Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:32, реферат
Один из известнейших греческих философов – Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.), сын известного врача, ученик Платона, учитель Александра Македонского, был одним из тех, кто, помимо философии, внес большой вклад в развитие физики, биологии и ряда других наук. До наших дней дошли многие его труды и учения, наиболее известные из которых – концепция причинности, теория первой материи, движения… О них и пойдет повествование.
Этот аргумент Аристотеля
против отождествления времени и
движения в историко-философских
исследованиях, как правило, не комментируется,
поскольку, по-видимому, предполагается
интуитивно ясным, между тем он заслуживает
особого внимания. Аристотель здесь
подмечает важнейшее отличие
представлений о времени от представлений
о движении - время не быстрее
самого быстрого движения и не медленнее
самого медленного, время вообще не
обладает скоростью, оно лишено этой
важнейшей характеристики движения.
Любое движение независимо от того,
равномерное оно или
Отклонив как
несостоятельное
Решение этой проблемы Аристотель видит в связывании времени с разграничением предыдущего и последующего в движении, которое производит наша душа. “И действительно, мы и время распознаем, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее... Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два “теперь” - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] “теперь” и кажется нам временем. Это мы и положим в основание [последующих рассуждений]” (Физика IY, 11, 219а) (2).
На первый взгляд
это рассуждение кажется
Далее, Аристотель подчеркивает, что сущность определения времени состоит именно в счете моментов “теперь” в движении. Если бы эти моменты были едины или представляли собой тождество чего-то предыдущего и последующего, то у нас не было бы никаких представлений ни о времени, ни о движении. “Когда же есть предыдущее и последующее, тогда мы говорим о времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему” (Физика IY, 11, 219b) (2).
Итак, время не есть движение, оно есть число движения по отношению к предыдущему и последующему. Доказательством этого служит для Аристотеля то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее или меньшее - временем, следовательно, время есть некоторое число. Поскольку число имеет двоякое значение: мы называем числом, во-первых, то, что сосчитано или может быть сосчитано, и, во-вторых, то посредством чего мы считаем, постольку “время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы считаем” (Физика, IY, 219b) (2).
В аристотелевском определении времени обращает на себя внимание понятие “число движения”. С одной стороны, определение времени как числа движения преодолевает отождествление времени с движением. С другой стороны, определение времени как числа движения подтверждает, что время есть нечто связанное с движением, оно есть нечто считаемое в движении.
Что же считается в движении? Отвечая на этот вопрос, Аристотель указывает на моменты “теперь”. “Теперь” измеряет время, поскольку оно предшествует и следует; само же “теперь” в одном отношении тождественно, в другом нет. Аристотель сравнивает процесс перехода от “теперь” - предшествующего к “теперь” - последующему с перемещением тела из одного места в другое. Тело, перемещаясь из одного места в другое, по субстрату остается одним и тем же, по положению же другим. Точно также, “теперь”, перемещаясь из предыдущего в последующее, по движению остается одним и тем же, по бытию же другим. Переместившееся тело отличается от прежнего своего состояния по месту, переместившееся же “теперь” - по числу. “Время есть число перемещения, а “теперь”, как и перемещаемое, есть как бы единица числа” (Физика, IY, 11, 220а) (2).
Аристотель особо подчеркивает, что “теперь” есть единица числа, а не часть времени. “Теперь” разграничивает предыдущее и последующее движение, как точка на линии служит концом одного отрезка и началом другого. Поскольку “теперь” есть граница, оно не есть время, но присуще ему по совпадению, поскольку же служит для счета - оно число (Физика, IY, 220а) (2).
В историко-научной
литературе можно встретить мнение
о том, что в основе аристотелевской
концепции времени лежат
Однако преодоление
одной трудности порождает
С этой точки зрения время как число движения есть математический предмет, и представляет собой абстракцию, время же как число движения - это множество моментов “теперь”, существующих в движении, но не тождественных числам. Что же касается различения Аристотелем чисел считаемых и чисел, посредством которых мы считаем, то “число считаемое” представляет собой, скорее всего, число порядковое, некую непрерывную числовую последовательность. “Время, - пишет Аристотель, - не есть число, которым мы считаем, а подлежащее счету. Ему прежде и после всегда приходится быть иным, так как “теперь” различны. Число же ста лошадей и ста людей одно и то же, различны лишь предметы, к которым оно относится, т.е. лошади и люди” (Физика IY, 220b) (2). Эта числовая последовательность позволяет выразить временной порядок - следование “теперь” друг за другом, их тождество друг с другом как чисел и их отличие друг от друга как разных чисел. Сходство временного порядка с числовым Аристотель отмечает также в трактате “Категории”: “...время имеет некоторый порядок в том смысле, что одна часть времени существует раньше, а другая - позже. Точно так же обстоит дело и с числом - в том смысле, что один указывают при счете раньше, чем два, а два - раньше, чем три; и именно в этом смысле у числа имеется, пожалуй, некоторый порядок...” (Категории, 5а) (8, с. 63).
