Сверхчеловек как проблема метаантропологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.

Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

Большой вклад в развитие идеи о сверхчеловеке внесли русские  философы-космисты. Так, Николай Фёдоров – религиозный философ-футуролог, видел в учении Ницше о сверхчеловеке прежде всего «проповедь эгоизма», «порок нравственный и умственный», «порок сатанинского происхождения» [20, с. 548 ], а самого сверхчеловека называл «антихристом». Он полагал, что «сверхчеловечество может быть и величайшим пороком и величайшей добродетелью» [20, с. 557]. 

 

Но несмотря на то, что Фёдоров резко критиковал учение о сверхчеловеке Ницше, была у них и общая идея, а именно вера в возможность безграничного развития человечества: у Фёдорова – достижения бессмертия (через оптимальную трудовую деятельность), у Ницше – создания более высокого типа человека и человеческой культуры. У Фёдорова сверхчеловек понимается как суперсущество, которое обладает автотрофностью и «полноорганностью», т.е. способное обновлять и видоизменять своё тело, наделяя его каким-то новыми функциями [20, с. 337, 405, 438]. Его сверхчеловек – это бессмертный деятель, победитель пространства и времени, реализующий свой  проект воскрешения своих умерших предков. В конечном счёте, у Фёдорова сверхчеловечество, широко распространившееся в космическом пространстве и заселившее иные миры, обретает черты Абсолюта как устроителя «Царства Божьего» в масштабах Вселенной, стремящегося сделать всё возможное для укрепления общечеловеческого солидарного сообщества, для сохранения высоких ценностей и утверждения бессмертия человечества [21].

 

В русской литературе проблему сверхчеловека можно проследить в творчестве Фёдора Михайловича  Достоевского, который раньше Ницше раскрыл  роковой  и неотвратимый конец гуманизма. Именно  ему  удалось показать  гибель  человека  на  пути  человекобожества [22]. Сам Ницше отзывался о русском классике так: «Достоевский – это единственный психолог, у которого я мог кое-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни» [23]. Однако Ницше узнал Достоевского только по его произведениям и уже тогда, когда его уже не было в живых.

 

Главный герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, выступает как носитель  идеи свeрхчеловечества. Его бунт, порождённый  социальным неравенством общества, приводит  главного  героя  романа к  интересной  теории [24, с. 30]. Действительно,  люди делятся  на  «обыкновенных»  и  «необыкновенных». Одни «живут  в  послушании»  и  любят  быть  «послушными». Другие  могут  всё  в  силу  своей  необыкновенности.  Именно  они  движут  миром,  именно  им  человечество  обязано  научными  открытиями. И за то, что без них не было бы развития на Земле, а возможно, и будущего  вообще, они могут  «дать себе разрешение перешагнуть через кровь» [25]. Любовь к человеку и Миру требует жертв. От этого все только выиграют,  ну а десятки, сотни, тысячи, миллионы «низших», принесённых  на алтарь – ничто, ведь они для этого и существуют. «И те,  и другие имеют совершенно одинаковое право существовать» [26] – так заканчивает свою речь  Родион Раскольников. И ведь, наверное, в этот момент он и не сомневается ни в чём, хотя  преступление  во  имя  идеи  уже  совершено, страдания героя ужасны, но гордыня мешает самому себе признаться в том, что в теории всё  выглядело более привлекательным. Не  зря диалог  Родион ведет с Порфирием Петровичем, который, не долго думая,  ту же теорию объясняет так, как поймёт её  каждый из нас. Если ты обыкновенный, то с тобой можно делать, что захочется, а если необыкновенный, то бесчинствуй сколько влезет.

 

Главная проблема Раскольникова  заключается в том, что он считает, будто его мать и сестра по высказанной им теории подходят под категорию «отребья», которую он, как «сверхчеловек», должен немедленно уничтожить. И самое страшное в этом то, что, убив старуху-процентщицу и не выдержав этого убийства, герой Достоевского не отказывается от этой теории, не разуверяется в её истинности, а лишь осознаёт, что непригоден для роли Наполеона [24, с. 56]. Через шесть лет после того, как Достоевский сформулировал теорию сверхчеловека  в образе Раскольникова, в «Бесах» он смог показать результат, к которому непременно должна была привести эта теория. От убийства старухи-процентщицы до целой сети разного рода убийств и самоубийств – здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Романовича [24, с. 56].

 

Достоевский был не единственным писателем, в произведениях которого образ сверхчеловека нашёл отражение. Элементы этого образа можно найти и в произведениях других русских классиков. Так, например, в «Отцах и детях» Тургенева нигилист Базаров может претендовать на роль сверхчеловека. Также тень сверхчеловека можно усмотреть и раньше, в творчестве Лермонтова, например, в романе «Герой нашего времени», Печорин может быть представлен подобным образом. Однако эта идея нашла своё отражение, развитие и финал лишь у Фёдора Михайловича Достоевского. Но несмотря на родство идей, Ницше и Достоевский пришли к разным выводам: Ницше закончил гимном сверхчеловеку, а Достоевский на десятилетия раньше смог предсказать последствия и зло.

 

Н. Бердяев, говоря о Ф. М. Достоевском, пишет: «С одной стороны, он до глубины проникнут человечностью, его сострадательность бесконечна и он понимает бунт против Бога, основанный на невозможности выносить страдания мира. Но с другой стороны, он обличает пути гуманистического самоутверждения и раскрывает его предельные результаты, которые именует человекобожеством» [15, с. 114]. Таким образом, свобода также является противоречивой: с одной стороны, она есть главное и необходимое условие для Богочеловечества, стремящегося создать человека-творца, с другой стороны, от неё же, свободы, происходит зло мира. Бунт против Бога, но не его отрицание, есть уже первая ступень на пути к Богочеловеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Современное состояние проблемы

 

 

Предыдущий опыт показал, что для достижения сверхчеловеческого необходима борьба с человечеством и человеческим. Возможно, буквальное понимание этих основ и привело к апогее духовного и антропологического кризиса. Но сам человек во все времена представлялся как существо незавершённое, незаконченное, несовершенное. Стремление человека к совершенству хорошо изображено в аналитической психологии. Карл Густав Юнг (1865 – 1961) – основоположник глубинной и аналитической психологии, развил сложную и интересную теорию, которая охватывает широкий круг человеческих мыслей и поведения. Одно из центральных понятий Юнга – индивидуация; так он называет процесс развития человека, включающий установление связей между Эго – центром сознания, и самостью – центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость. Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Персона (личность) – это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает также наши социальные роли. Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предаётся слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Тень – центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Анима и Анимус – по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине.  Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость – внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. «Индивидуация, говорит Юнг, – означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» – это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой» [38]. В индивидуации Юнг выделяет четыре основных этапа: анализ персоны, осознание тени, встреча с Анимой или Анимусом и лишь заключительный этап – это развитие самости.

 

Идея сверхчеловека, пронизывающая  всю историю человеческого мышления, играет большую роль в наши дни. Многие современные мыслители концентрируют свои интеллектуальные усилия вокруг идеи сверхчеловека – идеи о возможности превзойти ограниченность человеческого существа, преодолеть те заслоны, которые ставит человеку его пространственно-временная определённость и его тело. Однако эта идея рассматривается разными авторами с разных теоретических и мировоззренческих позиций. Если некоторые школы современного мышления отбрасывают идею сверхчеловека, то другие, наоборот, полностью зависят от этой идеи и не могут без неё существовать. Идея сверхчеловека разделяет человеческую мысль на две совершенно различные категории:

 

  • Первая категория – это понимание человека без идеи сверхчеловека: «научное» понимание человека, а также, в большей мере, его философское понимание. В нём человек рассматривается как завершённое существо. Изучению поддаются его анатомическая структура, физиологические и психологические функции, нынешнее положение в мире, историческая судьба, его культура и цивилизация, возможность лучшей организации жизни, возможности познания. Главная особенность этой категории заключается в том, что во всём этом человек берётся таким, каков он есть. Также важно отметить, что в данном случае главное внимание сосредоточено на результатах человеческой деятельности, на его достижениях, открытиях, изобретениях. Всё это рассматривается как доказательство человеческой эволюции, хотя, как это часто бывает, оно доказывает как раз обратное. Идея эволюции человека рассматривается при этом понимании как общая эволюция всех людей, так и человечества в целом: всё человечество считается эволюционирующим. И хотя эта эволюция не имеет никаких аналогов в природе и не может быть объяснена никаким биологическим примером, западная мысль не проявляет по этому поводу ни малейшего замешательства и продолжает толковать об эволюции.

 

  • Вторая категория – это понимание человека с точки зрения идеи сверхчеловека. Оно может быть мистическим, оккультным, теософским. В данном случае человек рассматривается как незавершённое существо, из которого должно произойти нечто иное. Весь смысл существования такого незавершённого существа заключается в его переходе в новое состояние. Человек – это зерно, куколка, нечто временное, что в дальнейшем подлежит превращению. В этом случае всё, относящееся к человеку, берётся с точки зрения этого превращения; иными словами, ценность всего в человеческой жизни определяется соображениями о том, полезно оно для такого превращения или нет.

 

Но сама идея превращения  остаётся довольно тёмной, и понятие человека с точки зрения сверхчеловека нельзя рассматривать как популярное или прогрессивное. Оно входит, как необходимая принадлежность, в полуоккультные и полумистические учения, а в научных или широко распространённых полунаучных философских системах жизни оно не играет никакой роли. Причина прежде всего заключается в полном отходе западной культуры от религиозной мысли. Если бы не этот отход, не было бы утрачено и понимание человека с точки зрения идеи сверхчеловека, ибо религиозное сознание в его подлинном смысле без идеи сверхчеловека невозможно.

 

Отсутствие идеи сверхчеловека  в большинстве соверменных философских  учений о жизни в значительной степени является причиной ужасного хаоса мышления, в котором пребывает современное человечество. Если бы люди попытались связать идею сверхчеловека со всеми более или менее общепринятыми взглядами, они бы увидели, что эта идея освещает всё совершенно иным светом, показывает под новым углом вещи, которые, казалось бы, все хорошо знают, напоминает о том, что человек – только временное образование, всего лишь гость, пассажир на земном шаре.

 

Но нельзя думать о сверхчеловеке только в материалистическом плане. Сверхчеловек непременно должен быть связан с чем-то таинственным, магическим, волшебным. Этот интерес к таинственному, чудесному и оккультному служит, пожалуй, главным паролем для объединения людей новой расы. Идея сверхчеловека непосредственно связана с идеей скрытого знания. Ожидание сверхчеловека есть ожидание какого-то нового откровения, нового знания [1, с. 67].

 

Томас Карлейль – британский философ, историк и писатель XIX века в цикле лекций под названием «Герои, почитание героев и героическое в истории», зачитанном в 1837 – 1840 гг., упоминал, что законы мира открываются лишь «избранным», то есть «героям», которые являются единственными действительными творцами истории. В то время как массы – это «толпа, орудие в их руках». Героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев». Таким выступает, по мнению Карлейля, замкнутый круг истории.

 

Все концепции сверхчеловека в философии ХХ века можно классифицировать так:

1. Постницшеанство. Сюда можно отнести философов- экзистенциалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю. Они изображали личность, которая полностью свободна в своём выборе от общественных ограничений, социальных установлений, человеческих переживаний и даже от самой конкретной ситуации. Парадокс философской антропологии ХХ столетия заключается в том, что нисхождение философии с классических высот в экзистенциальную плоскость человеческого бытия, неизменно сопровождается поиском потенциального величия человеческой личности. Обезбоженный и одинокий, обречённый на «существование здесь и сейчас», человек ещё более томим жаждой сверхчеловеческого. Начинается осознание своих границ, и, таким образом, жажда будущего, бесконечного, абсолютного и вневременного становится иной, нежели раньше. Ибо жаждет уже не бессмертный человеческий род, прогрессирующий в своих поколениях, а единичный, конечный, неповторимый в своих потомках, а следовательно, уникальный, смертный человек. И «существование здесь и сейчас» не тождественно всепоглощающей и всепринимающей обыденности; это попытка, порыв, ответственный поступок и выбор себя, ибо более нет ни опеки, ни гарантий, ни единственно верного пути, обозначенного вечными ценностями. Уже не все люди выбирают, каким тебе быть, а ты выбираешь себя и всех людей, собственное настоящее и будущее. Поэтому отсчёт подлинного человеческого бытия начинается в экзистенциализме с момента осознания необходимости выхода за пределы обыденности. Величие человека в способности к бунту, в мужестве реализовать свой личный проект и принять на себя ответственность за свободу выбора. «Экзистенция», «трансценденция», «Сверхчеловек» (как выхождение за пределы наличного состояния), таким образом, выступают как однопорядковые понятия. А истинно человеческое сближается со сверхчеловеческим.

