Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.
Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.
Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57
Большой вклад в развитие идеи о сверхчеловеке внесли русские философы-космисты. Так, Николай Фёдоров – религиозный философ-футуролог, видел в учении Ницше о сверхчеловеке прежде всего «проповедь эгоизма», «порок нравственный и умственный», «порок сатанинского происхождения» [20, с. 548 ], а самого сверхчеловека называл «антихристом». Он полагал, что «сверхчеловечество может быть и величайшим пороком и величайшей добродетелью» [20, с. 557].
Но несмотря на то, что Фёдоров резко критиковал учение о сверхчеловеке Ницше, была у них и общая идея, а именно вера в возможность безграничного развития человечества: у Фёдорова – достижения бессмертия (через оптимальную трудовую деятельность), у Ницше – создания более высокого типа человека и человеческой культуры. У Фёдорова сверхчеловек понимается как суперсущество, которое обладает автотрофностью и «полноорганностью», т.е. способное обновлять и видоизменять своё тело, наделяя его каким-то новыми функциями [20, с. 337, 405, 438]. Его сверхчеловек – это бессмертный деятель, победитель пространства и времени, реализующий свой проект воскрешения своих умерших предков. В конечном счёте, у Фёдорова сверхчеловечество, широко распространившееся в космическом пространстве и заселившее иные миры, обретает черты Абсолюта как устроителя «Царства Божьего» в масштабах Вселенной, стремящегося сделать всё возможное для укрепления общечеловеческого солидарного сообщества, для сохранения высоких ценностей и утверждения бессмертия человечества [21].
В русской литературе проблему сверхчеловека можно проследить в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского, который раньше Ницше раскрыл роковой и неотвратимый конец гуманизма. Именно ему удалось показать гибель человека на пути человекобожества [22]. Сам Ницше отзывался о русском классике так: «Достоевский – это единственный психолог, у которого я мог кое-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни» [23]. Однако Ницше узнал Достоевского только по его произведениям и уже тогда, когда его уже не было в живых.
Главный герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, выступает как носитель идеи свeрхчеловечества. Его бунт, порождённый социальным неравенством общества, приводит главного героя романа к интересной теории [24, с. 30]. Действительно, люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Одни «живут в послушании» и любят быть «послушными». Другие могут всё в силу своей необыкновенности. Именно они движут миром, именно им человечество обязано научными открытиями. И за то, что без них не было бы развития на Земле, а возможно, и будущего вообще, они могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь» [25]. Любовь к человеку и Миру требует жертв. От этого все только выиграют, ну а десятки, сотни, тысячи, миллионы «низших», принесённых на алтарь – ничто, ведь они для этого и существуют. «И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать» [26] – так заканчивает свою речь Родион Раскольников. И ведь, наверное, в этот момент он и не сомневается ни в чём, хотя преступление во имя идеи уже совершено, страдания героя ужасны, но гордыня мешает самому себе признаться в том, что в теории всё выглядело более привлекательным. Не зря диалог Родион ведет с Порфирием Петровичем, который, не долго думая, ту же теорию объясняет так, как поймёт её каждый из нас. Если ты обыкновенный, то с тобой можно делать, что захочется, а если необыкновенный, то бесчинствуй сколько влезет.
Главная проблема Раскольникова заключается в том, что он считает, будто его мать и сестра по высказанной им теории подходят под категорию «отребья», которую он, как «сверхчеловек», должен немедленно уничтожить. И самое страшное в этом то, что, убив старуху-процентщицу и не выдержав этого убийства, герой Достоевского не отказывается от этой теории, не разуверяется в её истинности, а лишь осознаёт, что непригоден для роли Наполеона [24, с. 56]. Через шесть лет после того, как Достоевский сформулировал теорию сверхчеловека в образе Раскольникова, в «Бесах» он смог показать результат, к которому непременно должна была привести эта теория. От убийства старухи-процентщицы до целой сети разного рода убийств и самоубийств – здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Романовича [24, с. 56].
Достоевский был не единственным писателем, в произведениях которого образ сверхчеловека нашёл отражение. Элементы этого образа можно найти и в произведениях других русских классиков. Так, например, в «Отцах и детях» Тургенева нигилист Базаров может претендовать на роль сверхчеловека. Также тень сверхчеловека можно усмотреть и раньше, в творчестве Лермонтова, например, в романе «Герой нашего времени», Печорин может быть представлен подобным образом. Однако эта идея нашла своё отражение, развитие и финал лишь у Фёдора Михайловича Достоевского. Но несмотря на родство идей, Ницше и Достоевский пришли к разным выводам: Ницше закончил гимном сверхчеловеку, а Достоевский на десятилетия раньше смог предсказать последствия и зло.
Н. Бердяев, говоря о Ф. М. Достоевском, пишет: «С одной стороны, он до глубины проникнут человечностью, его сострадательность бесконечна и он понимает бунт против Бога, основанный на невозможности выносить страдания мира. Но с другой стороны, он обличает пути гуманистического самоутверждения и раскрывает его предельные результаты, которые именует человекобожеством» [15, с. 114]. Таким образом, свобода также является противоречивой: с одной стороны, она есть главное и необходимое условие для Богочеловечества, стремящегося создать человека-творца, с другой стороны, от неё же, свободы, происходит зло мира. Бунт против Бога, но не его отрицание, есть уже первая ступень на пути к Богочеловеку.
Раздел II. Современное состояние проблемы
Предыдущий опыт показал, что для достижения сверхчеловеческого необходима борьба с человечеством и человеческим. Возможно, буквальное понимание этих основ и привело к апогее духовного и антропологического кризиса. Но сам человек во все времена представлялся как существо незавершённое, незаконченное, несовершенное. Стремление человека к совершенству хорошо изображено в аналитической психологии. Карл Густав Юнг (1865 – 1961) – основоположник глубинной и аналитической психологии, развил сложную и интересную теорию, которая охватывает широкий круг человеческих мыслей и поведения. Одно из центральных понятий Юнга – индивидуация; так он называет процесс развития человека, включающий установление связей между Эго – центром сознания, и самостью – центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость. Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Персона (личность) – это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает также наши социальные роли. Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предаётся слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Тень – центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Анима и Анимус – по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине. Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость – внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. «Индивидуация, говорит Юнг, – означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» – это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой» [38]. В индивидуации Юнг выделяет четыре основных этапа: анализ персоны, осознание тени, встреча с Анимой или Анимусом и лишь заключительный этап – это развитие самости.
Идея сверхчеловека, пронизывающая
всю историю человеческого мышл
Но сама идея превращения остаётся довольно тёмной, и понятие человека с точки зрения сверхчеловека нельзя рассматривать как популярное или прогрессивное. Оно входит, как необходимая принадлежность, в полуоккультные и полумистические учения, а в научных или широко распространённых полунаучных философских системах жизни оно не играет никакой роли. Причина прежде всего заключается в полном отходе западной культуры от религиозной мысли. Если бы не этот отход, не было бы утрачено и понимание человека с точки зрения идеи сверхчеловека, ибо религиозное сознание в его подлинном смысле без идеи сверхчеловека невозможно.
Отсутствие идеи сверхчеловека
в большинстве соверменных
Но нельзя думать о сверхчеловеке только в материалистическом плане. Сверхчеловек непременно должен быть связан с чем-то таинственным, магическим, волшебным. Этот интерес к таинственному, чудесному и оккультному служит, пожалуй, главным паролем для объединения людей новой расы. Идея сверхчеловека непосредственно связана с идеей скрытого знания. Ожидание сверхчеловека есть ожидание какого-то нового откровения, нового знания [1, с. 67].
Томас Карлейль – британский философ, историк и писатель XIX века в цикле лекций под названием «Герои, почитание героев и героическое в истории», зачитанном в 1837 – 1840 гг., упоминал, что законы мира открываются лишь «избранным», то есть «героям», которые являются единственными действительными творцами истории. В то время как массы – это «толпа, орудие в их руках». Героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев». Таким выступает, по мнению Карлейля, замкнутый круг истории.
