Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:11, контрольная работа
Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса. При этом мы встречаемся с признанием исторических законов и с их отрицанием, с теориями, доказывающими объективный характер истории, и с концепциями, утверждающими приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о наличии смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. Все эти точки зрения сочетаются соответственно с многообразием подходов и методов к анализу исторического процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.4
2.Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……8
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Тойнби выступает против теории циклического развития цивилизаций (юность, зрелость, старость). Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими "жизненного порыва", который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.
3. Понятие цивилизации.
«Формационный» и «
Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:
1. как идеал прогрессивного развития человечества;
2. как стадия в процессе всемирного, прогрессивного развития;
3. как качественно различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования4.
Наука считает, что процесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.
Понятие «цивилизации» применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер – смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.
Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и «закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов. Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно-Европейские цивилизации)5.
Типология государства производится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием
первого подхода выступают
Причем последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например, афинское, арабское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений.
В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
Формационный подход широко
распространен в мировой
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби, русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители О Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритета идеально-духовных факторов. 7
А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены
духовные факторы как
2) в связи
расширением диапазона
Недостатки:
1) недооцениваются
социально-экономические
2) выделяя
большое количество идеально-
Цивилизационный подход (У. Ростоу) – в зависимости от уровня экономического развития:
- традиционное общество;
- переходное общество;
- общество, переживающее процесс сдвига;
- созревающее общество;
- общество,
достигшее высокого уровня
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационый подходы не исключают, а дополняют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Заключение
Задача социальной философии заключается в том, чтобы среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма. Анализ исторического процесса должен осуществляться в соответствии с логикой самой всемирной истории. В нем необходимо использовать как формационный, так и цивилизованный подходы, которые не исключают, а взаимодополняют друг друга. В этом анализе необходимо учитывать и «циклические культуры», и исторические этапы развития общества, эпохи, стадии и периоды его развития. Словом, чем более полно и с разных сторон мы будем исследовать исторический процесс, тем более конкретную и адекватную научную картину его развития мы получим. Хотя следует помнить, что абсолютного знания тут, как, впрочем, и во всех других науках, нет и быть не может. Кроме того, в социальной философии добавляется существенный момент: поскольку субъектом человеческой истории и ее объектом выступает прежде всего человек, то история не имеет конца, она всегда незавершена. По крайней мере до тех пор, пока жив человек.
Список литературы
1.Культура:теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. -М.:Знание, 1995.
2.Культурология. /под ред. проф. Г.В. Драча – М.: Гардарики, 1999.
3.Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.
4.Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г.
5.Осипова Г. Социология. Основы общей теории. – М., 2002
6.Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.
7..Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.
Данная работа скачена
с сайта Банк рефератов http://www.
ID работы: 22122
1 Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.с.254-255.
2 Осипова Г. Социология. Основы общей теории. – М., 2002 – С. 171
3 Культурология. /под ред. проф. Г.В. Драча – М.: Гардарики, 1999. с.336.
4 Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 127.
5 Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995. С. 105-109.
6 Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г. с. 118 – 121
7 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г. с. 67
8 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г. с. 68
Информация о работе Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера