Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.
Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.
Введение.........................................................................................................2
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение………………………………………………………………..55
Литература………………………………………………………………...57
Содержание:
Введение......................
Раздел I. История и теория вопроса……………………………………….8
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли……………………8
Глава 2. Проблема сверхчеловека в русской философии………………26
Раздел II. Современное состояние проблемы…………………………...38
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования: идея сверхчеловека существовала на всех этапах развития человечества (это иллюстрируют древние предания и мифы) и продолжает существовать как общая тенденция философской мысли, как приоритетное направление научно-технической исследовательской практики, как один из главных вопросов философской антропологии конца ХIХ – начала XХI в.в. Она обыгрывается в рамках различных религиозно-философских, эзотерических учений, развивается жанром научной фантастики, отражается обыденным сознанием, реализуется в высокобюджетных проектах массового кино и культуры в целом. В эпоху духовного и антропологического кризиса тема сверхчеловека может быть использована как один из возможных путей выхода из него, поскольку изучение данной проблематики заставит человечество обратиться к духовным истокам.
Степень научной разработанности проблемы: в философских трудах прошлого неоднократно затрагивалась проблема сверхчеловека. Столь пристальное внимание к идее сверхчеловека объясняется тем, что она рассматривает проблематику, значимую при формировании мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Для исследования представляются важными работы Платона, такие как «Горгий» и «Государство», Фридриха Ницше «Антихристианин. Опыт критики христианства», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону дрбра и зла», Владимира Соловьёва «Идея сверхчеловека», Николая Бердяева «О России и русской философской культуре», Александра Дугина «Ф. Ницше – путь к сверхчеловеку», Елены Блаватской «Тайная доктрина», Френсиса Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее».
Объект исследования: философские взгляды Западных, русских и мировых мыслителей различных эпох, начиная с античности вплоть до наших дней, в частности Платона, Аристотеля, Ф. Ницше, В. Соловьёва, Н. Бердяева, Ф. Фукуямы на проблему сверхчеловека.
Предмет исследования: сравнительный анализ философских идей в Западной и русской мысли о сверхчеловеке.
Задачи:
1) рассмотреть идею о сверхчеловеке от эпохи античности до нашего времени;
2) прояснить тенденцию современной культуры к радикальной трансформации человеческой природы;
3) переосмыслить тактику и стратегию самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.
Цель работы: рассмотрение основных идей концепции сверхчеловека напротяжении всей истории философской мысли.
Научная новизна: феномен сверхчеловека ранее не становился объектом системного анализа ни в рамках академической философии, ни в рамках культурологических дисциплин. При рассмотрении взглядов западных и российских философов на проблему сверхчеловека был использован компаративистский метод исследования.
В необычную и судьбоносную эпоху выпало жить современному поколению людей. В нашем обществе наблюдается период обострения духовного кризиса, связанного с постепенным отказом от морали и нравственности. Современное поколение предпочитает проводить всю свою жизнь в состоянии жизнерадостного самоуспокоения и полной отрешённости от всех серьёзных проблем. Всё больше и больше наблюдается разрушение духовных основ. Современному обществу присущ отказ от духовных ценностей и слепая погоня за материальными благами. Но деньги не делают людей счастливыми, они делают их лишь ещё более мелкими и более ненасытными. В современной цивилизации с её невиданным духовным упадком, исказились все понятия, на которых всегда стоял мир. Современные люди уже настолько увлеклись потреблением, поиском денег и приобретением на них различных земных благ и наслаждений, что уже окончательно забыли, зачем именно они в этот мир пришли. Каждый стремится взять как можно больше, но при этом ничего не отдать взамен. Но если каждый будет брать, не отдавая ничего, то что же из этого выйдет? Сегодня, на пороге нового тысячелетия, когда надежды на разрешение глобального кризиса непосредственно связываются с радикальной трансформацией человека и восхождением человечества к более высокому уровню осознания и зрелости, анализ феномена сверхчеловека представляет далеко не пустой и бессмысленный философский интерес. Но философская антропология ХХ столетия, ассимилировавшая великие духовные системы Запада и Востока, не обратила должного внимания на то, что с древних времен сущность человека мыслится принципиально незамкнутой: человеческое существование полагается начинающимся еще задолго до воплощения в конкретном человеческом теле и заканчивается переходом в иные сферы и состояния. Именно человек, так как никакому другому живому существу не свойственно переживание собственной смертности и ограниченности, на протяжении веков пытается расширить собственные пределы.
Идея сверхчеловека проходит через всю историю человеческого мышления. Трудно определить, когда эта идея появилась впервые. Человечество жило с идеей сверхчеловека в течение сотен веков своей истории. Легенды и сказания древних народов полны образов сверхчеловека. Герои мифов, титаны, полубоги, Прометей, принёсший огонь с неба; пророки, мессии и святые всех религий; герои волшебных сказок и эпических песен; рыцари – это всё образы сверхчеловека.
Джамбаттиста Вико – великий итальянский философ эпохи Просвещения. Его основная заслуга заключается в том, что он изложил свой принцип периодизации культурно-исторического процесса. Его главный труд – «Основания новой науки об общей природе наций», который был создан в 1725 году, вызывает огромный интерес и до нашего времени. В этой работе излагается мнение о том, что в истории Европы можно выделить три эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев и Веком людей. Вико приходит к выводу, что типология исторических эпох одновременно есть и типология культур. Согласно этому можно выделить культуру Века богов, культуру Века героев и культуру Века людей. Эти три типа, согласно представлениям Вико, отличаются друг от друга прежде всего качественно. Их различия проявляются не только в том, как люди занимаются производственной деятельностью, но и в том, каким представляется духовный опыт человечества. Вторая из фундаментальных его идей – это идея о «круговороте» культур. Вико хорошо понимал противоречивость общественного развития и весьма сомневался в том, что исторический процесс подобен прямой линии, идущей от низшей точки к высшей. По мнению Вико, в истории действует более сложная закономерность. Это подтверждается многочисленными фактами. Человеческое общество движется от тёмных времен – господствования грубых нравов, к временам просвещённым, где отношения между людьми строятся на разумных началах. Когда общество и его культура достигают наивысшей точки своего развития, происходит возврат на начальную стадию. Затем цикл повторяется снова и снова. Для Вико гибель любой культуры предопределена, как предопределено и её последующее возвышение.
Понимание народной мудрости всех исторических эпох и племён гласила, что человек, как он есть, не способен сам устроить свою жизнь; с её точки зрения человек никогда не считался достижением. Оценив место человека, народная мудрость принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его и сложнее, несмотря на то, что и сами являются людьми. Лишь мысль последних столетий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть. Европейская мысль за этот сравнительно короткий период основательно забыла идею сверхчеловека, и когда Ницше вновь выдвинул её Западу, она показалась новой, оригинальной и весьма неожиданной.
В конце концов, сверхчеловек никогда полностью не исчезал и в современной западной мысли. Массы по-своему всё ещё живут с идеей сверхчеловека; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека. В самом деле, что представляют собой граф Монте Кристо или Шерлок Холмс, как не современное выражение всё той же идеи сильного, могучего существа, с которым не в состоянии бороться обычные люди, который превосходит их в силе, храбрости и хитрости? Его сила всегда заключает в себе нечто таинственное, магическое, чудесное [1, с. 64-65].
Существует несколько определённых категорий, в которых выражалась идея сверхчеловека в разные исторические эпохи.
Первая из них – изображение человека в прошлом, связанная с Золотым веком, когда блаженное состояние заключалось в том, что человек живёт в гармонии с природой. Жизнью людей управляли сверхлюди, которые боролись со злом, поддерживали справедливость и выступали посредниками между людьми и божеством. Идея теократии всегда связывалась с идеей сверхчеловека: Бог или боги, как бы их не называли, правили людьми с помощью и через посредство сверхлюдей – пророков, вождем и царей таинственного, сверхчеловеческого происхождения. Боги не могли иметь дело непосредственно с людьми; и человек никогда не был и не считал себя достаточно сильным, чтобы прямо взглянуть в лицо божеству и получить от него законы. Все религии начинаются с прихода сверхчеловека. Откровение приходит именно через него.
Но представления о прошлом больше не могли удовлетворить человека, поэтому он стал задумываться о будущем и представлять его. В результате этого возникло новое понятие сверхчеловека. «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния и тёмной тучи человечества. Смотрите, я – провозвестник молнии, я – тяжёлая капля из грозовой тучи; а имя той молнии – сверхчеловек» [2, с. 13] – писал в своём труде Фридрих Ницше. Люди считали, что сверхчеловек должен прийти, чтобы управлять ими, научить повиноваться закону или принести новый закон, новое учение, новое знание, новую истину, новое откровение. Он должен прийти, чтобы спасти людей от самих себя, а также от сил зла, которыми они окружены. Почти во всех религиях имеется такое ожидание сверхчеловека, ожидание пророка, мессии. И именно Ницше стал первым, кто обратил внимание на образ сверхчеловека в будущем. В буддизме идея сверхчеловека полностью заменяют идею Божества, ибо сам Будда – не Бог, а только сверхчеловек [1, с. 65].
Проследив все представления о сверхчеловеке с эпохи античности до нашего времени, следует отметить, что принцип периодизации культурно-исторического процесса, предложенный Джамбаттистом Вико, действителен и для вопроса о сверхчеловеке.
Раздел I. История и теория вопроса
Глава 1. Проблема сверхчеловека в Западной мысли
СВЕРХЧЕЛОВЕК — понятие
европейской философии и
Наиболее явственно учение о сверхчеловеке выступило в христианстве, для которого сам сверхчеловек — это Иисус Христос, а также истинный христианин, через смирение пришедший к преобразованию своей сущности и достигший преображения. Первый человек на Земле, Адам, согласно Ветхому Завету, был сотворен как наисовершеннейшее существо. Он уже является сверх тем, каким его создал Бог. Человек имеет в себе дар божий – дар творчества. В этом он действительно есть образ и подобие Бога. Человек, как творец, есть открытый потенциал к сверхчеловеку. И только через творчество он может приблизиться к реализации идеи сверхчеловека. Творчество в человеке есть скрытое зерно его сверхбытия.
Истоки идеи о сверхчеловеке можно проследить с эпохи античности. Проблема сверхчеловека пронизывает всю историю Западного мира, начиная с диалогов Платона, который известен своей идеалистической философией. Философское учение о человеке наиболее полно излагается в таких произведениях: «Пир», «Федр», «Федон», «Тимей», «Горгий» и «Государство». Человек, согласно концепции Платона, представляет собой единство идеального начала (душа) и материального начала (тело). Душа изначально пребывала в мире идей, но вселяясь в тело, она опускается на более низкий уровень бытия. После того, как тело, исчерпав свой срок существования, распадается на элементарные части, душа подвергается суду богов. Душа, хотя она и неделима, имеет три части: благородную, вожделеющую и разумную. Наиболее важная – разумная часть души. Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумная часть души преобладает.
Нравственно-этическое учение Платона представлено в работе «Государство», в которой автор описывает своё представление об идеальном государстве, о том, какие люди должны населять его и как достигнуть того человеческого идеала. Высшим принципом нравственности и её целью для граждан совершенного государства является добродетель и знание [3]. Такие качества формируются лишь в том случае, если человек стремится к постижению идеи блага. Нравственное отношение к человеку и обществу, основанное на воздержании – аскезе, способствует активному припоминанию истинного образа мира, приверженности к праведному образу жизни и способствует как нравственному совершенствованию человека, так и государства в целом. Реализация нравственных принципов на основе справедливости и добродетельности может вступить в конфликт с общепринятыми ценностями и нормами, и только человек нравственный может сделать выбор между общественной моралью и вечными ценностями, которые существуют в мире идей. И только человек моральный и нравственный предпочтёт подлинную, не существующую во времени систему ценностей.
Информация о работе Сверхчеловек как проблема метаантропологии