Сверхчеловек как проблема метаантропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.

Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

Согласно плану эволюционного развития планеты Земля и человеческого общества, на Планете произошло наложение двух эволюционных процессов. Земля, согласно своего плана эволюционного развития, перешла из 5-го круга в 6-й круг, а человечество перешло из 5-й расы в 6-ю расу. Впервые переход человечества из одной расы в другую проходит без физического уничтожения форм, а сменой сознания в существующей форме на физическом плане. Переход в Шестую расу означает для человечества новые условия существования, новые пути его духовного развития. Новые условия существования требуют другого человеческого сознания. Только новое, трансформированное сознание позволит Человечеству находиться в Шестой расе.

 

Итак, представитель Шестой расы должен обладать такими основными  качествами:

  • Не пить алкоголь;
  • Не есть мяса и продуктов, связанных с разложением;
  • Не курить;
  • Излучать энергии Света, Любви, Гармонии, Радости, быть Белым Солнцем, Источником Чистой Энергии в Пространстве;
  • Физическое изменение внешности. Светлые волосы – золотистые, зелёные глаза, рост – 2-3 м у мужчин, 180 см у женщин;
  • Люди 6-й расы летают, проходят сквозь стены, ходят по воде, обладают способностями телекинеза, ясновидения, яснослышания, обоняния, осязания и имеют тонкие вкусовые ощущения;
  • Человек 6-й расы не умеет плохо думать, всякая плохая мысль будет доставлять физические страдания;
  • Человек 6-й расы будет жить 600 лет, спокойно переносить радиацию, ультра, инфра-лучи, обходиться без еды, воздуха;
  • Тело – уплотненный астрал, т.е. па физическом плане 1/3 жизни, в астральном теле 2/3;
  • Люди 6-й расы физической едой почти не питаются, а питаются аккумулированной солнечной энергией или напрямую из пространства; они очень добрые, чистые, как дети, весёлые, красивые, все абсолютно творческие, гениальные во всех областях [28].

 

Георгий Бореев в своей статье «Шестая раса и Нибиру» описывает представителей Шестой расы так: «Люди Шестой расы будут, благодаря свойствам своего нового тела, свободно читать мысли других людей и существ, а также и наблюдать их чувства. Кристаллические земляне по желанию легко будут отправляться не только на Луну, но и на другие планеты нашей Солнечной системы. Там они будут общаться как с местными цивилизациями, так и с инопланетными. Возникнет активное общение эфирных землян с Духовным Солнцем галактики и с другими преображенными планетами вне нашей системы. Человеческий организм землянина Шестой расы станет обладать гораздо более тонкими формами, а его сознание будет общаться со многими, аналогичными по уровню, сущностями мироздания. В Шестой расе не будет смерти, потому что появится иной способ самовоплощения людей. Этот способ будет состоять из нескольких фаз выращивания тонких тел, что позволит человеку полностью сохранять свою индивидуальность во время полной замены оболочек. Люди Шестой расы уже никогда не будут болеть, и, тем более, на новой Земле не станет инвалидов, проявлений различных уродств, неполноценности и тому подобных проклятий физического мира.»

 

3. Технократическое понимание сверхчеловека. Его яркими представителями выступают философы-фантасты С. Лем, Г. И. Гуревич и др. Сверхчеловеческие возможности, согласно этому направлению, есть результат научного и технического прогресса, создания симбиоза человека и компьютера. Примером этой концепции может служить постчеловек. Мы живём в эпоху постмодерна. Это эпоха, когда модерн уже начинает исчерпывать своё, но возврата к традиционному обществу не происходит. Каков же есть человек постмодерна? Общество постмодерна является информационным. Это значит, что на место человека модерна, который представляет собой человека познающего, приходит человек информированный. Конструкт постмодерна – человек информированный – это шаг за грань человека. Постмодерн предполагает постчеловечество. Именно поэтому будет актуально рассмотреть постчеловека как один из модусов сверхчеловека. Постчеловек – образ будущего человека, который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий, таких как биотехнология, информатика и медицина. Проблемой постчеловека занимаются такие философы как Юрген Хабермас, Фрэнсис Фукуяма, Жан Бодрийяр. Постчеловеческое время – это время господства все более могущественных наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий. Применение перечисленых выше сверхтехнологий во благо человека, преобразует его в постчеловека. Нашу эпоху можно считать начальным этапом постчеловеческого времени. Важнейший шаг на этом пути – открытие         Э. Файра и К. Меллоу. За это открытие они были награждены  Нобелевской премией в 2006 г. Речь идёт об открытии генетических механизмов, которые позволяют выключать функционирование любых генов человеческого генома. Вполне возможно, что при помощи этих сверхтехнологий, люди будут в скором  будущем по своему усмотрению изменять свою природу. По этому поводу Ф. Фукуяма пишет: «То, что мы сегодня переживаем, — это не просто технологическая революция в расшифровке ДНК и в способности манипулирования её структурой, но революция в биологии, лежащая в основе такой способности. Подобная научная революция приводит к открытиям и прорывам во многих смежных областях, помимо молекулярной биологии, в том числе в когнитивной неврологии, популяционной генетике, эволюционной биологии и нейрофармакологии. И научное наступление во всех этих областях имеет потенциальные политические последствия, потому что оно расширяет наши знания о мозге, источнике человеческого поведения, а, следовательно — и возможности управлять им» [29]. По мнению Фукуямы, окружающий нас мир в ближайшие десятилетия будет выглядеть совсем по-иному, даже если не прибегать к широкомасштабным допущениям о возможностях генной инженерии. «Сегодня, – заключает он, – мы стоим перед этическим выбором, касающимся тайны генетической информации, правильного использования медицинских препаратов, исследований на человеческих эмбрионах и клонирования человека. Однако вскоре нам придётся иметь дело с вопросами о селекции эмбрионов и о степени, до которой все медицинские технологии можно использовать для усовершенствования человека, а не только для чисто лечебных целей». В связи с этим у учёных возникает вопрос: сохранится ли человеческая природа такой, какова она у нынешнего вида Homo sapiens или же преобразится в природу постчеловека, Homo supertechnologicus, генетически модифицированного человека со сверхчеловеческими способностями?