Все концепции сверхчеловека в философии ХХ века можно классифицировать так:
1. Постницшеанство. Сюда можно отнести философов- экзистенциалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю. Они изображали личность, которая полностью свободна в своём выборе от общественных ограничений, социальных установлений, человеческих переживаний и даже от самой конкретной ситуации. Парадокс философской антропологии ХХ столетия заключается в том, что нисхождение философии с классических высот в экзистенциальную плоскость человеческого бытия, неизменно сопровождается поиском потенциального величия человеческой личности. Обезбоженный и одинокий, обречённый на «существование здесь и сейчас», человек ещё более томим жаждой сверхчеловеческого. Начинается осознание своих границ, и, таким образом, жажда будущего, бесконечного, абсолютного и вневременного становится иной, нежели раньше. Ибо жаждет уже не бессмертный человеческий род, прогрессирующий в своих поколениях, а единичный, конечный, неповторимый в своих потомках, а следовательно, уникальный, смертный человек. И «существование здесь и сейчас» не тождественно всепоглощающей и всепринимающей обыденности; это попытка, порыв, ответственный поступок и выбор себя, ибо более нет ни опеки, ни гарантий, ни единственно верного пути, обозначенного вечными ценностями. Уже не все люди выбирают, каким тебе быть, а ты выбираешь себя и всех людей, собственное настоящее и будущее. Поэтому отсчёт подлинного человеческого бытия начинается в экзистенциализме с момента осознания необходимости выхода за пределы обыденности. Величие человека в способности к бунту, в мужестве реализовать свой личный проект и принять на себя ответственность за свободу выбора. «Экзистенция», «трансценденция», «Сверхчеловек» (как выхождение за пределы наличного состояния), таким образом, выступают как однопорядковые понятия. А истинно человеческое сближается со сверхчеловеческим.
2. Оккультно-эзотерическое понимание. Иллюстрацией эзотерической трактовки сверхчеловека являются работы П. Д. Успенского и Е. Блаватской. Сверхчеловек здесь выступает результатом неутомимых духовных практик по выращиванию бессмертных «тонких тел». В рамках данного направления маг, мудрец, «истинный человек», «человек Нового Олимпа», Сверхчеловек – синонимы. Земное воплощение человека – только преходящая форма. Эта мысль будет не раз повторяться в эзотерических учениях ХХ столетия. Она еще не раз потребует преодоления «неистинного» человека на пути к «истинному», преодоления человека на пути к сверхчеловеку. Сверхчеловеком мог быть назван только тот, кто успешно овладел тайным знанием и поднялся над интересами и возможностями обычных людей. Сверхчеловек как итог внутренней эволюции сознания существует за пределами материального мира пространственно-временных ограничений. Примером может служить теория Шестой Расы. Согласно ей, человек, представитель этой расы (или человек индиго), должен обладать необычными сверхразвитыми способностями и психофизиологическими качествами, практически абсолютным иммунитетом. Такой человек сможет черпать все знания из глубины своего подсознания и, поэтому, ему практически не нужно будет учиться, он духовно очень развит и может свободно пользоваться знаниями и опытом, приобретёнными им в прошлых инкарнациях. Оба полушария мозга у людей индиго одинаково развиты, а это значит, что помимо высокого интеллекта, они обладают необычными паранормальными способностями, такими как: предсказание будущего, целительство, левитация и т. д. Учёные всего мира, изучавшие способности людей индиго, пришли к однозначному выводу; на Земле появилась Шестая Раса людей. По данным исследований генетиков, проводившихся во всём мире, изменённую ДНК на сегодня имеет примерно 1% от общего населения планеты, это более 60 млн. человек. Но с каждым годом количество людей индиго растёт. Больше всего таких людей в России, США и Китае.
История эволюции человечества циклична. И каждому циклу соответствует определённая раса. Каждая приходящая новая раса людей совершенствуется, развивая приобретённые предыдущей расой знания, обогащая свою духовность и интеллектуальные качества. Цель процесса смены рас – достигнуть постепенного превращения человечества в богочеловечество, т. е. в сообщество индивидов, способных самореализоваться духовно и обладающих высочайшими физическими и психическими качествами.
Елена Блаватская – русский философ и оккультист, выдвинула концепцию об эволюционном цикле рас. В своих трудах она описала основные свойства предшествующих коренных рас. Первая раса называлась «саморождённые», возникла на Земле в виде эфирных существ путём уплотнения тонкого мира. Люди этой расы размножались путём деления и почкования. Они не имели языка и общались с использованием «мыслеформ». Вторая раса людей, называемая «потом рождённые», или «бескостные», были еще призракообразные, но обладали уже более плотными формами. Размножались они путём почкования и спорообразования. Третья раса, называемая лемурийцами и пришедшая на смену второй расе, делится на ранних и поздних лемурийцев. Ранние лемурийцы были уже двуполыми. Поздние – разнополыми. Четвертая раса людей называлась атлантами. Эта раса с гармонично развитыми двойственными отношениями. Пятая раса. Эта коренная раса, является нашей и называется арийской [27].
Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии