Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:32, реферат
Один из известнейших греческих философов – Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.), сын известного врача, ученик Платона, учитель Александра Македонского, был одним из тех, кто, помимо философии, внес большой вклад в развитие физики, биологии и ряда других наук. До наших дней дошли многие его труды и учения, наиболее известные из которых – концепция причинности, теория первой материи, движения… О них и пойдет повествование.
Учения Аристотеля о форме, движении, первой материи. Концепция причинности.
Один из известнейших греческих
философов – Аристотель(384 – 322 гг.
до н.э.), сын известного врача, ученик
Платона, учитель Александра Македонского,
был одним из тех, кто, помимо философии,
внес большой вклад в развитие
физики, биологии и ряда других наук.
До наших дней дошли многие его
труды и учения, наиболее известные
из которых – концепция
Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. Это положение гласит: “Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле” Аристотель вводит одновременно утверждение, что вещь не может быть тем же самым и не тем же самым, существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле, и что таким образом нельзя ни о чем высказываться. Поэтому он не только заменяет диалектику формальной логикой, но и провозглашает всю действительность непротиворечивой, а потому по существу неизменной. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия формальной логики в качестве универсального начала бытия вело к тому, что его метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира, отличной от самого изменчивого мира. И, тем не менее, поскольку Стагирит не упускает из виду движения и развития существующих вещей, это приводит его к ряду противоречий, выражающих запутанность и непоследовательность его мысли.
Прежде всего, это непоследовательность в решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика платоновской теории идей подводит к мысли, что Аристотель считает отдельные вещи тем единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Так решалась проблема “первой сущности” в “Категориях”. “Вторичная сущность”, т.е. общее, должна с этой точки зрения оказаться “единым во многом”, а не вне многого. Будучи предметом знания, общее само по себе выступает для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному. С особой силой сказывается эта мысль в учении о причинах и началах.
“А о причинах, – пишет Аристотель,–
речь может идти в четырех смыслах:
одной такой причиной мы признаем
сущность и суть бытия, “основание,
почему” [вещь такова, как она есть]
восходит, в конечном счете, к понятию
вещи, а то основное, благодаря чему
[вещь именно такова], есть некоторая
причина и начало, другой причиной
мы считаем материю и лежащий
в основе субстрат; третьей - то, откуда
идет начало движениям четвертой
“то, ради чего” [существует вещь] и
благо (ибо благо есть цель всего
возникновения и движения)” (Мет.,
1, 3, 983 а). Итак, причины формальная, материальная,
действующая и целевая (конечная)–если
принять более позднюю
Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие “формы”. Тогда остаются материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а, следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная форма - она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, “смысл” вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны” вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен “наивной” теории идей.
Относительно этих идей возникает много вопросов и проблем, одна из которых звучит примерно так: если ни материя, ни форма не возникают, то как же возникает, вещь? Первый ответ состоял в том, что они возникают посредством оформления материи, соединения формы и материн. Но ведь если они – за исключением “первой материи” и “формы форм” – не существуют по отдельности, то как могут они соединиться? И не существуют ли тогда вещи вечно, не возникая и не уничтожаясь? Избежать этого “элейского” вывода Аристотель смог за счет введения в философию двух новых важных понятий, а именное “возможность” и “действительность”. Понятия эти тесно увязаны у него с понятиями формы и материи. Материя – это возможность, поскольку она не есть то, чем может стать впоследствии. Форма – действительность, или действительное как таковое. Отсюда своеобразная диалектика материи и формы, возможности и действительности. За исключением “первой материи”, всякая материя в той или иной степени оформлена, а, следовательно, и сама может выступать в разных функциях. Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не “из ничего”. И в то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи – гомеомерий, “корней”, атомов. Во-вторых, оно позволяет более реалистически представить источник движения. Источник этот лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, данное уже не в статике, а в динамике. Видимо, одна из главных слабостей учения Аристотеля о причинах – его тавтологичность. В самом деле, определение формы как действительности ведет к тому, что на вопрос о причине того или иного явления явно подразумевается ответ, что она должна быть отлична от самого исследуемого явления. Но если возникновение (изменение) есть переход возможности в действительность, то ничего нового и здесь не возникает – как не возникает сама форма. Отсюда бесплодность философствования “по Аристотелю”, выявившаяся в средневековой философии, доведшей логику аристотелевского учения о причинах до логического конца.
Впрочем, своей натурфилософии Аристотель более адекватно понимает причинные связи. Что же касается первой философии, то ее завершением (впрочем, также и началом) можно считать понятие божества. Уже в первой книге “Метафизики” можно установить, что к числу причин и начал по общему согласию, следует отнести божество. Если в отношении материи и формы он выступает как “форма форм”, то применительно к изменению – как “перводвигатель” или “неподвижный двигатель”. Неподвижный - потому, что всякое движение конечно и логически требует конца. В то же время бог – “мышление мышления”, и блаженство божества состоит в блаженном самосозерцании. Отсюда отождествление Аристотелем первой философии с теологией.
