Политико-правовая теория средневековой схоластики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется. Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух политического, политических институтов. История политических и правовых учений как составная часть истории политологии -- процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………3
Понятие, сущность и виды теократии……………………………………4
Еретические учения средневековья……………………………….………9
Особенности теократии в христианстве…………………………………..12
Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского……………….14
Политико-правовая теория средневековой схоластики………………….18
Заключение…………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………..…….28

Файлы: 1 файл

Теократические теории средневековья- Реферат ИППУ.docx

— 52.66 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………..………3

Понятие, сущность и виды теократии……………………………………4

Еретические учения средневековья……………………………….………9

Особенности теократии в христианстве…………………………………..12

Учение о законах и  государстве Марсилия Падуанского……………….14

Политико-правовая теория средневековой  схоластики………………….18

Заключение…………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………..…….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей политической истории европейского средневековья  шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами  за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных  проблем политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная или  светская.

В истории Европы Средние  века заняли более чем тысячелетнюю эпоху от распада Римской империи  конец V века до возникновения протестантизма начало XVI века. Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные  порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали  воздействие на содержание, социальную направленность политико-юридических  идей западноевропейского средневековья.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в  политической науке глубина и  совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и  тем, насколько систематически и  успешно она обновляется. Это  объясняется тем, что постоянно  изменяется как материя, так и  дух политического, политических институтов. История политических и правовых учений как составная часть истории  политологии -- процесс постоянного  обновления и обогащения ее теоретико-методологического  и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей  сути. Чем оно шире, многослойное и глубже, что достигается в процессе постоянных исследований, тем больше оно соответствует реальному положению в мире политического. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет то, как исследователь подходит к предмету своего интереса. Под «традицией» здесь подразумеваются формы организации науки, системы теорий, идей, методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

 

Понятие, сущность  и виды теократии

 

Теократия- система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Как описывает Геродот, понятие «Бог» было сформулировано у протогреческих племён пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же «боги» пеласги дали им потому, что боги установили мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии. Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия, где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».

Теократия была основой правления  всех развитых государств древности. Такой же теократией была и древняя римская республика, в которой высшие должностные лица одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы, выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли, или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал  в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления аристократия, монархия и анархия, то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Классифицировать теократии  можно по различным основаниям. В  зависимости от исторических форм своего выражения они делятся на теократические родоплеменные союзы, находящиеся в стадии своего перехода к государству, на теополитические корпорации и теократические государства. При наличии во всех названных формах теократии внутренне необходимого признака - религиозно- политических властеотношений, имеются у них и различия, позволяющие проводить между ними разграничение. Критериями такого разграничения служат: соотношение в их социальной жизни светского и духовного, характер религиозно- правовой регламентации общественных отношений, субъектный состав и уровень развития их государственности, т.е. политико- территориальной организованности, суверенности и структурированности теократической власти.

В жизни теократического  государства может иметь место  различие светских и религиозных  институтов. Социальное регулирование  здесь осуществляется на основе религиозно-правовых норм, создаваемых:

а) религиозными институтами

б) религиозными институтами  и государственной властью

в) самим государством, на основе норм, выработанных религиозными институтами. Власть может находиться как у светского, так и у  духовного правительства. Она осуществляется профессиональным аппаратом людей, обладает суверенитетом и распространяет свое действие по территориальному принципу.

Ряд ученых проводят классификацию  теократий, основываясь просто на различии в них духовного и светского, и выделяют "недифференцированную" теократию, в которой верховная власть реализуется структурами, выполняющими одновременно мирские и священные функции, и "дифференцированную" теократию, где высшая власть, хотя и отправляется религиозными и светскими институтами, между ними, тем не менее, имеется функциональное различие. По мнению исследователей, дифференцированной теократией являлась западноевропейская в виде христианских государств Западной Европы, а также Египет времен правления Эхнатона, а недифференцированной - мусульманская теократия.

Роберт фон Моль при  классификации теократий к критерию соотношения в них духовного  и светского добавил еще один - религиозно- политический статус главы  теократической власти. В результате ученый выделил "чистую" или, как  он еще ее назвал, "нераздельную" теократию, характеризующуюся тесной связью религиозной и мирской  жизни и главенством в церкви и государстве одного лица - представителя  или наместника божества, и "дуалистическую", где земные дела, хотя и определяются божественной волей, образуют отдельную  от религиозной (церковной) сферу управления; в таком "общежительном союзе", по мнению Моля, есть две главы - светский и духовный.

 

Еретические учения средневековья

 

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Все еретики считали себя истинными  христианами и выступали прежде всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное  учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном толковании текстов священного писания, в заимствовании  идей посторонних религий или  в повторении еретических идей, уже  осужденных церковными соборами. Многие ереси были чисто богословскими  и не касались общественно-политических проблем. Однако и такие ереси, получив  широкое распространение, становились  опасными для авторитета господствующей церкви, которая искала и находила себе поддержку светской власти в  истреблении инаковерующих. Еще  опаснее для церкви были ереси, которые, взывая к текстам Нового завета, обвиняли духовенство в отступлении  от апостольских правил, в корыстолюбии, тунеядстве, в непомерной гордыне и высокомерии, в пренебрежении заповедями Христа. Наконец, ряд еретических учений и движений имел антифеодальный характер, осуждал не только церковь, но и крепостничество, дворянские привилегии, государство и право.

Первыми еретиками Европы, положившими  начало широкому общественно-политическому  движению, были болгарские богомилы.

Введение в Болгарии христианства 864 г., создание славянской письменности и распространение религиозных  книг совпали с периодом бурного  развития феодальных отношений. Резкий и насильственный переход болгарского  общества от общинно-патриархального  строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, болярами, царскими слугами, церковью, обременение  нищающих крестьян массой повинностей  в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это  происходит по воле бога, который добр и справедлив. Подтверждение этим сомнениям обнаружилось в Новом  завете, в гамом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. Так говорится  в евангелиях об искушении Христа: "И возведя его на высокую  гору, дьявол показал ему все царства  вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам  власть над всеми этими царствами  и славу их, ибо она предана  мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет  твое".

Болгарские еретики нашли в  Новом завете много текстов, в  которых противопоставлялись бог  и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло. Особенное внимание они обратили на тексты евангелий, дающие основания отождествить дьявола  с богатством; "Никто не может  служить двум господам; ибо или  одного будет ненавидеть, а другого  любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить  Богу и маммоне (богатству)". Из этого  богомилами делался вывод, что богатство  и есть дьявол (злой бог). В богомильских сказаниях, распространенных во всех славянских странах, образно описано, как дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с него "кабальную запись" - на него и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли.

В учении богомилов немало и от здоровой крестьянской логики: кому приятно  видеть крест, на котором казнен сын  божий? Конечно же, не богу, а именно дьяволу; поэтому крестами - орудиями казни украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.

В служении дьяволу богомилы обвиняли быстро богатевшую церковь и духовенство. О церковных преданиях, уставах  и обрядах они говорили: "Это  не написано в евангелии, а установлено  людьми". Из всех обрядов богомилы признавали только посты, взаимную исповедь и молитву "Отче наш".

Богомилы утверждали, что господству богатства и насилия, феодальной кабале, миру зла, как сказано в  священном писании, близок конец: "Князь  мира сего осужден... Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет  вон".

В бескомпромиссной борьбе с феодальной церковью и всем феодальным строем богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию. Их проповедники апостолы неустанно  провозглашали мятежные идеи: "Учат же своих не повиноваться властелям  своим, - писал современник богомильского  движения, - проклинают богатых, царя ненавидят, ругают старейшин, порицают боляр, считают  царских слуг мерзкими богу и всякому  рабу не велят работать на своего господина".

Богомильское учение вскоре после  возникновения распространилось в  других странах. В X--XI вв. под его  влиянием возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси. Особенно сильное воздействие  это учение оказало на идеологию  стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процйетали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь "добрых людей", катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех  у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. В тайных писаниях, доставленных в Италию из Болгарии, излагались проблемы космогонии и мироздания, повествовалось о злом боге Ветхого завета, создавшем мир, и о Христе, призванном спасти людей из мира зла, тьмы и несправедливости. Для обсуждения проблем космогонии на собор катаров в Южную Францию приезжали из Болгарии богомильские апостолы «еретические епископы и папа», как их называли инквизиторы.

Для искоренения ереси римские  папы организовали ряд крестовых  походов альбигойские войны, учредили инквизицию и нищенствующие ордена доминиканцы и францисканцы. Одновременно с учреждением инквизиции римский  папа Иннокентий III повелел уничтожить все книги священного писания, переведенные на народный язык. Затем 1231 г мирянам  вообще было запрещено читать Библию.

Информация о работе Политико-правовая теория средневековой схоластики