Схоластика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, доклад

Краткое описание

Слово «схоластика» происходит от лат. scholа или, ближе, от производного «Scholasticus», т.е. школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия, а впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.

Файлы: 1 файл

Схоластика.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

СХОЛАСТИКА


Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

 

Слово «схоластика» происходит от лат. scholа или, ближе, от производного «Scholasticus», т.е. школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия, а впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.

Схоластика, как период в истории  философии

Второй период в истории  средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. “Схоластами” называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной/университетской форме, – прежде всего учителей, которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах.

 

Однако прежде всего “схоластика” характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.

 

Характерные черты:

-книжная учёность

-опора на: церковную традицию; на абсолютно авторитетный священный текст (Библию) и формальную логику (средневековую “диалектику”)

-пренебрежение опытом

-передача философских знаний в процессе обучения

 

Схоластика черпала знания из античных источников:

-Августина;

-неоплатонизма;

-Боэция

-позднее – из отдельных сочинений Аристотеля.

 

Схоластическая философия  средневековья опирается не только на текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования.

Напряженный поиск рационального  выражения духовного опыта определяет своеобразие схоластики как одной  из форм религиозной философии, отличающейся от философии нерелигиозного типа особым предметом исследования, а от современной  религиозной философии — уверенностью в возможности рационального  постижения веры.

Основные течения: томизм, скотизм, концептуализм, номинализм, реализм, августианство, аввероизм

Периоды СХОЛАСТИКИ

 

1.Ранняя схоластика (IX–XII вв.)

-Самое начало разработки схоластического метода; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей, или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий, имен отдельных вещей – номинализм.

-В течение нескольких столетий после Августина философско-богословские идеи сохраняются и передаются из поколения в поколение; существенно новых учений не возникает. Единственное, видимо, исключение – творчество ирландца Иоанна Скота Эриугены (IX в.). Его считают одним из самых глубоких мыслителей неоплатонического и пантеистического движения в западном христианстве. Он был сторонником рационализации и “философизации” теологии.

-Переломный период в истории средневековой философии – XI–XII вв. К этому времени окончательно оформился европейский феодализм. В XI в. произошло окончательное и формальное размежевание католической и православной церквей. С конца XI в. начались крестовые походы Ансельм, архиепископ Кентерберийский (XI в.) считается “отцом схоластики”, хотя собственно сам схоластический метод сложился позднее.

Основополагающая идея схоластики - оправдание веры разумом. В контексте этого убеждения и было дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога (онтологический аргумент), которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум. Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма. До того, как Бог создал мир, полагал он, последний был в Боге как его идея. Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.

Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме. Их можно понимать либо как абстрагированные от вещей понятия, либо даже как просто имена. Так, для Иоганна Росцелина универсалии – это только слова. Нет такой реальной сущности как человек вообще.

Реально существуют лишь отдельные  люди – Сократ, Платон и т. д. “Человек” – лишь слово, обозначающее имена отдельных людей, оно служит для классификации других слов. Иначе говоря, надо различать слова – метки самих вещей и слова – метки для других слов.

Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую  называют концептуализмом:

1.Универсалии, как идеи божественного духа, есть - до вещей

2.Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом путем абстракции

3.Универсалия существует и после вещей как понятие (conceptus) о вещах, которое образуется, поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах.

 

Абеляр был страстным  любителем диалектики в её схоластическом понимании. Он собрал в своем знаменитом трактате “Да и Нет” множество противоречащих друг другу положений Библии и отцов церкви, чтобы показать, что тексты авторитетов нуждаются в толковании, не могут и не должны приниматься буквально и неизменно.

Тем самым Абеляр внес значительный вклад в развитие схоластического  метода, ставя многочисленные вопросы  для обсуждения, сравнивая различные  взгляды, их основания, приводя аргументы  за и против, и, по возможности, стремясь найти окончательное разумное и истинное решение.

*Упомянуть об Исламе – о возникновении 3 мировой религии и ее влиянии на формирование ранней схоластики. На представление о мироздании, смысле жизни и цели каждого человека.

Единственная  цель жизни – познание Бога – достигается не умствованиями и рассуждениями, а самоотречением, аскезой, смирением, подвижнической жизнью, сознанием своего ничтожества перед бесконечно превосходящим человека Создателем.

2.Высокая или зрелая схоластика XIII в. 

Наибольшее влияние оказал Аристотель. Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту зрелой схоластики. Ни один крупный мыслитель отныне не проходит мимо основательного изучения текстов Аристотеля. Возникли две противоборствующие традиции – францисканская, ориентированная на Августина и неоплатонизм, и доминиканская, аристотелевская; обе традиции были связаны с соответствующими монашескими орденами.

 

Представители: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Альберт Великий и др., однако самым выдающимся систематиком средневековой философии стал Фома Аквинский (XIII в.) - ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с традицией христианского богословия.

В конце XIX в. его учение было принято католической церковью в качестве непоколебимой основы всей христианской философии - неотомизма. Среди его многочисленных и обширных произведений следует назвать прежде всего “Сумму против язычников” и “Сумму теологии”. В сочинениях Фомы достигает совершенства схоластическая форма, следующая форме схоластического диспута:

-тезисы

-вопросы для их выяснения

-различные решения и аргументы “за” и “против” каждого из них (pro et contra)

-собственное решение (истинное) и опровержение остальных (ложных)

-построение всего рассуждения в виде силлогизма (рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения.)

*Философия Аквината – самая фундаментальная попытка поставить религию и богословие выше философии, веру – выше разума.

 

Образование орденов (ересь)

-В католическом мире в 13 веке происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в образе мышления, и в богословии, и в философии. Это связано с тем влиянием, которое оказали идеи арабских мыслителей, прежде всего Аверроэса. Кроме того, в 13-м веке на территории южной Франции и в Испании возникают различные еретические движения — катары, альбигойцы. Для борьбы с этими ересями организуются монашеские ордена.

Орудием для борьбы с ересью альбигойцев явился орден доминиканцев, основанный неким Домиником Гусманом. По имени Доминика орден и получил свое название. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и вообще с ересями. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Сами себя доминиканцы иронически называли «псами Господними» (игра слов: domini canes — «псы Господни»).

-Другой монашеский орден, возникающий приблизительно в это же время, основывается Франциском Ассизским. Главной задачей орден считал возвращение к идеалам и нормам первоначальной церкви, в первую очередь отказ от стяжательства как принципа существования. Поэтому францисканский орден назывался нищенствующим орденом. В дальнейшем орден францисканцев, как и орден доминиканцев, был включен в жесткую иерархическую структуру католической церкви.

Появление университетов

Орден францисканцев возглавлялся главою, который именовался генералом. В самом начале 13-го века в 1200 году основывается Парижский университет, ставший центром светского и  богословского образования в  Европе. Со времени основания Парижского университета система образования  начинает сильно прогрессировать. Светское образование значительно отделяется от церковного образования. Пропедевтическим факультетом во всех университетах  был факультет искусств, который  вследствие того, что главными дисциплинами, преподававшимися на этом факультете, были философия и логика, часто  назывался просто философским.

Этот факультет был  подготовительным для того, чтобы  подготовить студентов к продолжению  образования на одном из трех факультетов: медицинском, юридическом и теологическом. Теологический факультет Парижского университета был наименее многочисленным и наиболее престижным. Но со временем получается так, что именно философский  факультет привлечет к себе наибольшее внимание.

Переводятся произведения Аристотеля, Платона, Плотина.

Аристотель до этого был  известен главным образом как  автор логических трактатов. Теперь же переводится и его «Метафизика», и этические работы, и работы по физике, так что Аристотель становится знакомым уже в полном объеме, его  знают даже больше, чем в арабском мире, т.к. там появляется и «Политика», которая не была известна арабам.

3.Поздняя схоластика (XIV в.)

 

Это время кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ, “старого” пути, связанная с развитием естественно-научных интересов и исследований.

 

Последние великие схоластики или учителя средневековья, в особенности Оккам, переходят на позиции теории двойственной истины. Вера и богословие необходимы для спасения, они имеют практическое значение. С одной стороны, философия не нужна богословию, не способна ничего решить в богословских вопросах. Например, доказательство бытия Бога невозможно, да и не нужно. С другой стороны, теоретические вопросы решаются философией – здесь необходим разум, а не вера или авторитет.

Поэтому вера и богословие ничего не дают философии. Тем самым  философия и богословие отделяются друг от друга. Богословие ограждается  от критики учёных и философов, а  философии предоставляется полная свобода и независимость от богословия. Тем самым поздняя схоластика подготовила почву для перехода к новой культуре светского типа, а именно к эпохе Возрождения, когда научно-философская мысль снова становится самостоятельной и творческой, освобождается от оков церкви, от навязанных ей догм.

Если XIII столетие было столетием  образования больших философских  и теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. Иногда это время называют «столетием потрясений». Основной причиной этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества, расцвет городской цивилизации, возрастание роли мещанства в обществе.

 

В политической сфере происходит заметное укрепление национальных государств, отступает на задний план средневековая концепция монархического универсализма. Между церковью и светскими правителями разворачивается жестокая борьба за политическую власть. Светская власть папства постепенно ослабевает. Кризис церкви проявляется в великом расколе (1378).

 

Еретические движения усиливаются, они появляются не только в Южной Франции и Северной Италии, но и в Германии, Чехии и Испании. В критике церковных неурядиц и беспорядка содержится критика феодализма, оппозиция народных движений по отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям, как в области естественных наук, так и в области наук гуманитарных.

Духовная и культурная жизнь постепенно становится все  более светской. Выдающуюся роль в этом движении в области культуры, науки и философии играют университеты, которые вновь образуются в различных европейских городах (например, в Праге — 1348 г., в Кракове — 1364 г., в Вене — 1365 г., в Гейдельберге — 1381 г., в Кёльне-на-Рейне— 1385 г., в Эрфурте — 1378 г., в Лейпциге — 1409 г. и т. д.), причем старые университеты (Парижский и Оксфордский) теряют свое монопольное общеевропейское положение и значение.

Информация о работе Схоластика