Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 16:04, контрольная работа
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
На смену рабовладельческому строю в странах Западной Европы приходит феодальный строй. С распадом Римской империи на территории Европы образуются такие государства как Англия, Франция, Германия, Италия и др.
Распад Римской империи привел к снижению общего уровня образованности, не только в самом Риме, но и во всех вновь образованных государствах.
Введение
Формирование схоластической мысли
Становление западноевропейского богословия
после «темных веков»
Возникновение академий и университетов
Схоластика как школьное богословие и как
анализ богословских понятий
Деятельность И.С. Эриугены
Проблема доказательств бытия бога. Онтологическое
доказательство Ансельма Кентерберийского
Западноевропейская схоластика и арабская культура
Истоки и развитие арабской культуры
Христианство и ислам
Арабская научная мысль
Влияние античной философии и науки на
арабскую культуру
Схоластические споры западноевропейских и
арабских богословов. Учение Аверроэса и его влияние
на европейскую мысль
Спор об универсалиях
Реализм и номинализм
Эволюция реализма и номинализма от крайних к
умеренным формам
3.3 Фома Аквинский как умеренный реалист. Сумма
теологии и система доказательств бытия Бога.
Соотношение разума и веры в учении Фомы Аквинского
3.4 Номинализм У. Оккама. «Бритва Оккама»
как новый принцип научного познания. Соотношение
«истин веры» и «истин разума» в учении Оккама
4. Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии и социальных коммуникаций
Контрольная работа на тему
Средневековая схоластика
Ф.И.О Студента
Номер зачетной книжки
Номер группы
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Введение
после «темных веков»
анализ богословских понятий
доказательство Ансельма Кентерберийского
арабскую культуру
арабских богословов. Учение Аверроэса и его влияние
на европейскую мысль
умеренным формам
3.3 Фома Аквинский как умеренный реалист. Сумма
теологии и система доказательств бытия Бога.
Соотношение разума и веры в учении Фомы Аквинского
3.4 Номинализм У. Оккама. «Бритва Оккама»
как новый принцип научного познания. Соотношение
«истин веры» и «истин разума» в учении Оккама
4. Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
На смену рабовладельческому строю в странах Западной Европы приходит феодальный строй. С распадом Римской империи на территории Европы образуются такие государства как Англия, Франция, Германия, Италия и др.
Распад Римской империи привел к снижению общего уровня образованности, не только в самом Риме, но и во всех вновь образованных государствах.
Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Центрами культуры и письменности становятся монастыри. В этих монастырях зарождается философские школы, в которых формируется такое философское течение как схоластика.
Центром схоластики в 12 веке становится монастырь Сен - Виктор расположенный не далеко от Парижа.
Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079 1142), сыгравший большую роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий (1193--1280), усердный почитатель Аристотеля и его логического метода, автор многих сочинений частью богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225 -- 1274), известный своей «Суммой богословия» (Summa Theologiae), которая была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших наибольшее внимание вопросам естествознания, был английский ученый монах Роджер Бэкон (1214 -- 1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы.
1.1 Становление западноевропейского богословия после «темных веков»
Схоластика от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII-IX вв. системой образования на Западе.
Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.
Принята следующая периодизация схоластики:
- первый этап - от VI до IX века - предварительный;
- второй этап - от IX до XII века - период интенсивного формирования;
- третий этап - XIII век - золотой век схоластики;
- четвертый этап - XIV-XV вв. угасание схоластики;
Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности:
- первый период ярко представляет Иоанн Скот Эриуге́на (ок. 810-877), ирландский философ, богослов, поэт и переводчик;
- второй - Ансельм Кентерберийский ум. в 1109 г. и Пьер Абеляр ум. в 1142 г.;
- третий - Фома Аквинский 1225-1274 и Бонавентура 1221-1274 гг.;
- четвертый - В. Оккама ок. 1285-1349 гг.;
Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали семь свободных искусств. Последние делились на тривиум от числа три и квадривиум от числа четыре.
Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику латинскую, диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.
1.2 Возникновение академий и университетов
универсалий западноевропейский схоластика онтологический
Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII-XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов.
Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания, т.е. произведений святых Отцов церкви. Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем, чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания.
В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии богословия. Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму.
Факультет теологии имел целью точное изучение Библии путем ее толкования и систематического изложения христианской доктрины. Итогом этой работы были так называемые Суммы теологии. Магистрами теологии становились лишь те, кто ранее прошел обучение на факультете свободных искусств. Впечатляющими были сроки обучения на факультете свободных искусств - шесть лет, на факультете теологии - не менее восьми лет. Таким образом, чтобы стать магистром богословия, приходилось затратить на обучение не менее четырнадцати лет.
Впрочем, учение не могло не быть увлекательным, поскольку предполагало активное участие в дискуссиях и диспутах. Лекции чередовались с семинарами, на которых учащиеся отрабатывали умение самостоятельно применять полученные знания. Высоко ценились логическая дисциплина ума, критическое мышление, острая проницательность. Университеты, таким образом, решали несколько взаимосвязанных задач.
Прежде всего, они готовили кадры хорошо обученных и подготовленных идейных защитников христианства. Они же производили богословско-философскую продукцию - трактаты различного назначения, с изощренно-логическим изложением христианского учения. На протяжении веков была создана огромная литература: сочинения одного Бонавентуры насчитывают 50 томов, притом, что изданы далеко не все.
Совокупность доктрин (своеобразное доктринальное тело), созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой в собственном смысле.
Кроме прямых результатов деятельности ученых, развитие университетов привело к ряду эффектов, которые можно назвать побочными. Однако они имели большое значение для средневековой и последующей европейской культуры.
Во-первых, университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащиеся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. Многие из них впоследствии достигали больших высот, как в учености, так и в социальном положении.
Во-вторых, студенты и профессора университетов составили в своей совокупности особое сословие - корпорацию людей, разных по своему происхождению. Происхождение в составе этой корпорации переставало играть ту решающую роль, какую оно играло в средневековом обществе в целом. На передний план выходили знания и ум.
В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Такое благородство связывалось с утонченностью ума и поведения, тонкостью психики и рафинированностью вкуса. Наконец, университетская ученость и знания никак не настраивали на оппозиционность и бунтарство. Напротив, средневековый студент и профессор - именно те, кто в наибольшей мере заинтересован в стабильности существующего порядка и в его постепенном нравственном совершенствовании.
Университетское сословие было не отщепленным от общества, а представляло собой одну из его фундаментальных опор. Уважение к знанию и культуре, сформированное средневековыми университетами, сыграло свою роль и в последующей истории.
1.3 Схоластика как школьное богословие и как анализ богословских понятий
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку теологии. Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями.
Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего Категории Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить истины веры.