 

Компьютерные технологии входят в антропологию, осуществляя  кардинальное расширение совокупности средств и методов взаимодействия между элементами системы «мозг – машина». Поэтому есть основание говорить, что человек превращается в гибрид человека и машины, т.е. Киборга. Данный термин был введён в 1960 г. и обозначает всякий гибрид человеческого тела, включая мозг и искусственные механизмы. Итак, Киборг – первый вид Постчеловека. К его появлению ведут стратегии, развивающие все формы соединения и сращения человека с компьютерной техникой. Далее, генотехнологии входят в антропологию, продвигаясь к возможности практического манипулирования генетической программой, геномом человека. Когда генетические изменения превышают некоторую критическую долю генетического материала человека – есть основание говорить, что человек превращается в иное, отличное от человека живое существо. У этих существ нет сегодня единого общепринятого имени; мы будем использовать достаточно адекватный термин Мутанты. Таким образом, Мутант – второй вид Постчеловека, к появлению которого ведут определённые стратегии развития генотехнологий. Эти же стратегии ведут к возможности ещё одного экзотического существа – Клона, т.е. точной генетической копии иного человеческого организма. Клон – генетически нормальное человеческое существо и, тем самым, не Мутант, однако, имея характер «копии, а не оригинала», он обретает ряд глубоких антропологических отличий, в силу которых также может рассматриваться как Постчеловек. Итак, Киборг, Мутант, Клон – три версии Постчеловека, к каждой из которых ведут определенные антропо-технологические практики, сегодня уже активно развиваемые, но вызывающие при этом столь же активные возражения и сомнения. «Мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, что же такое человек» - писал Ф. Фукуяма [29, с. 351].

 

Много споров и противоречий вызывает процесс клонирования. Клон и не является Постчеловеком по своей генетике, посколько у клона и человека существует множество различий, которые весьма сложно выразить. Фукуяма считает их столь серьёзными, что относит создание Клонов к самым опасным и недопустимым практикам: «Есть вещи, которые должны быть запрещены безоговорочно. Одна из них – репродуктивное клонирование, то есть клонирование с намерением создать ребенка» [29, с. 332]. Меж тем, конкретные причины, им называемые, вовсе не так фундаментальны: это – «моральные причины», состоящие в том, что «клонирование – весьма неестественная форма размножения», которая повлечёт «неестественные отношения между родителями и детьми», и «практические причины», состоящие в перспективе развития, вслед за клонированием, целой цепочки других сомнительных практик. Дело, однако, в том, что это – не все причины, и не самые важные. За категорической реакцией Фукуямы и не только его, на приход Клона кроются более глубокие вещи, связанные с конституцией личности. Ибо Клон – это двойник. Тема Клона наполняется всем насыщенным личностным, экзистенциальным, психологическим содержанием, что составляет древнюю тему двойника в мировой литературе. Тема неразрывно сопряжена с мотивами отталкивания, ужаса, душевного потрясения. Двойник несёт конец, смерть личностной уникальности; а, судя по всему, наша уникальность – настолько существенный элемент нашей идентичности, нашей «человечности», что лишение её – травма, последствия которой пока неведомы. Таким образом,  феномен двойника и феномен Клона – смерть уникальности и травма идентичности.

