Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:05, творческая работа
Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Каузальный вариант
Модальный вариант
Однако, если ничего, кроме
единичных вещей,
не существует, универсалии – это имена
несуществующих сущностей, т.е. слова,
не имеющие ни значения, ни смысла.
Проблема универсалий
Реализм,
номинализм, концептуализм
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt nomina.
Универсалии
–
это имена (слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии
–
реальные сущности.
Концептуализм
(лат. conceptus,
понятие) –
философское учение,
которое,
не приписывая
общим понятиям
самостоятельной
онтологической
реальности,
утверждает, что
они воспроизводят
сходные (общие)
признаки
единичных вещей.
Universalia sunt concepta.
Универсалии
–
это понятия.
Не обязательно рассматривать
всякий раз
как ложное и бесплодное такое понятие,
которое,
происходя от некоего подлежащего,
мыслит
его не так, как оно само есть.
Когда мы занимаемся
делением или
абстрагированием, мы тоже мыслим не то,
что
есть на самом деле; но при этом само мышление
ни в коей мере не является ложным.
Дело в том, что существует
много вещей,
которые имеют бытие в других; от этих других
они либо вообще не могут быть отделены,
либо, раз отделённые, никоим образом
не продолжают своего существования.
Предметы такого рода
существуют в телесных
и чувственно воспринимаемых вещах.
Но постигаются
они отдельно от чувственного,
и только
так может быть понята их природа
и уловлены их свойства.
Проблема универсалий
Аргументация
концептуалистов
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
Проблема универсалий
Аргументация
концептуалистов
Линия в теле есть
нечто; и тем, что она
есть, обязана телу,
то есть получает своё
бытие благодаря телу,
в чём нетрудно
убедиться – ведь если
она отделена от тела,
она больше не существует.
[Но] никто не назовёт
наше представление
о линии ложным
только оттого, что мы
в уме представляем её
существующей как бы
помимо тела, в то время
как помимо тела она
существовать не может.
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
Проблема универсалий
Аргументация
концептуалистов
… мы мыслим роды и виды, отбирая
из
единичных предметов, в которых они находятся,
черты, делающие эти предметы похожими. Так,
например, из единичных людей, непохожих друг
на друга, мы выделяем то, что делает их
похожими – человеческое; и эта [черта] сходства,
помысленная и истинным образом рассмотренная
духом, становится видом; в свою очередь
рассмотрение сходства различных видов,
которое
не может существовать нигде, кроме как
в самих
видах или в составляющих их индивидах,
производит род. Таким образом, они [т.е. роды и
виды чувственного] существуют именно в
единичных вещах. Мыслится же [только] общее
(universalia), и видом следует считать не что
иное,
как мысль, выведенную из субстанциального
сходства множества несхожих индивидов; родом
же – мысль, выведенную из сходства видов.
Боэций.
Комментарий
к «Введению»
Порфирия.
Проблема универсалий
Реализм,
номинализм, концептуализм
(Крайний)
номинализм
Universalia sunt nomina.
Универсалии
–
это имена (слова).
(Крайний)
реализм
Universalia sunt realia.
Универсалии
–
реальные сущности.
Концептуализм
Universalia sunt concepta.
Универсалии
–
это понятия.
Существуют
и мыслимы
только
единичные вещи.
Мыслимо
только общее,
и только
общие сущности
по-настоящему
и существуют.
Существуют
только
единичные вещи,
но мыслимо
только общее.
Проблема универсалий
Концептуализм
Универсалии существуют трояко:
Universalia sunt concepta.
Универсалии
– это понятия.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Проблема универсалий
Реализм,
номинализм, концептуализм
Реализм
Номинализм
Крайний
реализм
Умеренный
реализм
Умеренный
номинализм
Крайний
номинализм
Ансельм
Кентерберийский
(1033/34-1109)
Гийом
из Шампо
(ок.
1170 – 1121)
Росцеллин
(ок. 1150 – ок. 1125)
Альберт
Великий
(ок. 1200-1280)
Фома
Аквинский
(1225/26-1274)
Пьер Абеляр
(1079-1142)
Платон
Аристотель
Антисфен
Терминизм
Уильям Оккам
(ок. 1285-1347/49)
Концептуализм
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
43
44
45
46