независимости философии от теологии. Именно философия постигает истину. Истина одна, и она разумна; именно поэтому при расхождении между философией и религией необходимо толковать религиозный текст в свете разума, т. е. философии.

В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что философ должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.

Ибн-Рушд считал необходимым изучать и использовать взгляды предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность. «Если что-то в этих книгах соответствует истине – переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это».

В онтологии Ибн-Рушд различает сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях сущность и существование находятся в единстве.

Сотворен ли мир или он существует вечно, сотворена ли материя или она несотворима? Ибн-Рушд склоняется к последней точке зрения, о чем, по его мнению, свидетельствуют слова Корана об Аллахе: «И он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был его трон на воде». Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что небеса и земля не возникли «из нечего», а было «некое бытие, предшествовавшее данному бытию».

Материя – объективное вечное начало. Ибн-Рушд считает, что формы не вносятся и не создаются, а внутренне присущи несотворенной материи и лишь переходят в ней из потенциального в актуальное состояние. Допущение же о том, что формы приходят в материю извне, равносильно признанию творения «из ничего», что невозможно. В самой природе материи заложены начала возникновения и уничтожения, роста, уменьшения, превращения перемещения, т. е. движения. Но что же является источником перехода потенциального в актуальное? Ибн-Рушд указывает на Бога как перводвигатель.

Ибн-Рушд убежден в объективности причинных связей; он говорит о мире как едином, целостном. Если бы какая-то часть явлений «была бы полностью независимой от других, то есть если бы одни из них не служили причиной других, тогда мир не мог бы быть единым связным целым». Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога.

Мыслитель отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим постоянный, неустанный умственный труд, глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.

Ибн-Рушд – последняя крупная фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались христианскими философами, а в самом мусульманском мире наступило господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли [1, с. 76-77; 2,        с. 181-183; 3, с. 115-116].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.

Что касается значения средневековой философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение философской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание. Эта философия затрагивала такие важные явления человеческого духовного мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики, математики и медицины. В средневековой арабской философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие.

Красной нитью через всю философию арабских мыслителей тянется их тесная связь с древнегреческой философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь позволила восточным философам не только формулировать    какие-то новые идеи и принципы мировоззрения сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что способствовало обогащению философии в целом.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Горбачев, В.Г.  История философии / В.Г. Горбачев. – Брянск : Курсив, 2000. – 336 с.

2 Ильин, В.В.  История философии / В.В. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 732 с.

3 Соколов, В.В.  Средневековая философия / В.В. Соколов. – Москва : Высшая школа, 1979. – 448 с.

4 Философский энциклопедический словарь. – Москва : ИНФРА-М, 2001. – 576 с.

5 Надольний, І.Ф. Філософія / І.Ф. Надольний, В.П. Андрущенко, І.В. Бойченко. – Киев : Вікар, 1998. – 624 с.

6 Спиркин, А.Г.  Философия / А. Г. Спиркин. – Москва : Гардарики, 1999. – 816 с.

7 Беляев, Е.А.  Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье / Е.А. Беляев. – Москва : Наука, 1966. – 279 с.

8 Коплстон, Ч.Ф.  История средневековой философии / Ч.Ф. Коплстон. – Москва : Энигма, 1997. –  524 с.

9 Майоров, Г.Г.  Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – Москва : Мысль, 1979. – 732 с.


Информация о работе Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья