Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:03, реферат
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется. Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух политического, политических институтов. История политических и правовых учений как составная часть истории политологии -- процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсеналов. Знание о политическом собирательно по своей сути.
Введение……………………………………………………………..………3
Понятие, сущность и виды теократии……………………………………4
Еретические учения средневековья……………………………….………9
Особенности теократии в христианстве…………………………………..12
Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского……………….14
Политико-правовая теория средневековой схоластики………………….18
Заключение…………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………..…….28
Заслугой Фомы Аквинского является
разработка теории закона. Человек
как гражданин христианского
государства имеет дело с четырьмя
видами законов: вечным, естественным,
человеческим и Божественным. Вечный
закон - это Божественный разум, правящий
вселенной. Вечный закон заключен в
Боге и потому существует сам по
себе. Все остальные законы производны
и подчинены вечному. Естественный
закон есть отражение Божественного
закона в человеческом разуме. В
силу причастности ума человека к
Божественному разуму, ум человека
управляет всеми его
По закону естественного права
протекала блаженная жизнь
В XI--XIII вв. по всей Европе прокатилась
первая волна еретических движений,
серьезно пошатнувшая веру в святость
и незыблемость сословно-феодальных
устоев. Резкая критика сословного
строя и его идеологии со стороны
еретиков потребовала нового идеологического
обоснования феодализма. Эту задачу
стремился осуществить
В духе средневековой схоластики Фома рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции "двух истин", дававшей известный простор поиску "земной истины", низшей по отношению к истине "небесной" (постигаемой откровением и верой), но не зависящей от нее, а порой даже и приходящей с ней в противоречие. Впоследствии идеологи католицизма ставили Фоме Аквинскому в заслугу обращение к науке и философии, широкую эрудицию, обширную логическую аргументацию, интерес к наследию античной культуры. Однако от соединения науки с религией выигрывала только последняя; наука, втискиваемая в прокрустово ложе схоластического теоретизирования, вообще теряла способность к самостоятельному развитию.
Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля.
Основные произведения Аристотеля стали известны в Европе в конце XII - начале XIII в., когда они были переведены с арабского языка на латынь. Вместе с идеями Аристотеля европейские мыслители поначалу восприняли идеи арабских философов, особенно учение Аверроэса о «двух истинах». Именно против этого учения «аверроэсизма», как отмечено, активно возражал Фома Аквинский.
Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него.
Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).
Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания.
Наконец, к божественному, или откровенному, закону Фома относил Библию.
По учению Фомы Аквинского получилось так, что предписания действующего закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.
Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию сословного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических движений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных привилегий, осуждение приниженного положения крестьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в ранг божественного установления. Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение – «добродетель подданных».
Для обоснования же феодальной зависимости крестьян использовались не только тексты священного писания, обращенные к рабам, но и все вообще доводы в защиту рабства: «Рабство установлено природой», «оно необходимо для обеспечения досуга» (взяты у Аристотеля), «рабство установлено «правом народов» (довод римских юристов), «источник рабства грех» Августин Блаженный.
В отличие от Аристотеля, считавшего
частную собственность
По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался только как правила общежития (у людей нет другого средства самозащиты кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение.
Современная католическая теория права (неотомизм) усматривает в концепции Фомы Аквинского возведение в ранг высших ценностей прав и достоинств человека, защиту прав и свобод личности от произвола власти. Нетрудно заметить, однако, что эти права и свободы в концепции Фомы оказались столь умеренными (только право на жизнь и продолжение рода), что никак не противоречили устоям феодализма, почти бесправному положению зависимых крестьян, обремененных массой повинностей и обязанностей перед сеньором и церковью.
Достаточно практично для
Если, однако, произвол правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет никаких последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при произвольных действиях власти, противоречащих божественному закону.
Когда произвол правителя направляется
против церкви и ее учения - правителю
нельзя повиноваться; в таких случаях
церковь может низложить
Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе, "главе целого демонического царства", который, сказано в священном писании, "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, несогласий.
Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало тонкое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же священное писание ("нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности. Фома Аквинский стремился опровергнуть эти ссылки своим учением об элементах власти.
В духе средневековой схоластики Фома
Аквинский различает три
Сущность власти, т.е. порядок управления
(господства и подчинения), установлен
богом; именно так следует понимать
слова апостола Павла: "Существующие
же власти от бога установлены". Однако,
продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует,
что каждый отдельный правитель
поставлен непосредственно
Воспроизведя аристотелевскую
классификацию форм государства (монархия,
аристократия, полития; тирания, олигархия,
демократия), Фома придает значение
лишь некоторым из этих форм. Основным
признаком государственной
Фому Аквинского интересуют не столько
различные модификации
Монархия - наиболее естественная форма
правления, ибо всякое множество
происходит от единства. "Наилучшим
образом управляется то человеческое
множество, которое управляется
одним, - пишет Фома, - это подтверждается
на опыте. Ибо провинции или города-
Республику Фома считает государством,
раздираемым беспорядками, борьбой
партий и группировок, пролагающей
путь тирании. В тиранию может
выродиться и монархия, но, рассуждает
Фома, против вырождения царя в тирана
могут быть приняты меры. Громадное
значение Фома придает религиозно-
Этику и политику Аристотеля Фома Аквинский истолковал в духе католического богословия и схоластики. Традиционные для этики Древней Греции добродетели "мудрость, мужество, умеренность, справедливость" Фома дополнял богословскими, более высокими добродетелями "веры, надежды, любви". Обозначенные Платоном и обстоятельно прокомментированные Аристотелем понятия "уравнивающей" (арифметической) и "распределяющей" (геометрической) справедливости он толкует в духе священного писания, утверждая, что в основе распределяющей справедливости лежит веление Христа "отдавайте кесарю кесарево, а божие - богу".
Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолкованное учение Аристотеля (особенно идея "иерархии форм") получило большую известность и распространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто именуемый "Философ" (с большой буквы), ставился много выше других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов, осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия, заменяло средневековым схоластам исследование общества, природы, реального мира.
Политико-правовая концепция Фомы
Аквинского была основательной апологией
западноевропейского
Информация о работе Политико-правовая теория средневековой схоластики