Представление времени в виде непрерывной числовой последовательности позволяет Аристотелю решить проблему взаимного определения времени и движения. Время, определяясь через движение, получает единицу измерения подобно тому, как число лошадей получает единицу измерения - одну лошадь. Движение, определяясь через время, получает число подобно тому как, считая по одной лошади, мы узнаем число лошадей. Так как время, определяясь через движение, получает единицу измерения, Аристотель утверждает, “...время есть мера движения и нахождения [тела] в состоянии движения, причем оно, [время], измеряет движение путем отграничения некоторого движения...” (Физика, IY, 221а) (2).
Время, согласно Аристотелю, является не только мерой движения, но и мерой покоя. Покоится не всякое неподвижное, а то, что по природе способно к движению, и поскольку для него можно указать моменты “теперь” - когда оно стало неподвижным и когда оно пришло в движение, постольку время является и мерой покоя. “Таким образом, - пишет Аристотель, - все, что не движется и не покоится, не находится во времени, так как находиться во времени - значит измеряться временем, а время есть мера движения и покоя”. (Физика IY, 12, 221b) (2). Исходя из этого, Аристотель развивает учение о вневременном существовании. Находятся вне времени, например, как несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, так и ее соизмеримость, так как нельзя указать моментов “теперь”, когда бы не существовала несоизмеримость или существовала соизмеримость. Все, что находится во времени, подвергается его воздействию, время же является причиной уничтожения. Вечные существа не подвергаются воздействию со стороны времени, поскольку находятся вне времени. Время является причиной уничтожения в концепции Аристотеля, по-видимому, потому, что совершенным состоянием для него является неподвижность, неспособность к движению, все же способное к движению рано или поздно будет уничтожено. Так, Аристотель пишет: “И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени - как мы имеем обыкновение говорить: “точит время”, “все стареет от времени”, “все со временем забывается”, но не говорим: “научился [от времени]” или “сделался от времени молодым и красивым”, ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение же лишает [существующее] того, что ему присуще” (Физика IY, 12, 221b) (2).
Таким образом, проведенный
анализ позволяет предположить, что,
определяя время как число
движения по отношению к предыдущему
и последующему, Аристотель отождествляет
время с числовой последовательностью,
которая имеет природу
Сделанное предположение, позволяет подойти к решению проблемы взаимоотношения времени и души в концепции времени Аристотеля. Если время имеет природу чисел, то, как таковое актуально оно не может существовать в движении чувственных вещей. Числа как абстракции существуют в движении потенциально, в силу определенного познавательного подхода. Поэтому Аристотель утверждает: “Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, а следовательно, ясно, что [не может быть] и числа, так как число есть или сосчитанное, или считаемое” (Физика IY, 14, 223a) [2]. С другой стороны, согласно Аристотелю, в движении реально, независимо от счета существуют моменты “прежде” и “после”, поэтому Аристотель утверждает далее: “Если же ничему другому не присуща способность счета, кроме души и разума души, то без души не может существовать время, а разве [лишь] то, что есть как бы субстрат времени; например, если существует без души движение, а с движением связаны “прежде” и “после”, они же и есть время, поскольку подлежат счету” (Физика IY, 14, 223a) (2).
С точки зрения
современной методологии
Таким образом, Аристотель в своей концепции не субъективирует и не объективирует время, его концепция времени может быть названа эпистемологической. Во-первых, утверждение Аристотеля о том, что “без души не может существовать время”, является составной частью его концепции времени как числа движения по отношению к предыдущему и последующему. Как число время может актуально существовать только в разуме души человека, хотя потенциально оно существует в моментах “прежде” и “после” конкретных видов движения.
Информация о работе Учения Аристотеля о форме, движении, первой материи. Концепция причинности