 

Отправной точкой научных  разработок средств совершенствования  человеческого рода послужила теория Дарвина о происхождении видов. Согласно ней, в основе эволюционного развития всех живых организмов на Земле лежит естественный отбор, благодаря которому только наиболее приспособленные особи выживают и передают свои признаки потомству. Важный вклад в разработку этой проблемы внёс английский естествоиспытатель Ф. Гальтон. Центральная идея его стратегии совершенствования человеческого рода такова: благодаря развитию культуры, человек сумел избежать благодетельного влияния естественного отбора и теперь неуклонно приближается к пропасти полного вырождения. Для предотвращения этого трагического исхода Ф. Гальтон и его последователи требовали организации в обществе практики «искусственного отбора», который выполнял бы в человеческом обществе те же функции, что и естественный отбор в природе.

 

Индустрия технологий генного программирования молекул ДНК любых живых существ не стоит на месте. Она прогрессирует с огромной скоростью. А это значит, что пользователь технологий генетического программирования молекул ДНК обретёт возможность загружать в хранилище генетической информации огромные массивы новой информации. Со временем он будет не только свободно распоряжаться хранилищем генетической информации, но и изменять это хранилище по своему усмотрению. Подобная практика использования генетической информации радикально изменит постиндустриальный социум. Перепрограммировать человеческую молекулу ДНК – значит перестроить биологическую природу человека, значит наделить его какими-то сверхчеловеческими качествами и способностями. Стратегия генетического перепрограммирования, таким образом, порождает в человеке стремление все более радикального совершенствования своей биологической природы. Нет никаких гарантий того, что стратегия обогащения человеческой ДНК новыми группами генов, никогда не превратит её в ДНК какого-то нового живого существа, более сложного, нежели нынешний человек. Осознание этой возможности порождает гипотезы о том, что всё расширяющаяся практика применения сверхтехнологий к совершенствованию генетики человека способна привести к появлению молекул ДНК постчеловека. Грядущая практика создания все более могущественных нейроимплантатов и технологий генетического перепрограммирования человеческой ДНК со временем сотрут грань между человеком и биологической машиной. Люди, наделенные сверхчеловеческими способностями, будут функционировать в интеграции со сложнейшими биологическими машинами. Возникнут гибриды биологических машин, сложность функционирования которых многократно превзойдет сложность человека. Поскольку хранилище наследственной информации программируемых биологических машин открыто для обогащения новой информацией, появятся машины с суррогатными ДНК, в которые вписана гигантская дополнительная генетическая информация. Не исключено, что биоинженеры ХХІ века создадут такой искусственный интеллект на основе человеческого мозга, в который будет встроен электронный аналог ДНК, т.е. сеть цепочек и связей, которые будут открыты для биотехнологического изменения извне.

 

Сегодняшний уровень развития генного программирования биологических систем весьма далек от предельного совершенства. Однако не далёк тот момент, когда практика модифицирования генетики человека выйдет из стен секретных лабораторий и возможно станет коммерчески успешным продуктом. Шквал новейших нано-био-гено-нейро-информационных и других революций выводит познание человеческой природы на новый уровень. Речь идёт не только о познании генетики человека, но и его психики, а также социальных и культурных характеристик человеческого существования в мире. Осмысливая его, мы, безусловно, должны опираться на те данные, которые вырабатываются в науках о человеке. К сожалению, одних этих данных не достаточно. Ведь многое о человеческой природе мы знаем из религии и теологии, из искусства и художественной литературы, наконец, из повседневного жизненного опыта. На каждом историческом этапе познания феномена человека мы далеки от исчерпывающе полного знания о нём. Таким образом, человеческая природа перестает восприниматься участниками этого дискурса как надвременная онтологическая константа. Человек – это существо, которое способно и устанавливать, и преодолевать границы любых своих определений. Признание факта неокончательности и недоопределенности человеческой природы побуждает современных философов рассматривать природу человека как предмет своеобразного искусства в недрах которого осуществляются разнообразные конструкторские, дизайнерские, биохакерские проекты и замыслы. Практика применения сверхтехнологий к преобразованию человеческого генома осуществляет стратегию все более радикального совершенствования биологической природы человека, хранилища его наследственной информации, его телесности, нейросистемы, интеллекта [30]. Будущее, к которому экспресс сверхтехнологий мчит постиндустриальный социум, осознается как «постчеловеческая» стадия истории. Постчеловеческой она называется потому, что практика применения всё более могущественных технологий преображает человека в постчеловека.

«Постчеловеческая» стадия истории – это вовсе не «конец истории». Это, скорее, начало нового витка развития человека, всё более преобразующего свою природу с помощью наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных и других всё более могущественных технологий.

 

Но если всё-таки станет возможным создание гибрида человека и машины, остаётся открытым вопрос: кем будет приходиться это существо? В данном случае предполагается выход за рамки вида Homo sapiens. Эта проблема до сих пор является открытой и вызывает огромный интерес как у научных фантастов, так и учёных, но в то же время она довольно спорна и противоречива.

Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии