Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:05, творческая работа
Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Каузальный вариант
Модальный вариант
Основы философии
Средневековая философия
Схоластика
Средневековая философия
Схоластика
Схоластика
Аоста
Бек
Париж
Рим
Баньореджо
Палле
Дунс
Оккам
Оксфорд
Аквино
Лауинген
Кёльн
Лумеллоньо
Схоластика
Основные сочинения
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Схоластика
Рафаэль.
«Диспута».
Фома Аквинат
Бонавентура
Дунс Скот
Августин
Схоластика
Л. Синьорелли.
«Учители Церкви».
Проблема веры и разума
Некоторые братья часто
и настойчиво
просили меня написать для них, как некий
образец размышления кое-что из того, что
я высказывал им простыми словами в
[наших] разговорах, о том,
как следует
размышлять о сущности Бога и других
вещах, относящихся к размышлению
такого рода. Притом они, <…> заказали мне
такую форму этой письменной медитации,
чтобы в последней совершенно ничто не
принималось как доказанное на основании
ссылки на авторитет Писания, но чтобы
всё утверждаемое в выводе из отдельных
исследований строго последовательно
вытекало из рассуждения и было
явственным образом очевидно истинным.
Ансельм
Кентерберийский.
«Монологион».
Проблема бытия Бога
Доказательства
бытия Бога
Нерациональные
Рациональные
Свидетельство
Священного
Писания
Чудеса
(коллективный
мистический опыт)
Индивидуальный
мистический опыт
(видения, сны и т.п.)
Онтологическое
Космологическое
Телеологическое
Каузальный
вариант
Модальный
вариант
Значит, когда «сказал
безумец
в сердце своём: нет Бога» – он сказал,
что какой-то такой природы нет?
Но, конечно, этот же самый
безумец,
слыша, как я говорю: «Нечто, больше
чего нельзя ничего себе представить», –
понимает то, что слышит;
Доказательства бытия
Бога
Онтологическое
доказательство
Ибо если оно уже
есть по крайней
мере только в уме, можно
представить себе, что оно есть
и в действительности, что больше.
а то, что он понимает, есть в его
уме,
даже если он не имеет в виду, что
такая вещь существует [объективно].
И, конечно, то,
больше чего нельзя себе представить,
не может
быть только в уме.
Ансельм Кентерберийский.
«Прослогион».
есть
присущи
присуще
присуще
Доказательства бытия
Бога
Онтологическое
доказательство
Бытие
Богу
Следовательно,
средний термин
Бог
(по определению)
есть абсолютно
совершенная
сущность,
т.е.
сущность,
которой присущи
все совершенства
(все блага
в превосходной
степени).
Все
блага
Богу
Бытие
благо
Доказательства бытия
Бога
Критика
онтологического доказательства
Например, люди говорят, что
где-то
в океане есть остров, <…> о котором
рассказывают, что он гораздо больше,
чем, по преданию, острова блаженных,
изобилует неисчислимым множеством
богатств и всяческих наслаждений и,
не имея на себе никакого владетеля
или обитателя, превосходен перед
всеми землями, населёнными людьми,
обилием благ.
Положим, кто-то рассказывает мне,
что это так, и я легко понимаю сказанное,
в чём нет никакой трудности.
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
Доказательства бытия
Бога
Критика
онтологического доказательства
Но если он вслед
за этим, как бы
последовательно добавляя, говорит: «Ты
больше не можешь сомневаться в том,
что этот остров, превосходнейший из всех
земель, где-то есть на самом деле, так
же
как ты не сомневаешься в том, что он есть
в твоём уме. А так как превосходнее быть
не только в уме, но и в действительности,
то он с необходимостью должен
быть в действительности, так как
если нет, то всякая другая земля,
существующая в действительности,
превосходнее его, и тогда он, <…>
уже
не будет превосходнейшим»; …
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
Доказательства бытия
Бога
Критика
онтологического доказательства
… если, говорю, он этим
захочет
убедить меня в том,
что больше не надо сомневаться
в действительном существовании
этого острова, то я должен
либо счесть, что он шутит,
либо уж не знаю кого нужно
почитать за бóльшего глупца:
меня, если соглашусь с ним,
или его, если он считает,
что с какой-нибудь достоверностью
доказал мне существование
этого острова...
Гаунилон из Мармутье.
«В защиту глупца».
есть
присущи
присуще
присуще
Доказательства бытия
Бога
Критика
онтологического доказательства
Бытие
Бабе Яге
Следовательно,
Баба Яга
(по определению)
есть не вполне
совершенная
сущность,
а именно:
сущность,
которой присущи
все совершенства
(блага),
кроме доброты
и красоты.
Бабе Яге
Бытие
средний термин
Все
блага, кроме
доброты и
красоты,
благо,
отличное от
доброты и
красоты
есть
Доказательства бытия
Бога
Критика
онтологического доказательства
Баба
Яга
… Мы обнаруживаем в
чувственных вещах
последовательность производящих причин;
однако невозможно, чтобы вещь была своей
собственной производящей причиной.
Невозможно также, чтобы
ряд производящих
причин уходил в бесконечность, ибо в таком
ряду начальный член есть причина среднего,
а средний – причина конечного.
Космологическое
Каузальный
вариант
Поскольку это очевидным
образом ложно,
необходимо положить некоторую
первичную
производящую причину,
каковую все именуют Богом.
Устраняя причину, мы устраняем
и
следствия. Если в ряду производящих
причин не станет начального члена,
не станет также конечного и среднего.
Но если ряд производящих
причин уходил
бы в бесконечность, отсутствовала бы
первичная производящая причина, а с нею
–
и промежуточные, и конечное
следствие.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Доказательства бытия
Бога
Критика
космологического доказательства
Если всё должно иметь причину,
то должен иметь причину и бог.
Если
же может существовать нечто,
не имеющее причины,
то этим нечто сама природа
может быть ничуть не хуже бога,
так что аргумент первопричины
абсолютно недействителен.
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».
Доказательства бытия
Бога
Критика
космологического доказательства
По своей природе
аргумент первопричины
ничем не отличается от воззрения
того индуса, который считал, что
мир покоится на слоне,
а слон – на черепахе;
когда же индуса спрашивали:
«А на чём же держится черепаха?» –
тот отвечал: «Давайте поговорим
о чём-нибудь другом».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».
Доказательства бытия
Бога
Критика
космологического доказательства
Закон причинности
не столь податлив, чтобы
позволить пользоваться им,
как извозчиком, которого,
доехав до места назначения,
отправляют домой.
Он больше похож на оживлённую
гётевским учеником чародея метлу,
которая, однажды приведённая
в действие, не перестаёт носиться
и мести, и остановить её может
только сам старый чародей.
Артур Шопенгауэр.
«О четверояком корне
закона достаточного
основания».
Всё, что существует, или
необходимо само
по себе, или нет. А всё, существование
чего
не является необходимым само по себе,
либо возможно, либо невозможно.
Всё, что само по себе
невозможно,
не существует.
Космологическое доказательство
Модальный вариант
Следовательно, либо вообще
ничего нет,
либо существует нечто, не просто
возможное, а необходимое само по себе
(необходимосущее).
Это и есть Бог.
То, что само по себе
не необходимо, но возможно,
существует благодаря чему-либо иному.
Если это «иное» (причина)
само по себе
не необходимо, а лишь возможно,
оно для своего существования
нуждается в чём-то третьем и т.д.
Абу Али ибн Сина.
«Книга знания».
Мы обнаруживаем среди
вещей такие,
которые возникают и гибнут, из чего
явствует, что для них возможно
и быть, и не быть.