Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

filshpor.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

В философском понятии  материи можно выделить 3 аспекта:

  1. логический – материя как философская категория;
  2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
  3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
  4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории  материи можно выделить еще несколько  аспектов:

  1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
  2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
  3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

 

8. Понятие движения. Свойства  движения. Движение и развитие, их  соотношение.

Существуют различные  подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

                                                    2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в  ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение  – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,                       прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные свойства движения: 1) объективность,

                                                     2) абсолютность,

                                                     3) относительность, 

                                                     4) противоречивость.

 

9. Формы движения материи,  их взаимосвязь.

Различают несколько  форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

  1. механическое – пространственное перемещение тел;
  2. физическое – перемещение атомов, молекул;
  3. химическое – различные химические реакции;
  4. биологическое – обмен веществ;
  5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
  2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет  свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи  могут характеризоваться как  сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

 

10. Проблемы пространства  и времени в философии.

То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости  от характера взаимодействия материи  и движения, движения и покоя.

Демокрит:  вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.

Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для  многих  материалистов Древней  Греции.

Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.

Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная

длительность, оно имеет  одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и  поэтому одномерно. Пространство и  время не от чего не зависят. Такое  понимание пространства и времени  было характерно для Лейбница, Декарта  и др.

Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.

В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался  решить эту проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.

Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.

Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека.

Мах: пространство и время  – это упорядоченные ряды ощущений.

Диалектический материализм: пространство и время – это  форы или способы существования  материи.

 

Свойства пространства и времени.

  1. Общие свойства:
    1. объективность;
    2. абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
    3. относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
    4. бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.
  2. Специфические свойства:
    1. непрерывность и прерывность – свойство связано с движением    пространства  и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;
    2. мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.
    3. Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

                2) следование сменяющих друг друга  событий и явлений, имеющих  одно    измерение.

 

 

11. Проблема сознания в философии.

  1. Развитие представления о сознании в истории.
  2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.
  3. Сознание человека и психика животных.
  4. Единство языка и мышления.
  5. Основные категории:
  • Отражение
  • Пантеизм
  • Психофизический параллелизм
  • Сознание
  • Раздражимость
  • Ощущение
  • Восприятие
  • Представление
  1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого  рода огонь и теплота. Она состоит  из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать  всюду и двигать другие тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной  точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа –  особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

  • разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми  духами.

Пантеизм.

  • отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией.

Субъективный  идеализм.

  • отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека.

Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Фохт, Бюхнер.

 Мысль так выделяется  мозгом, как желчь печенью.

Диалектический  материализм.

Сознание – это  функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.

 

12. Теория отражения.  Развитие форм отражения.

Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в  своих особенностях особенности  взаимодействующих тел.

   Особенности отражения:

  1. Зависимость отражения от отображаемого объекта.
  2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту.
  3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом.
  4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.

Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения.

Различают несколько  уровней отражения действительности:

  1. Механический.
  2. Физический.
  3.   Химический
  4. Биологический
  5. Социальный.

Биологический – растительный и животный мир.

У животного мира формы  отражения действительности носят  психический характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной системой.

 

13. Сознание  как форма отражения действительности. Сознание человека и психика  животных.

Раздражимость, ощущение (чувствительность ) , восприятие и представление.

Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды. Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизме человека.

С появлением жизни формируется  избирательное отношение к некоторым  веществам, и у организмов происходит формирование органов чувств.

Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального  уровня характерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие.

3.Человека отличает  от животного:

  1. Наличие абстрактного мышления в понятиях.
  2. Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"