Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:11, контрольная работа
Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса. При этом мы встречаемся с признанием исторических законов и с их отрицанием, с теориями, доказывающими объективный характер истории, и с концепциями, утверждающими приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о наличии смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. Все эти точки зрения сочетаются соответственно с многообразием подходов и методов к анализу исторического процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.4
2.Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……8
3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.4
2.Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби……8
3. Понятие цивилизации.
«Формационный» и «
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса. При этом мы встречаемся с признанием исторических законов и с их отрицанием, с теориями, доказывающими объективный характер истории, и с концепциями, утверждающими приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о наличии смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. Все эти точки зрения сочетаются соответственно с многообразием подходов и методов к анализу исторического процесса.
Такое множество точек зрения на сущность и движущие силы исторического процесса, конечно, не случайно. Человеческая история в своем реальном осуществлении — сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Она протекает в разное социальное время и проявляется в различных культурах и цивилизациях.
Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим.
Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский, так же О. Шпенглер.
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится теория А.Тойнби.
Цель: изучение социальной философии о смысле направленности исторического процесса.
Задачи:
1. Выявить особенности
теории культурно-исторических
2. Определить содержание
идеи цивилизации как
3. Дать определение понятию цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный» подходы в понимании исторического процесса.
1. Теория культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского О.
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения — мирового господства.
Линейная, европоцентристская
концепция исторического
«Культурно-исторические
типы», по Н. Я. Данилевскому,
различаются по своеобразным
сочетаниям четырех
С точки зрения Н. Я. Данилевского, каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре основные фазы своего развития: первый период — «бессознательный», когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне «этнографического материала». Второй период — период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов. Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов. Третий — период расцвета цивилизации, и четвертый — период упадка. Это относительно краткие периоды. Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями.2
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени
или народа близкого по
Культурно-исторические типы
могут иметь различные
Сейчас, убежден Данилевский,
рождается четырехосновная
Данилевский, и в этом
специфика его позиции в
В своей знаменитой книге «Закат Европы» О. Шпенглер.
Всемирная история, содержащее традиционное членение на древний мир, средние века, Новое время и опирающаяся на такие понятия, как «человечество», «прогресс», «цель» существует, по его мнению, лишь в головах философов. У истории нет ни единой цели, ни всеобщей логики – она характеризуется рождением и умиранием культурных организмов.
О. Шпенглер выделял восемь культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждый из этих типов, по О. Шпенглеру, вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» —т. е. способа переживания жизни, подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».
Шпенглер подвергает сомнению, казалось бы, самую простую и убедительную мысль об историческом единстве античности и Европы. Он твердо убежден в несхожести типов культур, в том, что невозможно говорить не только об исторической связи, но и обо всякой преемственности и о духовном родстве. Вообще, любая культура (или цивилизация) развивается сама из себя, никакого взаимовлияния культур не может быть. Содержание одной культуры непонятно другой, также, как и человек не может быть уверен в том, что происходит в душе другого.
Для того, чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в развитии культурно-исторических типов, О. Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией. Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой. Культура — это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа. Она характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни — социальной и политической, религиозной и этнической, художественной и научной. Второй этап — цивилизация, характеризуется «механическим типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распад. Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах, цель которых, по О. Шпенглеру, глобальное господство над миром государства-победителя. Европа, по мнению О. Шпенглера, переживает стадию цивилизации. Отсюда вывод о неизбежном скором «закате» Европы.
2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби
К числу наиболее представительных
теорий цивилизаций относится прежде
всего теория А.Тойнби (1889—1975). Его
теория может считаться
Заслуга английского историка и социолога Тойнби состоит прежде всего в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.
Объектом анализа Тойнби является категория цивилизации. Он разделяет мысль Шпенглера о множественности и различии культур, каждая из которых обладает своей собственной характеристикой. Но в отличие от Шпенглера, Тойнби рассматривает цивилизацию не как обособленный и замкнутый биологический организм, а как социальную целостность, характеризующуюся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик. Тойнби не считал цивилизацию упадком культуры, ее гибелью как Шпенглер. Понятия цивилизация и культура так связаны у Тойнби, что он не делает различия между ними.
Каждая цивилизация
Типология цивилизаций Тойнби насчитывает 21 цивилизационную систему. В настоящее время, как считает Тойнби, существуют только 8 (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская).
Причиной развития цивилизаций является исторический вызов, понимаемый как внешние препятствия. Этот вызов, предъявляемый цивилизации со стороны другого общества, природно-климатических условий, побуждает и стимулирует цивилизацию к развитию. Идея "вызова - и - ответа" - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.
С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс "вызовов - и - ответов". В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова). Иными словами, причиной развития выступает вызов. В качестве примера вызовов, стимулирующих развития цивилизаций, Тойнби называет природную среду и враждебное окружение. Необходимость борьбы с суровой природой и враждебным окружением ведет к прогрессу цивилизации. Если же вызов неадекватен возможностям цивилизации, из источника развития он превращается в причину ее регресса или даже гибели (правило "золотой середины" у Тойнби).
Информация о работе Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера