Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.
Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.
Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57
4. Трансперсональное понимание идеи сверхчеловека. Его творцы и выразители С. Гроф, К. Уилбер и др. Трансперсоналисты усматривают путь к сверхчеловеческому через пребывание в измененных состояниях сознания. Обращаясь к работам С. Грофа, К. Уилбера, А. Маслоу, В. В. Налимова и др., хотелось бы отметить, что трансперсональная психология пытается облегчить человеческое страдание в материальном мире путём изменения отношения к причине – природе этого страдания. Она, по сути, предпринимает попытку путем изменения самосознания изменить человеческую ориентацию на цель, которая предполагает активную деятельность, устремленность в будущее. «Быть в мире, но ему не принадлежать», – такой подход Восточных религий – яркое подтверждение. Но их эффективность основана на откровенном забвении активного личностного начала в человеке. Более того, поддерживающие это направление мыслители полагают, что такая философия способна стать основанием новой прогрессивной научной парадигмы и человеческой стратегии выживания в условиях глобального планетарного кризиса.
Нельзя оставить без внимания концепцию французского социолога, культуролога и философа-постмодерниста Жана Бодрийяра о гиперреальности – искусственной, виртуальной реальности. В её основе лежит симуляция, то есть имитация какого-либо процесса. Симулякры выступают единицами гиперреальности. В его работе «Симулякры и симуляции» раскрываются механизмы формирования гиперреальности. Под симулякрами Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как муляжи, копии, не соответствующие оригиналу. По его мнению, мы живём в мире неподлинных понятий и вещей, современное общество основано на симулякрах. Симуляцию Бодрийяр понимает как обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности. Социолог полагает, что сегодня развитие человеческой цивилизации идёт в направлении утверждения мира симулиций, которые распространились на все сферы общественной жизни. Например, потребительское общество кладёт конец «потребностям» в традиционном смысле этого слова. В обществе постмодерна люди не покупают то, в чём они действительно нуждаются. Потребительская стоимость заменяется символической стоимостью: люди начинают приобретать определённого рода товары лишь потому что они являются символами престижа, власти, благополучия. Эти символы не столько удовлетворяют конкретные потребности, сколько служат знаками, свидетельствующими о принадлежности к конкретной социальной общности.
В потребительском обществе нет символов, которые бы не являлись товаром. Все символы – автомобили, сигареты, фундаментальная наука и высокое искусство, и даже такие извечные ценности как любовь, дружба, взаимоуважение – производятся, обмениваются и продаются. Так возникает и утверждается символический обмен, т.е. люди производят и на коммерческой основе обменивают и потребляют симулякры, символы реальных вещей, которые оторвались от первоначального оригинала. Складывается присущая современному обществу ситуация, когда оболочка есть, а центр, сущность отсутствует. Но есть люди, которые могут противостоять симулякрам и процессу симуляции – их Бодрийяр называет победителями. Таким выступает образ сверхчеловека в понимании французского философа-постмодерниста.
Таким образом, в наше время всё большее значение и распространение приобретают эзотерические и технократические версии о сверхчеловеке. Они, по большому счёту, изображают сверхчеловека в будущем.
Заключение
Чтобы выйти из сложившейся исторической коллизии, необходимо переустройство всех основ цивилизации и прежде всего духовных. Пришло время для глубоких перемен. Пока не изменится духовный мир людей, в сущности своей не изменится ничего. Очень сложно удержать общество от его полной духовной и нравственной деградации, и, наоборот, очень легко его развратить и разрушить все его устои. Нравы людей никогда не были слишком высокими, но в современном мире они как никогда стремительно деградируют, приближаясь к критической точке. Современная цивилизация породила странный тип человека: из всех жизненных ориентаций она сделала актуальными для него всего четыре ценности – власть, престиж, материальный достаток и погоню за удовольствиями. Именно эти ценности всеми возможными средствами навязываются массовому сознанию. Происходит подмена истинных ценностей на ложные: счастье стали заменять наркотики, радость – алкоголь, любовь – страсть, семью – временное сожительство или погоню обоих супругов за материальным благостостоянием. А такие вечные ценности как красота, гармония, любовь, семья, истина, добро, святое и священное объявляются изжитками прошлого. Сегодня, для того чтобы выйти из кризиса цивилизации, самое важное – это понять на каком именно этапе находится современное человечество и что его ждёт не только в ближайшем, но и в отдалённом будущем. Для того чтобы человечество смогло пойти новым путём, оно должно понять куда именно этот путь их приведёт. Нужен новый путь развития как отдельного человека, так и общества в целом. Именно поэтому в религиозных и современных теориях о сверхчеловеке является ключевым понятие апокатастасиса – возвращения в прежнее состояние, восстановления духовный ценностей, морально-этических и нравственных установок.
Такое понятие как сверхчеловек можно рассматривать лишь относительно – по отношению из прошлого и будущего. В моём личном понимании сверхчеловек – это, прежде всего, не физическое, а духовное преодоление человеческой ветхости, и он возможен только в рамках сохранения вида Homo sapiens, при развитии его интеллектуальных и духовных способностей. Но такой человек не будет являться сверхчеловеком по отношению к современности, а только к прошлому. Несомненно, что к сверхлюдям можно также отнести всех гениальных личностей, внёсших свой вклад в общий портрет современного человечества. Такими людьми были Платон, Аристотель, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Наполеон, Эйнштейн и многие другие.
Идея сверхчеловека может быть полезна в преодолении духовного кризиса прежде всего тем, что заставит многих людей задуматься о небезграничности и кратковременности своего существования, способствовать правильному выбору ценностных установок и ориентиров и, в конечном итоге, сделать человеческое бытие подлинным, а также дать возможность создать из себя личность гармоничную, с высоким духовным и нравственным потенциалом через самопознание, саморазвитие и самосовершенствование. Но, если идеалом будет признан человек антигуманный и безнравственный, то эта идея также может быть опасной и нести угрозу человечеству.
Литература:
Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии