Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» ель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 73.02 Кб (Скачать)

14.Философские  идеи Гоббса, Локка

Материализм - одно из двух главных  философских направлений, которое  решает основной вопрос философии в  пользу первичности материи, природы, бытия,

Основное положение сенсуализма: «Нет ничего в знании, чего первоначально  не было бы в ощущениях». Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а результаты абстрактного мышления — как имеющие всеобщий и необходимый, а при строгом следовании законам логики — и истинный характер. Одним из ключевых вопросов философии является понимание характера взаимосвязи между нашим сознанием и окружающим миром. Две концепции, возникшие на заре философии — материализм и идеализм, получают в Новое время свои названия и формальное изложение и начинают дальнейшее развитие. Материализм, прослеживающийся у атомистов-досократиков и в древнеиндийской локаята, в виде стройного изложения формулирует Томас Гоббс. Джон Локк, однако, заостряет внимание на том обстоятельстве, что человек не столько непосредственно контактирует с окружающим миром, сколько воспринимает его сквозь призму своих органов чувств. Джордж Беркли занимает позицию идеализма: он доводит аргументы Локка до абсолюта: человеческий мир состоит из его чувств и идей, а не из материальных объектов.

15.Эпоха Просвещение.  Руссо, Монтескье

18в. в истории мысли  наз-ют эпохой просвещения. Научные  знания, ранее бывшие достоянием  узкого круга ученых, теперь распространяются  вширь, став предметом обсуждения  литераторов, популярно излагавших  последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных <гипотез>. Чел в философии 18века предстает , с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и справедливости. Столкновение эгоистического индивида и <человека вообще> составляют основу коллизии и в литературе 18в. Просвещение представляет собой далеко не однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была направлена на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Это имело антитеологический и антиметафизический характер. Метафизика практически потеряла всякое доверие. В Англии : Дж Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз , Т. Рид, А. Смит. Во Франции : Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах. Вершиной развития философии нового времени - это немецкая классическая философия. Она представлена именами Канта, Гегеля, Фейербаха и др. В это время Германия была экономически и политически отсталой страной. Немецкая буржуазия была не способна выступить против феодальных порядков. Поэтому общественно-политические вопросы решались в форме абстрактных теоретических систем. В рамках немецкой философии были выработаны проблемы диалектики и теории познания. Монтескьё опубликовал несколько работ по политической философии, где формально обосновал эффективность разделения властей, существующую в Англии и описанную Джоном Локком. Вольтер открыто занял атеистическую позицию и критиковал христианство, а Жан-Жак Руссо в своей знаменитой работе «Про общественный договор, или принципы политического права (укр.)русск.» развил идею общественного договора и изложил принципы прямой демократии. Труды этих философов оказали большое влияние на общественно-политическую жизнь: они составляли основную часть идеологии Французской революции, а также легли в основу Конституции США.

16.Философские  взгляды Канта

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 17241804). В  его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический. До критический  этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия: - вещь в себе - мир, существующий независимо от нас; - вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе. Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру: 1) Что я могу знать? 2) На что я могу надеяться? 3) Что я должен делать? Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства ( поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой). Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

17. Гегель о  философии и экономике

Гегель (1770-1837) создает диалектику как систему, формулирует законы и категории диалектики. Мировое  развитие по Гегелю - развитие абсолютной идеи (духа). Идея первична. Абсолютная идея порождает природу, а индивидуальное и общественное сознание - гос-во и всю всемирную историю. Мировое развитие имеет в себе внутреннюю цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная идея осознает себя в религии, искусстве и Ф. Общий вывод гегелевской Ф.: Все разумное действительно, все действительное разумно. Гегель считает, что зло и несовершенство мира преодолевается с помощью разума. Это оптимистическая и реалистическая философия. В диалектике понятий в развитии абсолютной идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира, сформулировал основные законы развития на идеалистической основе. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое противоречие между его диалектическим методом, кот требует постоянного разв-я и его идеалист-й системы, кот требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его собственной Ф., а разв-е общ-ва - прусской монархией. Для Гегеля экономика имеет принципиально иное значение, чем для Канта и Фихте. … Как мы уже знаем, в экономической теории Гегель примыкает к Адаму Смиту.

18. Философия Ницше

Ницше (1844-1900) - нем философ, поэт. Язык его Ф - язык символов. Ницше - Ф оболганный, табуированный (запрещенный), обремененный на существование между спецхраном и черным рынком. Многие сегодня считают Ницше предшественником фашизма. Томас Манн: <Не фашизм - создание Ницше, а Ницше - создание фаш-ма>. Ницше предвидел создание фаш-ма, наступление тоталитарного общ-ва и критиковал такую демокр-ю, кот может привести к фаш-му. Плохую услугу восприятию Ф Ницше оказала его сестра, кот руководила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление Ф (Н) и фаш-ма. А Гитлер стал восприниматься как <сверхчеловек Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм и славянофобия. (Н) рассматривал след. аспекты европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, кот пробуждает душу, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон - греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности, особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был 1 только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды <философом неприятных истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально.

19. Марксистская  философия

Маркс обратился к низам  общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди - актеры и  авторы собственной драмы. Не сознание людей опр их бытие, а бытие  опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим. Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва - свободное время. Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва. <Открытое общ-во и его враги>. К.Поппер. В этой книге Поппер рассм. идейные истоки тоталитарного общ-ва, кот уходят в историю (конфуцианство, Платон и тд)

20.Характерные  черты российской философии и

21. Философская  мысль в современной России

Под «русской философией»  может подразумеваться как особенная  национальная философия, развивающаяся  в пределах русской культуры,так и совокупность деятельности различных философов, проживавших на территории России, а в историческом контексте на территории всей Российской империи и СССР. Здесь вопрос рассматривается во втором, наиболее широком понимании.

Собственно философская  деятельность начинается в России с  середины XVIII века. До реформ Петра I Российское государство было отделено как от наследия античной философии, так и от наследия западной философии. Весь период русской истории до середины XVIII века иногда называют «прологом к русской философии». В XVIII веке, начиная с Киево-могилянской академии, в Россию проникает наследие мировой философии, и среди выпускников академии — первые российские философы: Феофан Прокопович и Григорий Сковорода. Быстро развиваясь, к XIX веку философия в России расцветает и формирует самостоятельные философские течения. Середина ХIX века считается «золотым веком русской философии», а конец ХIX — начало XX века — «серебряным веком русской философии».

Первой характерной особенностью философии в России является относительно позднее её становление, которое  произошло уже не относительно античной философии, как в Европе, а по отношению к западной философии. Философия проникает в Россию параллельно с идеями секуляризации, характерными для философии Нового времени, и быстро порождает разделение русских философов на два лагеря: «западников», разделяющих эти идеи, и «славянофилов», которые призывают придерживаться самобытных русских, в первую очередь православных, традиций. Это разделение было характерно для всего XIX века, причём государство принимало участие в этом противопостоянии, цензурируя «крамольные мысли» и ссылая неугодных философов в Сибирь. К западникам, например, относились П. Я. Чаадаев, М. А. Бакунин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш, а к славянофилам — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, В. С. Соловьёв, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин.

Второй характерной особенностью философии в России являтся её антропоцентричность. В творчестве философов России — тема человека, его судьбы и свободы, его смысла жизни. Вопросы свободы человека имели особую актуальность в условиях российского самодержавия XVIII—XIX вв. Поэтому в российской философии этика, политическая философия, философия истории, философия религии значительно преобладают над исследованиями в области метафизики, эпистемологии и др. В этом смысле философия в России — как реалистичная, так и утопическая — всегда прагматична и часто увязана с намерениями изменить мир. Отсюда и неслучайно преобладание в российском философском дискурсе теорий, близких к социальной практике, таких как, например, марксизм или анархизм.

К концу XIX — началу XX века философы России делают заметный во всём мире вклад в различные философские  течения. В первую очередь это относится к анархизму (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксизму (Г. В. Плеханов) и космизму (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Фёдоров). В 30-е годы ХХ века с догматизацией «научного коммунизма» развитие философии в России (в СССР) прекращается, а многие философы были убиты или заключены в тюремные лагеря. Хотя «хрущёвская оттепель» принесла некоторое ослабление цензуры и дала возможность состояться таким философам как М. К. Мамардашвили и Э. В. Ильенкову, нормальное развитие философии в России не возобновляется до распада СССР. В настоящее время преподавание философии в России или публикация различных философских взглядов государством не ограничивается.

22.Неокантианские  концепции фолософии

Неокантианство — направление  в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.

Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован  Отто Либманом в работе «Кант и  эпигоны» (1865) в условиях кризиса  философии и моды на материализм.

Неокантианство подготовило  почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.

В неокантианстве различают  Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно  логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).

23. Неогегельянские  концепции философии.

неоднородное философское  течение, получившее наибольшее распространение  с начала 20 в. В Германии, а также  во Франции, Англии, Голландии, Италии, России, Скандинавии и США неогегельянцы, ссылаясь на Гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к метафизическому толкованию культуры и истории, к защите идеи абстрактного государства силы и к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. Главные его представители: К.Фрейер, Г.Глокнер, Т.Л.Геринг, Т.Литт, Б.Бозанкет, Ф.Г.Брэдли, Б.Кроче, Дж.Джентиле (первоначально), Дж.Ройс, Г.Болланд, Дж.Э.Мак-Таггарт, Дж.Х.Стирлинг, .В.Дильтей, И.А.Ильин, Ж.Валь, А.Кожев. Международный “Гегелевский союз” образовался в 1930 (центр – Голландия). После прихода национал-социалистов к власти в Германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. Попытки возрождения неогегельянства в послевоенной Германии (Т. Литт и др.).имели ограниченный успех.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"