Средневековая схоластика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
На смену рабовладельческому строю в странах Западной Европы приходит феодальный строй. С распадом Римской империи на территории Европы образуются такие государства как Англия, Франция, Германия, Италия и др.
Распад Римской империи привел к снижению общего уровня образованности, не только в самом Риме, но и во всех вновь образованных государствах.

Оглавление

Введение
Формирование схоластической мысли
Становление западноевропейского богословия
после «темных веков»
Возникновение академий и университетов
Схоластика как школьное богословие и как
анализ богословских понятий
Деятельность И.С. Эриугены
Проблема доказательств бытия бога. Онтологическое
доказательство Ансельма Кентерберийского
Западноевропейская схоластика и арабская культура
Истоки и развитие арабской культуры
Христианство и ислам
Арабская научная мысль
Влияние античной философии и науки на
арабскую культуру
Схоластические споры западноевропейских и
арабских богословов. Учение Аверроэса и его влияние
на европейскую мысль
Спор об универсалиях
Реализм и номинализм
Эволюция реализма и номинализма от крайних к
умеренным формам
3.3 Фома Аквинский как умеренный реалист. Сумма
теологии и система доказательств бытия Бога.
Соотношение разума и веры в учении Фомы Аквинского

3.4 Номинализм У. Оккама. «Бритва Оккама»
как новый принцип научного познания. Соотношение
«истин веры» и «истин разума» в учении Оккама
4. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Доклад Средневековая схоластика ПЕЧАТЬ.rtf

— 350.91 Кб (Скачать)

Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение, таким образом, понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культур.

универсалий западноевропейский эриугена онтологический

1.4 Деятельность И.С. Эриугены

 

«Никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Автором этого изречения был один из представителей раннего этапа схоластики И.С. Эриугена.

Иоанн Скот Эриугена (810-877), переводчик «Ареопагитик» на латинский язык и автор изучаемого на протяжении всех средних веков трактата «о разделении природы». В этом выдающемся произведении раннего средневековья поднимается важный вопрос о соотношении разума и авторитета. Авторитет святых, чудотворцев вторичен по отношению к разуму: «Мы знаем, что разум первичен по природе, авторитет же - по времени… Авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета. Ведь всякий авторитет, не подтверждаемый истинным разумом, представляется слабым». Под разумом он понимает здесь разум Бога, который «не нуждается ни в какой поддержке со стороны авторитета», а сам авторитет представляет собой божественную истину, «в записанном виде переданную святыми отцами в назидание потомкам». О самом Боге Эриугена мыслит не ортодоксально. Бог не имеет ипостасей: «Персон в Боге нет». Это единая не делимая природа, он «не может ни быть, ни существовать». Когда нам говорят, что Бог создал всё, имеется в виду, что Он есть во всём как сущность всех вещей.

 

1.5 Проблема доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского

 

Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать Его существование с помощью логических приемов.

Первым на этом пути преуспел Ансельм Кентерберийский (1033-1109). В Англии его называли «вторым Августином», он оказал огромное влияние на своих современников, сказав, что стремиться размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать (credo ut intelligam). В духе этого высказывания Ансельм доказывает бытие Бога в своей знаменитой работе «Монолог». Вслед за Платоном и Августином он, опираясь на идею об иерархической структуре бытия, убеждает нас, что мы судим о степени красоты вещей и моральном превосходстве людей на основании идеи об абсолютном совершенстве, которая свободно принимается нами на основе логики.

Но еще более знаменито его онтологическое доказательство, содержащееся в другой работе «Прибавление к рассуждению» (Proslogion). Даже безумец, по мнению Ансельма, произнесший «Нет Бога», понимает при этом слово «Бог». Кто ему внушил это, как не сам Творец, источник этой идеи, самой значительной в нашем сознании. Наличие этой идеи в человеческом сознании - доказательство объективного бытия Бога, ведь, согласно античным допущениям, основания бытия и основания познания совпадают. Другими словами, созданное человеческим сознанием понятие абсолюта свидетельствует о бытии такого абсолюта. Поэтому Бога следует определять не через отрицательную теологию (апофатически), а через положительную.

Прошло много веков, прежде чем в XVIII веке Кант опроверг онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского.

Чтобы доказывать что-либо, в том числе и бытие Бога, необходимо владеть логикой (диалектикой), которая развивается в трудах последующих схоластиков, среди которых первое место по праву принадлежит Пьеру Абеляру (1079-1142).

По Абеляру, Богопознание может совершаться лишь через познание самого себя. Бытие же Бога непостижимо, но божественное триединство может быть понято через опыт всех народов мира, в особенности иудеев и древних греков.

 

 

    1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА И АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

 

2.1 Истоки и развитие арабской культуры

 

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии.

На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира.

 

2.2 Христианство и ислам

 

Зададим себе вопрос: «Почему именно Запад в промышленном, а значит, и в экономическом отношении стал развиваться гораздо быстрее, чем Восток»? Причина такого быстрого экономического развития христианского Запада заключается в том, что здесь не было резкого разделения образования только на «религиозное» и только на «светское».

Фактически образование было комплексным, общим, то есть «единым». А в единстве всегда есть громадное преимущество перед разделением. В общеобразовательных западных школах одновременно с научными дисциплинами преподавался Закон Божий.

Но в мусульманских странах Востока картина была иная. Об этом сегодня прямо говорят сами ученые-мусульмане, которые занимаются аналитическими и теоретическими вопросами развития этих стран.

Например, ученый и знаток Корана, Вахид ибн Абдуссалам Бали в своей книге прямо пишет о том, что: «Сегодня доминирующее положение в мире в экономической и политической сферах принадлежит странам Запада. Это стало возможным благодаря стремлению этих стран к всестороннему развитию. В этих странах особое внимание уделяется развитию образования и науки».

И он же признает, что в странах, где традиционно проживает мусульманское население, к сожалению, уровень образования и науки до сих пор находится на достаточно низком уровне. В экономике, политической и социальной сферах не происходит поступательных процессов, которые могли бы служить примером для других, «немусульманских» стран.

Вахид ибн Абдуссалам Бали справедливо указывает, что одной из основных причин экономически неблагоприятного положения мусульман, является разделение образования и науки на религиозное и светское, как будто между ними нет никакой связи.

А здесь связь прямая, потому что полное знание - это совокупность знания светского и религиозного, где светское знание - это знание практическое или естественное, а религиозное - это знание духовное.

Многие ученые сегодня уже хорошо понимают, что эти два вида знания гармонично дополняют друг друга. И одно не мешает другому. Наоборот, эти знания взаимно обогащают друг друга.

 

2.3 Арабская научная мысль

 

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук.

Одна из важных особенностей мусульманской цивилизации - правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.

В результате широкого распространения Ислама по планете - от Индии до Испании - мусульмане приобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыграли большую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей. Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили росту интеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу в различных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования до медицинского обслуживания и транспорта.

Широкая торговля давала богатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировали развитие астрономических и географических знаний, развитие ремесла способствовало развитию экспериментального искусства. Поэтому новая математика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небесными светилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями.

 

2.4 Влияние античной философии и науки на арабскую культуру.

 

Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья.

Существование в рамках университетов двух по-разному направленных факультетов создавало определенное напряжение в ученых занятиях. Занятия на факультете свободных искусств не связывались непосредственно с теологией. Свободные искусства изучались на основе античного наследия - трудов Платона, Аристотеля, неоплатоников. Эти труды стали известны главным образом благодаря арабскому завоеванию. Арабы же познакомились с ними через византийцев.

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы.

Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н.э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н.э. Наиболее ранняя надпись на арабском алфавите датирована 328 г. н.э. Окончательно арабское письмо сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав. Северные арабы пользовались письменным языком арамейским, родственным арабскому. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.

При дворе халифа Абу аль-Аббас аль-Мамуна в конце VII в. в Багдаде было основано специальное учреждение, своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На протяжении двух столетий - с 750 по 950 год на арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. Также были переведены труды по геометрии Евклида, по медицине - Галена и Гиппократа и по фармакопее - Диоскоридеса, по астрономии - Птолемея.

 

2.5 Схоластические споры западноевропейских и арабских богословов. Учение Аверроэса и его влияние на европейскую мысль

 

 

 Начиная с VII века арабы под знаменем ислама подчиняли себе одну страну за другой. В результате возник Арабский халифат, простиравшийся от Туркестана до Испании и превосходивший по размерам бывшую Римскую империю. Именно через покоренную арабами-берберами Испанию в Европу стали проникать культурные достижения Востока.

 Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе. Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и неоплатоников, но постепенно они начали уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в частности, метафизические, логические и физические трактаты) внимательно изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику.

Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он переплетался с элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем идеи Аристотеля, отвечал интересам теологии.

Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией.

У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 -- ок. 870), современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля. Впоследствии, однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к неоплатонизму. Стойким последователем Аристотеля в X столетии был аль-Фараби (870--950), который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900--950 гг. Однако он также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников, взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на отдельные области научных интересов. Картину духовного мира этого периода дают так называемые «Трактаты чистых братьев» -- около пятидесяти сочинений о религии, философии и естественных науках, написанных представителями секты «Братья чистоты и искренности», которая возникла в X столетии и помимо прочего стремилась к соединению ислама с эллинистической философией. Здесь также главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и возвращается к нему.

Информация о работе Средневековая схоластика