Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:14, реферат
Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.
Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.
Обыденное мировоззрение
Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения.
Формируется за счет наблюдения над природой,
трудовой деятельности, участие в жизни
коллективов и общества, под влиянием
условий быта, форм досуга, существующей
материальной и духовной культуры. Каждый
имеет свое обыденное мировоззрение, которое
отличается в разной степени глубины,
полноты от влияния иных видов мировоззрения.
По этой причине обыденные мировоззрения
разных людей могут быть даже противоположными
по своему содержанию и поэтому несовместимыми.
По этому признаку можно делить людей
на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов,
людей доброй и людей злой воли. Обыденное
мировоззрение имеет много недостатков.
Важнейшие из них – неполнота, несистемность,
непроверенность многих знаний входящих
в состав обыденного мировоззрения. Обыденное
мировоззрение является основой формирования
более сложных видов мировоззрения.
На основе обыденного мировоззрения исторически
первым стихийно рождается миф – т.е. творческое
отображение мира сознанием, главной отличительной
особенностью которого являются логические
обобщения, нарушающие логический закон
достаточного основания.
Мифологическое мировоззрение
Первой формой мировоззрения исторически
считается мифология.
Мифология - (с греческого — предание,
сказание, слово, учение), это способ понимания
мира, характерный для ранних стадий общественного
развития, в форме общественного сознания.
Мифы — древние сказания разных народов
о фантостических существах, о делах богов
и героев.
Мифологическим мировоззрением – независимо
от того, к далекому прошлому или сегодняшнему
дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение,
которое основано не на теоретических
доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном
переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием бол
Она появилась на самой ранней стадии
общественного развития. Когда человечество
в форме мифа, сказания, предания пыталось
дать ответ на такие глобальные вопросы,
как произошёл и устроен мир в целом, объяснить
различные явления природы, общества в те далёкие времена, когда
люди только начинали вглядываться в окружающий
мир, только приступать к его исследованию.
Основные темы мифов:
· космические — попытка ответа на вопрос
о начале устройства мира, возникновения
явлений природы;
· о происхождении людей — рождении, смерти,
испытаниях;
· о культурных достижениях людей — добывания
огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.
Таким образом, мифы имели в себе зачатки
знаний, религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусств.
Религиозное мировоззрение
Религия — это форма мировоззрения, основу
которой составляет вера в существование
сверхъестественных сил. Это специфическая
форма отражения действительности и до
сих пор она остаётся значительной организованной
и организующей силой в мире.
Религиозное мировоззрение представлено
формами трёх мировых религий:
1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился
в Древней Индии, основатель — Будда. В
центре — учение о благородных истинах
(Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога,
как творца и высшего существа, нет духа и истории;
2. Христиа
3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался
в Аравии, основатель — Мухаммед, главные
принципы Ислама изложены в Коране. Основной
догмат: поклонение единому богу Аллаху,
Мухаммед — посланник Аллаха. Основные
ветви Ислама — суннизм, шиннизм.
Религия выполняет важные исторические
функции: формирует сознание единства
человеческого рода, развивает общечеловеческие
нормы; выступает носительницей культурных
ценностей, упорядочения и сохранения
нравов, традиций и обычаев. Религиозные
идеи содержатся не только в философии,
но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном
сознании.
С помощью обрядности религия к
Мифологическое сознание исторически
предшествует религиозному сознанию.
Религиозное мировоззрение более совершенно,
чем мифологическое, в логическом плане.
Системность, религиозного сознания предполагает
его логическую упорядоченность, а преемственность
с мифологическим сознанием обеспечивается
за счет использования в качестве основной
лексической единицы образа. Религиозное
мировоззрение «работает» на двух уровнях:
на теоретико-идеологическом (в форме
теологии, философии, этики, социальной
доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания,
и общественно-психологическом, т.е. уровне
мироощущения. На обоих уровнях религиозность
характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит
закону. Законом называют неизменность
в изменениях, непременную однородность
действия всех однородных вещей. Чудо
противоречит самой сущности закона: Христос
шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть.
Мифологические представления не имеют
представления о чуде: для них естественно
самое противоестественное. Религиозное
мировоззрение уже различает естественное
и противоестественное, уже имеет ограничения.
Религиозная картина мира гораздо контрастнее,
чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической,
и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное
миропониманием непонятное, противоречащее
рассудку, религиозное мировоззрение
объясняет универсальной силой, способной
нарушить естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является
основой религиозности. Религиозная философия,
таким образом, так же как и теология, исходит
из тезиса о наличии в мире некой идеальной
сверхсилы, способной по своему произволу
манипулировать и природой, и судьбами
людей. При этом и религиозная философия,
и теология, обосновывают и доказывают
теоретическими средствами и необходимость
Веры, и наличие идеальной сверхсилы –
Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная
философия являются разновидностью идеализма,
т.е. такого направления в развитии общественного
сознания, в котором исходной субстанцией,
т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.
Разновидностями идеализма являются субъективизм,
мистицизм и др. Противоположностью религиозного
мировоззрения является атеистическое
мировоззрение.
В наше время религия играет
не малую роль, стало больше открываться
религиозных учебных заведений, в педагогической
вузовской и школьной практике активно развивается направление
культурологического представления религий
в рамках цивилизационного подхода, в
то же время сохраняются атеистические
образовательные стереотипы и встречается
религиозно-сектантская апологетика под
лозунгом абсолютного равенства всех
религий. Церковь и Государство в настоящее
время идут на равных, вражды между ними
нет, они лояльно относятся друг другу,
идут на компромисс. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойч
Важнейшими чертами религии являются
жертвенность, вера в рай, культ в Бога.
Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия
имеет будущие, ибо: 1) современный мир
с его непосредственностью не находится
в должном порядке, он возбуждает тоску
о Другом; 2) трудности жизни ставят этические
вопросы, перерастающие в религиозные;
3) религия означает развитие отношений
к абсолютному смыслу бытия, а это касается
каждого человека. [1с.9]
Философское мировоззрение
Мировоззрение — понятие более широкое,
чем философия. Философия — это понимание
мира и человека с позиции разума и знаний.
Платон писал - «Философия — это наука о сущем
как таковом». По Платону, стремление к осмыслению
бытия как целого, дало нам философию,
и «большего дара людям, как этот дар Бога,
никогда не было и не будет» (Г.Гегель).
[5 c.53]
Термин «философия» происходит от греческих
слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость).
По преданию, это слово впервые ввел в
обиход греческий философ Пифагор, живший
в 6 веке до н.э. В таком понимании философии
как любви к мудрости коренится глубокий
смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого,
интеллектуала), – это образ нравственно
совершенного человека, который не только
ответственно строит свою собственную
жизнь, но и помогает окружающим людям
решать их проблемы и преодолевать житейские
невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить
достойно и разумно, подчас вопреки жестокости
и безумию своего исторического времени?
Что ему ведомо в отличие от других людей?
Здесь и начинается собственно философская
сфера: мудрец-философ ведает о вечных
проблемах человеческого бытия (значимых
для каждой личности во все исторические
эпохи) и стремится найти на них обоснованные
ответы. [6]
В философии выделяются две сферы деятельности:
· сфера материального, объективная
реальность, то есть предметы, явления существуют
в действительности, вне сознания человека
(материя);
· сфера идеального, духовного,
субъективная реальность является отражением
объективной реальности в сознании человека
(мышление, сознание).
Основные философские вопросы — это
1. что первично: материя или сознание;
материя определяет сознание или наоборот;
2. вопрос об отношении сознания
к материи, субъективного к объективному;
3. познава
Зависимости от решения первых двух вопросов
в философских учениях издавна сложилось
два противоположных направления:
· Матери
· Идеали
1. Субъективный идеализм — мир
создаётся субъективным сознанием каждого
отдельного человека (мир лишь комплекс
человеческих ощущений);
2. Объективный идеализм — Мир «творит» некое объективное
сознание, некий извечный « Мировой дух», абсолютная
идея.
Последовательный субъективный идеализм
неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению
— СОЛИПСИЗМУ.
Солипсизм - это отрицание объективного
существования не только окружающих неодушевлённых
предметов, но и других людей, кроме самого
себя (существую лишь Я один остальное
моё ощущение).
Фалес первым в Древней Греции поднялся
до понимания материального единства
мира и высказал прогрессивную мысль о
превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое.
У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели
его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего
материальным основанием всего сущего
– воду, они находили иные материальные
основания: Анаксимен – воздух, Гераклит
– огонь. [5]
При ответе на вопрос познаваем ли Мир
или нет, можно выделить следующие направления
философии:
1. познава
· Матери
· Идеали
2. познаваемого пессимизма, из
которого вытекают:
· агностицизм — мир полностью
или частично не познаваем;
· скептизм — возможность познания
объективной действительности сомнительна.
Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое
знание, философское знание развивается,
обогащается все новым и новым содержанием,
новыми открытиями. При этом сохраняется
преемственность познанного. Однако философский
дух, философское сознание – это не только
теория, тем более теория отвлеченная,
бесстрастно – умозрительная. Научно
теоретическое знание составляет лишь
одну сторону идейного содержания философии.
Другую, безусловно доминирующую, ведущую
его сторону, образует совсем иной компонент
сознания – духовно-практический. Именно
он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом. Было время, когда никакой
науки никогда еще не существовало, но
философия находилась на высочайшем уровне
своего творческого развития. Философия
является общей методологией для всех
частных наук, естественных и общих, иначе
говоря, она — царица (мать) всех наук.
Особенно большое воздействие философия
оказывает на формирования мировоззрения.
Высказывание Эпикура, из письма к Менекею:
«...Пусть никто в молодости не откладывает
занятий философией ...» [4]
Отношение человека к миру – вечный предмет
философии. Вместе с тем предмет философии
исторически подвижен, конкретен, "Человеческое"
измерение мира изменяется с изменением
сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести
человека из сферы обыденности, увлечь
его высшими идеалами, придать его жизни
истинный смысл, открыть путь к самым совершенным
ценностям.
Главными функциями философии являются
выработка общих представлений людей
о бытие, природной и социальной действительности
человека и его деятельности, о доказательстве
возможности познания мира.
Несмотря на свою максимальную критичность
и научность, философия чрезвычайно близка
и к обыденному, и к религиозному и даже
к мифологическому мировоззрению, ибо,
так же как и они, она выбирает направление
своей деятельности весьма произвольно.