 

2. Оккультно-эзотерическое понимание. Иллюстрацией эзотерической трактовки сверхчеловека являются работы П. Д. Успенского и Е. Блаватской. Сверхчеловек здесь выступает результатом неутомимых духовных практик по выращиванию бессмертных «тонких тел». В рамках данного направления маг, мудрец, «истинный человек», «человек Нового Олимпа», Сверхчеловек – синонимы. Земное воплощение человека – только преходящая форма. Эта мысль будет не раз повторяться в эзотерических учениях ХХ столетия. Она еще не раз потребует преодоления «неистинного» человека на пути к «истинному», преодоления человека на пути к сверхчеловеку. Сверхчеловеком мог быть назван только тот, кто успешно овладел тайным знанием и поднялся над интересами и возможностями обычных людей. Сверхчеловек как итог внутренней эволюции сознания существует за пределами материального мира пространственно-временных ограничений. Примером может служить теория Шестой Расы. Согласно ей, человек, представитель этой расы (или человек индиго), должен обладать необычными сверхразвитыми способностями и психофизиологическими качествами, практически абсолютным иммунитетом. Такой человек сможет черпать все знания из глубины своего подсознания и, поэтому, ему практически не нужно будет учиться, он духовно очень развит и может свободно пользоваться знаниями и опытом, приобретёнными им в прошлых инкарнациях. Оба полушария мозга у людей индиго одинаково развиты, а это значит, что помимо высокого интеллекта, они обладают необычными паранормальными способностями, такими как: предсказание будущего, целительство, левитация и т. д. Учёные всего мира, изучавшие способности людей индиго, пришли к однозначному выводу; на Земле появилась Шестая Раса людей. По данным исследований генетиков, проводившихся во всём мире, изменённую ДНК на сегодня имеет примерно 1% от общего населения планеты, это более 60 млн. человек. Но с каждым годом количество людей индиго растёт. Больше всего таких людей в России, США и Китае.

 

История эволюции человечества циклична. И каждому циклу соответствует определённая раса. Каждая приходящая новая раса людей совершенствуется, развивая приобретённые предыдущей расой знания, обогащая свою духовность и интеллектуальные качества. Цель процесса смены рас – достигнуть постепенного превращения человечества в богочеловечество, т. е. в сообщество индивидов, способных самореализоваться духовно и обладающих высочайшими физическими и психическими качествами.

 

Елена Блаватская – русский  философ и оккультист, выдвинула концепцию об эволюционном цикле рас. В своих трудах она описала основные свойства предшествующих коренных рас. Первая раса называлась «саморождённые», возникла на Земле в виде эфирных существ путём уплотнения тонкого мира. Люди этой расы размножались путём деления и почкования. Они не имели языка и общались с использованием «мыслеформ». Вторая раса людей, называемая «потом рождённые», или «бескостные», были еще призракообразные, но обладали уже более плотными формами. Размножались они путём почкования и спорообразования. Третья раса, называемая лемурийцами и пришедшая на смену второй расе, делится на ранних и поздних лемурийцев. Ранние лемурийцы были уже двуполыми. Поздние – разнополыми. Четвертая раса людей называлась атлантами. Эта раса с гармонично развитыми двойственными отношениями. Пятая раса. Эта коренная раса, является нашей и называется арийской [27].

Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии