Сверхчеловек как проблема метаантропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.

Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

4. Трансперсональное понимание идеи сверхчеловека. Его творцы и выразители С. Гроф, К. Уилбер и др. Трансперсоналисты усматривают путь к сверхчеловеческому через пребывание в измененных состояниях сознания. Обращаясь к работам С. Грофа, К. Уилбера, А. Маслоу, В. В. Налимова и др., хотелось бы отметить, что трансперсональная психология пытается облегчить человеческое страдание в материальном мире путём изменения отношения к причине – природе этого страдания. Она, по сути, предпринимает попытку путем изменения самосознания изменить человеческую ориентацию на цель, которая предполагает активную деятельность, устремленность в будущее. «Быть в мире, но ему не принадлежать», – такой подход Восточных религий – яркое подтверждение. Но их эффективность основана на откровенном забвении активного личностного начала в человеке. Более того, поддерживающие это направление мыслители полагают, что такая философия способна стать основанием новой прогрессивной научной парадигмы и человеческой стратегии выживания в условиях глобального планетарного кризиса.

 

Нельзя оставить без  внимания концепцию французского социолога, культуролога и философа-постмодерниста Жана Бодрийяра о гиперреальности – искусственной, виртуальной реальности. В её основе лежит симуляция, то есть имитация какого-либо процесса. Симулякры выступают единицами гиперреальности. В его работе «Симулякры и симуляции» раскрываются механизмы формирования гиперреальности. Под симулякрами Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как муляжи, копии, не соответствующие оригиналу. По его мнению, мы живём в мире неподлинных понятий и вещей, современное общество основано на симулякрах. Симуляцию Бодрийяр понимает как обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности. Социолог полагает, что сегодня развитие человеческой цивилизации идёт в направлении утверждения мира симулиций, которые распространились на все сферы общественной жизни. Например, потребительское общество кладёт конец «потребностям» в традиционном смысле этого слова. В обществе постмодерна люди не покупают то, в чём они действительно нуждаются. Потребительская стоимость заменяется символической стоимостью: люди начинают приобретать определённого рода товары лишь потому что они являются символами престижа, власти, благополучия. Эти символы не столько удовлетворяют конкретные потребности, сколько служат знаками, свидетельствующими о принадлежности к конкретной социальной общности.

 

В потребительском обществе нет символов, которые бы не являлись товаром. Все символы – автомобили, сигареты, фундаментальная наука и высокое искусство, и даже такие извечные ценности как любовь, дружба, взаимоуважение – производятся, обмениваются и продаются. Так возникает и утверждается символический обмен, т.е. люди производят и на коммерческой основе обменивают и потребляют симулякры, символы реальных вещей, которые оторвались от первоначального оригинала. Складывается присущая современному обществу ситуация, когда оболочка есть, а центр, сущность отсутствует. Но есть люди, которые могут противостоять симулякрам и процессу симуляции – их Бодрийяр называет победителями. Таким выступает образ сверхчеловека в понимании французского философа-постмодерниста.

 

Таким образом, в наше время всё большее значение и распространение приобретают эзотерические и технократические версии о сверхчеловеке. Они, по большому счёту, изображают сверхчеловека в будущем.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Чтобы выйти из сложившейся  исторической коллизии, необходимо переустройство всех основ цивилизации и прежде всего духовных. Пришло время для глубоких перемен. Пока не изменится духовный мир людей, в сущности своей не изменится ничего. Очень сложно удержать общество от его полной духовной и нравственной деградации, и, наоборот, очень легко его развратить и разрушить все его устои. Нравы людей никогда не были слишком высокими, но в современном мире они как никогда стремительно деградируют, приближаясь к критической точке. Современная цивилизация породила странный тип человека: из всех жизненных ориентаций она сделала актуальными для него всего четыре ценности – власть, престиж, материальный достаток и погоню за удовольствиями. Именно эти ценности всеми возможными средствами навязываются массовому сознанию. Происходит подмена истинных ценностей на ложные: счастье стали заменять наркотики, радость – алкоголь, любовь – страсть, семью – временное сожительство или погоню обоих супругов за материальным благостостоянием. А такие вечные ценности как красота, гармония, любовь, семья, истина, добро, святое и священное объявляются изжитками прошлого. Сегодня, для того чтобы выйти из кризиса цивилизации, самое важное – это понять на каком именно этапе находится современное человечество и что его ждёт не только в ближайшем, но и в отдалённом будущем. Для того чтобы человечество смогло пойти новым путём, оно должно понять куда именно этот путь их приведёт. Нужен новый путь развития как отдельного человека, так и общества в целом. Именно поэтому в религиозных и современных теориях о сверхчеловеке является ключевым понятие апокатастасиса – возвращения в прежнее состояние, восстановления духовный ценностей, морально-этических и нравственных установок.

 

Такое понятие как  сверхчеловек можно рассматривать  лишь относительно – по отношению из прошлого и будущего. В моём личном понимании сверхчеловек – это, прежде всего, не физическое, а духовное преодоление человеческой ветхости, и он возможен только в рамках сохранения вида Homo sapiens, при развитии его интеллектуальных и духовных способностей. Но такой человек не будет являться сверхчеловеком по отношению к современности, а только к прошлому. Несомненно, что к сверхлюдям можно также отнести всех гениальных личностей, внёсших свой вклад в общий портрет современного человечества. Такими людьми были Платон, Аристотель, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Макиавелли,  Наполеон, Эйнштейн и многие другие.

 

Идея сверхчеловека  может быть полезна в преодолении  духовного кризиса прежде всего  тем, что заставит многих людей задуматься о небезграничности и кратковременности своего существования, способствовать правильному выбору ценностных установок и ориентиров и, в конечном итоге, сделать человеческое бытие подлинным, а также дать возможность создать из себя личность гармоничную, с высоким духовным и нравственным потенциалом через самопознание, саморазвитие и самосовершенствование. Но, если идеалом будет признан человек антигуманный и безнравственный, то эта идея также может быть опасной и нести угрозу человечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

  1. П. Д. Успенский. Новая модель вселенной – Гранд – Фаир, 2007. – 315с.
  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
  3. Платон. Государство – электронный ресурс             http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt
  4. Платон. Горгий – электронный ресурс http://grani.roerich.com/plato/txt/gorgias.htm
  5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 376–644.
  6. Владимир Лосский. Божественная самодостаточность и тварная немощь.    Фрагмент из «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта электронный ресурс http://wccm.ru/eckhart/eckhart_losskiy.html
  7. И. Г. Гихтель. Практическая теософия.
  8. Ф. Ницше. Человеческое, слишком человеческое. // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах, Т-1, - Мысль, М., 1990.
  9. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства. СПб. – 1907.
  10. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения. // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т-1. – М., Мысль. – 1997. – 728с.
  11. Свасьян К. А. Антихрист. // Ницше Ф.
  12. Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. // Ницше Ф. Сочинения в  2-х томах, Т-2, - Мысль, М., 1990.
  13. Бердяев Н. А. Бердяев о русской философии. – 1991.
  14. Соловьёв В. С. Идея сверхчеловека. // Мир искусства. – 1899. №9. – с.87 – 91.
  15. Бердяев Н. А. Русская идея. // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб.: Наука. – 1992.
  16. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Петроград. – 1922. – с.48
  17. Сабиров В. Ш. Русская идея спасения. СПб.: изд-во СПбГУ. – 1995. – с.83.
  18. Бердяев Н. А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. – М. – 1990.
  19. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М. – 1993. – с.55
  20. Фёдоров Н. Философия общего дела. // Сочинения. – М.: Мысль, 1982.
  21. Цветков А. П. Русский интеллигент как персонаж метаантропологии.
  22. Патрушев А. И. Жизнь и драма Ф. Ницше.
  23. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии.
  24. Жейц Е. А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков.
  25. Александр Дугин. Ф. Ницше – Путь к сверхчеловеку.
  26. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1999. – с.141.
  27. Блаватская Е. Тайная доктрина. Книга 2. Война богов, АСТ, 2004.
  28. Эль Мории. 247 Законов Космоса. Пенза, изд-во Алмазное сердце. – 2004.
  29. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС». – 2004.
  30. Глэд Дж. Будущая эволюция человека: Евгеника двадцать первого века. – М., – 2005. – 176с.
  31. С. С. Хоружий. О старом и новом. СПб., 2000. С.392, 427-428.
  32. Великие мыслители Запада/ Пер. с англ. В. Федорина.- М.: КРОН-Пресс,1999.- 656с.- (Академия).
  33. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2.- М.: РИПОЛ-Классик, 1997.- 863с.
  34. Данто А. Ницше как философ. Пер. с англ. А. Лавровой. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001.- 280с.
  35. Блюменкранц М. А. Рождение философии из духа трагедии // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения.- М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.- 1056с.- ( Антология мысли).
  36. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство/ Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990.
  37. К. О. Россиянов. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники. — 2006. — № 1.
  38. Аналитическая психология К. Юнга. Электронный ресурс http://www.psikhoanaliz.ru/individualnaya_psihoterapiya/analiticheskaya_psihologiya_kyunga.html



Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии