Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» ель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 73.02 Кб (Скачать)

35.Концепция прав  челоека:история и современность

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы  поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных  институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным[28].

В политической и юридической  науках права занимают одно из важнейших  прав человека, представляют принципы, нормы в сосчитать истории  взаимоотношений между людьми и  государством, которые обеспечивают человеку, лицу возможность действовать  по усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (собственные права ).

В истории общества в определении  прав человека выделяют разнообразие специфических особенностей и традиций их происхождения. Действительно, можно  говорить о праве юридическое  и традициопалистське, о западное (европейское) и восточное (азиатское) понимание права. Разумеется, если для  одного человека упоминания права ассоциируется  со статьями Уголовного кодекса, то для  другой - с Декларацией прав человека и гражданина и т.п. Логика происхождения  европейского понимания права исходит  из необходимости, во-первых, реализации дилеммы свобода или равенство: свобода, порождающая неравенство  или равенство, приносящий свободу  в жертву па алтарь справедливости, во-вторых, ограничение частной жизни  граждан от посягательств любой, даже самой демократической власти. Если учитывать обе обстоятельства, возможно, можно согласиться с современными подходами к определению права, рассматривают право как нормативную форму отражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях и признание необходимости принудительного ограничения самой государственной принудительной власти.

Идеи естественного права, сформировавшиеся в глубокой древности, стали источником современного понимания  прав человека. В V-VI вв. п. есть. в Древней  Греции софисты Ликофроп, Аптисфеы из Афин, алкидные и др. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаково обусловлены  природой естественные права. Само же государство и его законы философ  Микофон объяснял как результат  общественного договора. В V в. п. есть. в Китае философ Мо Цзы отстаивал  идею договорного происхождения  государственной власти и равенства  всех людей перед Всевышним. Отстаивая  и защищая права, присущие человеку от рождения и, прежде всего, ее право  на частную собственность, Аристотель отмечает, что это право имеет основой самой природы человека и основывается на ее начальной любви к самой себе.

36.Личность, право  и государство

Правовое положение личности, нормативные формы взаимодействия индивидов 

 Взаимоотношения личности  и государства определяются во  многом отношениями личности  и гражданского общества. Структура  гражданского общества включает  в себя: общественные объединения,  политические партии и организации,  семью, церковь, социально-экономические  институты и др. Личность приобрела устойчивые права с появлением категории прав человека. Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства (подданства). Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства. Государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к размыванию основ ее правового статуса. Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуются институтом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на права человека и права гражданина, что является во многом итогом компромисса юридического позитивизма и естественно-правовой теории. Государства, которые признают это деление, исходят из посылки, что неотъемлемые права должны быть признаны и закреплены на уровне законодательства. Отношения личности и государства отражают права гражданина, которые нуждаются в гарантиях их осуществления со стороны государства.

 Проблема прав личности  и ее отношений в государстве  с различными его институтами  и другими субъектами политической системы является центральной в науке теории государства и права.

37.Право как  форма свободы человека в обществе

Пра́во — один из видов  регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории  юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует  избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права  не существует и в современной  науке[2][3].

В Энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это  определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем[4].

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для  марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

Право — это совокупность установленных или санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия[5].

Либертарно-юридическая  концепция:

Право — единство равной для всех нормы и меры свободы  и справедливости[6].

Конкретное определение  права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или  иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться  с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[7]. При этом право как система права находит  выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация.

38. Правовое государство  и гражданское общество

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

Идея правового государства  прежде всего противоположна произволу  во всех его разновидностях[9][10]: диктатуре  большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка.

Гражданское общество —  это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

39. экономика и  политика

Политика и экономика  имеют свою специфику, но в то же время их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически определяют сегодняшнюю жизнь общества. Кроме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику у нас называют политической, а основным видом политики считается политика экономическая. Необходимо подчеркнуть, что в паре «экономика — политика» экономику следует рассматривать в первую очередь. Конечно, эти сферы неразрывны и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие времена первобытности экономическая жизнь — труд, обмен продуктами труда и т.п. — существовала, политики же в ее настоящем смысле тогда еще не было. Приведу один пример «политического» решения «выборов» вождя племени. Взрослые члены племени производили этот выбор по такому критерию: со всей силы трясли дерево, а претендент на самом верху кроны держался за ветви. Если он не сваливался оттуда, то считался «избранным» — за ним признавалось право вождя. Пусть читатель сам решит, можно ли такое «избрание» считать политическим...

Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь, точнее, за определенный уровень жизни. Хозяйственная  нужда надвигается на нас как  неумолимая необходимость, от которой  нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

Светлые перспективы цивилизации  во многом определяются тем, насколько  успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как  единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует  жизнеутверждающую силу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения? Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности?

Без экономического образования  ныне вообще вряд ли возможно управлять  делами государства. Речь идет не о  профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия  входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у  нее есть свой особый срез проблем, или угол зрения на экономическую  жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия. По словам К. Маркса, анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

40.Свобода и  ответственность в деятельности  менеджера

В истории общественной мысли  проблема свободы всегда была связана  с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

 Свобода есть познанная  необходимость. 

 Если все однозначно  необходимо, если практически нет  случайностей, новых возможностей, то человек превращается в  автомат, робот, действующий по  заданной программе. 

Свобода — это возможность  поступать так, как хочется.

Последствия

 Полный произвол по  отношению к другим людям, невозможность  установления каких-либо устойчивых  социальных связей 

Мера необходимости и  свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в  мире подчинены господству необходимости.

 Абсолютизация необходимости,  трактовка всякого действия человека  как предопределенного заранее,  исключающего всякую возможность  выбора и случайности. 

 Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая  концепция, признающая волю как  первооснову всего сущего.

Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

Ядро свободы — это  выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением  человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

 Свобода — это специфический  способ бытия человека, связанный  с его способностью выбирать  решение и совершать поступок  в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает  ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

 Ответственность —  социально-философское и социологическое  понятие, характеризующее объективный,  исторически конкретный вид взаимоотношений  между личностью, коллективом,  обществом с точки зрения сознательного  осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"