Если первая философия представляет
собой учение о неизменных и неподвижных
сущностях, пусть даже в их отношении
к движению, то натурфилософия имеет
своим предметом движущиеся и
изменяющиеся тела, поскольку “каждое
из них имеет в самом себе начало
движения и покоя, будь то в отношении
места, увеличения и уменьшения, или
качественного изменения” (Арист. Физ.,
II, 1,192 b). Физика не отделена напрочь
от первой философии: I и II книгах рассматриваются
известные нам по “Метафизике”
четыре причины сущего, а в последней,
VIII книге вновь поднимается вопрос
о боге как первом неподвижном
двигателе, который является, по Аристотелю,
последним объяснением
Лишь с III книги “Физики” начинается
серьезный разговор о движении. Аристотель
определяет его, во-первых, как “энтелехию
существующего в возможности, когда,
осуществляясь, оно проявляет энергию
не само по себе, а поскольку оно
способно к движению” (Физ., III, 1, 201 а).
Во-вторых, движение есть “энтелехия подвижного,
поскольку оно подвижно” (там
же.2,202 а). Ключевое слово здесь –
“энтелехия”. Под нею Стагирит понимает
то же, что под “действительностью”,
только подчеркивая момент завершенности
целенаправленного процесса. Иначе
говоря, можно более или менее
точно “перевести”
А, следовательно, всякое явление подразумевает,
по Аристотелю, возможность изменения,
цель, к которой, направлено изменение.
и энтелехию как
Анализ изменения вида (1) приводит
Аристотеля к парадоксу возникновения
Аристотель разрешает его за счет
введения понятий возможности и
действительности: нечто возникает
только за счет осуществления возможности,
присущей начальной сущности. А значит,
возникновение всегда есть уничтожение
чего-то другого, а уничтожение –
возникновение другого (см.: Арист. О
небе, I, 3). Но в таком случае получается,
что все сущее и имеющее
быть преобразовано в виде возможностей,
содержащихся в исходном начале –
первоматерии и “форме форм” –
боге. Категории качества и количества
и соответствующие виды движения
представляются Аристотелю интуитивно
очевидными. Сложнее с категорией
места. Отказавшись от свойственного
атомизму признания пустоты, он связал
место с телами вообще. Место –
это граница объемлющего тела.
Поэтому оно – свойство не предмета,
а охватывающего тела, а следовательно,
предметом может быть оставлено.
Тем самым закладывается основа
для атрибутивного поднимания пространства:
место не есть пустота или ограниченная
часть пустоты, не субстанция, а атрибут,
свойство тел. Иными словами, “место
существует вместе с предметом, так
как границы существуют вместе с
тем, что они ограничивают” (Физ.,
IV, 4, 212 а). Аналогичным образом
Неразвитость и
В “физическом” смысле это означает, что бог есть “первый не - подвижный двигатель”. Мы обязаны признать его существование, поскольку иначе получился бы бесконечный регресс причинения: причина одного явления есть следствие другого, предшествующего ему, и т.д. до бесконечности. Такая бесконечность иррациональна и недопустима, отсюда выводится первый двигатель. Он есть причина бытия одних вещей н небытия других, а заодно – непрерывного изменения всех вещей. В нем как бы две части: движущая (неподвижная) и движимая (подвижная, совершающая круговое движение). Можно таким образом сказать, что в первой философии и физике божество играет несколько различную роль. В первой он – форма форм, первая (формальная) причина всего сущего, во второй–первый двигатель. И здесь очевидно, что имя божества придается первому двигателю в качестве предиката: не бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия бога11. Вечный двигатель–не народное божество; он безличен и безразличен к человеку. Как скажет через 2300 лет Мартин Хайдеггер, такому богу нельзя молиться и приносить жертвы, перед ним нельзя ни упасть на колени, ни скакать и плясать, как Давид перед ковчегом... В устах Хайдеггера это упрек в адрес философов, для нас – признание преимуществ философского мышления, даже здесь раскрывающего источники религии и веры в бога, а тем самым способствующего крушению религиозного мировоззрения.
В то же время отметим, что в физике
Аристотеля мы встречаем массу метких
и основательных описаний, но объяснение
исследуемых явлений явно не на высоте.
Правильно требуя избегать бесконечного
регресса причин по принципу “необходимо
остановиться”. Аристотель останавливается
на врожденности идеального начала, энтелехии.
Что же касается материи, то он не идет
дальше признания “потенции”, возможности
для той или иной материи принять
данную форму. Но и в этом случае
объяснение становится тавтологией: вещь
такова потому, что она есть осуществление
некоторой возможности, или способности,
потенциально тождественной возникающей
вещи. И здесь источник преклонения
перед Аристотелем
Информация о работе Учения Аристотеля о форме, движении, первой материи. Концепция причинности