Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, доклад
Слово «схоластика» происходит от лат. scholа или, ближе, от производного «Scholasticus», т.е. школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия, а впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.
СХОЛАСТИКА
Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная
вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (
Слово «схоластика» происходит от лат. scholа или, ближе, от производного «Scholasticus», т.е. школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия, а впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.
Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. “Схоластами” называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой в их школьной/университетской форме, – прежде всего учителей, которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI–начала XII вв. – в первых европейских университетах.
Однако прежде всего “схоластика” характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.
Характерные черты:
-книжная учёность
-опора на: церковную традицию; на абсолютно авторитетный священный текст (Библию) и формальную логику (средневековую “диалектику”)
-пренебрежение опытом
-передача философских знаний в процессе обучения
Схоластика черпала знания из античных источников:
-Августина;
-неоплатонизма;
-Боэция
-позднее – из отдельных сочинений Аристотеля.
Схоластическая философия средневековья опирается не только на текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. При этом схоластическая философия пытается выразить и концептуально осмыслить опыт постижения Бога и мира, приобретаемый на самых высоких ступенях духовного совершенствования.
Напряженный поиск рационального
выражения духовного опыта
1.Ранняя схоластика (IX–XII вв.)
-Самое начало разработки схоластического метода; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее, т. е. роды и виды, реально, независимо от человеческого мышления и отдельных вещей, или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий, имен отдельных вещей – номинализм.
-В течение нескольких столетий после Августина философско-богословские идеи сохраняются и передаются из поколения в поколение; существенно новых учений не возникает. Единственное, видимо, исключение – творчество ирландца Иоанна Скота Эриугены (IX в.). Его считают одним из самых глубоких мыслителей неоплатонического и пантеистического движения в западном христианстве. Он был сторонником рационализации и “философизации” теологии.
-Переломный период в истории средневековой философии – XI–XII вв. К этому времени окончательно оформился европейский феодализм. В XI в. произошло окончательное и формальное размежевание католической и православной церквей. С конца XI в. начались крестовые походы Ансельм, архиепископ Кентерберийский (XI в.) считается “отцом схоластики”, хотя собственно сам схоластический метод сложился позднее.
Основополагающая идея схоластики - оправдание веры разумом. В контексте этого убеждения и было дано знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога (онтологический аргумент), которое должно убедить даже тех, кто в Бога не верит, но имеет разум. Ансельм – последователь Августина, представитель схоластического реализма. До того, как Бог создал мир, полагал он, последний был в Боге как его идея. Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова. Отдельные вещи существуют лишь в качестве подчиненных форм, видоизменений общей сущности.
Для схоластического номинализма, напротив, реальны лишь отдельные вещи (индивиды), а универсалии существуют лишь в человеческом уме. Их можно понимать либо как абстрагированные от вещей понятия, либо даже как просто имена. Так, для Иоганна Росцелина универсалии – это только слова. Нет такой реальной сущности как человек вообще.
Реально существуют лишь отдельные люди – Сократ, Платон и т. д. “Человек” – лишь слово, обозначающее имена отдельных людей, оно служит для классификации других слов. Иначе говоря, надо различать слова – метки самих вещей и слова – метки для других слов.
Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую называют концептуализмом:
1.Универсалии, как идеи божественного духа, есть - до вещей
2.Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом путем абстракции
3.Универсалия существует и после вещей как понятие (conceptus) о вещах, которое образуется, поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах.
Абеляр был страстным любителем диалектики в её схоластическом понимании. Он собрал в своем знаменитом трактате “Да и Нет” множество противоречащих друг другу положений Библии и отцов церкви, чтобы показать, что тексты авторитетов нуждаются в толковании, не могут и не должны приниматься буквально и неизменно.
Тем самым Абеляр внес значительный вклад в развитие схоластического метода, ставя многочисленные вопросы для обсуждения, сравнивая различные взгляды, их основания, приводя аргументы за и против, и, по возможности, стремясь найти окончательное разумное и истинное решение.
*Упомянуть об Исламе – о возникновении 3 мировой религии и ее влиянии на формирование ранней схоластики. На представление о мироздании, смысле жизни и цели каждого человека.
Единственная цель жизни – познание Бога – достигается не умствованиями и рассуждениями, а самоотречением, аскезой, смирением, подвижнической жизнью, сознанием своего ничтожества перед бесконечно превосходящим человека Создателем.
Представители: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Альберт Великий и др., однако самым выдающимся систематиком средневековой философии стал Фома Аквинский (XIII в.) - ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с традицией христианского богословия.
В конце XIX в. его учение было принято католической церковью в качестве непоколебимой основы всей христианской философии - неотомизма. Среди его многочисленных и обширных произведений следует назвать прежде всего “Сумму против язычников” и “Сумму теологии”. В сочинениях Фомы достигает совершенства схоластическая форма, следующая форме схоластического диспута:
-тезисы
-вопросы для их выяснения
-различные решения и аргументы “за” и “против” каждого из них (pro et contra)
-собственное решение (истинное) и опровержение остальных (ложных)
-построение всего рассуждения в виде силлогизма (рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения.)
*Философия Аквината – самая фундаментальная попытка поставить религию и богословие выше философии, веру – выше разума.
Образование орденов (ересь)
-В католическом мире в 13 веке происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в образе мышления, и в богословии, и в философии. Это связано с тем влиянием, которое оказали идеи арабских мыслителей, прежде всего Аверроэса. Кроме того, в 13-м веке на территории южной Франции и в Испании возникают различные еретические движения — катары, альбигойцы. Для борьбы с этими ересями организуются монашеские ордена.
Орудием для борьбы с ересью альбигойцев явился орден доминиканцев, основанный неким Домиником Гусманом. По имени Доминика орден и получил свое название. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и вообще с ересями. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Сами себя доминиканцы иронически называли «псами Господними» (игра слов: domini canes — «псы Господни»).
-Другой монашеский орден, возникающий приблизительно в это же время, основывается Франциском Ассизским. Главной задачей орден считал возвращение к идеалам и нормам первоначальной церкви, в первую очередь отказ от стяжательства как принципа существования. Поэтому францисканский орден назывался нищенствующим орденом. В дальнейшем орден францисканцев, как и орден доминиканцев, был включен в жесткую иерархическую структуру католической церкви.
Орден францисканцев возглавлялся
главою, который именовался генералом.
В самом начале 13-го века в 1200 году
основывается Парижский университет,
ставший центром светского и
богословского образования в
Европе. Со времени основания Парижского
университета система образования
начинает сильно прогрессировать. Светское
образование значительно
Этот факультет был
подготовительным для того, чтобы
подготовить студентов к
Переводятся произведения Аристотеля, Платона, Плотина.
Аристотель до этого был
известен главным образом как
автор логических трактатов. Теперь
же переводится и его «Метафизика»
Это время кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ, “старого” пути, связанная с развитием естественно-научных интересов и исследований.
Последние великие схоластики или учителя средневековья, в особенности Оккам, переходят на позиции теории двойственной истины. Вера и богословие необходимы для спасения, они имеют практическое значение. С одной стороны, философия не нужна богословию, не способна ничего решить в богословских вопросах. Например, доказательство бытия Бога невозможно, да и не нужно. С другой стороны, теоретические вопросы решаются философией – здесь необходим разум, а не вера или авторитет.
Поэтому вера и богословие
ничего не дают философии. Тем самым
философия и богословие отделяются
друг от друга. Богословие ограждается
от критики учёных и философов, а
философии предоставляется
Если XIII столетие было столетием
образования больших
В политической сфере происходит заметное укрепление национальных государств, отступает на задний план средневековая концепция монархического универсализма. Между церковью и светскими правителями разворачивается жестокая борьба за политическую власть. Светская власть папства постепенно ослабевает. Кризис церкви проявляется в великом расколе (1378).
Еретические движения усиливаются, они появляются не только в Южной Франции и Северной Италии, но и в Германии, Чехии и Испании. В критике церковных неурядиц и беспорядка содержится критика феодализма, оппозиция народных движений по отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям, как в области естественных наук, так и в области наук гуманитарных.
Духовная и культурная жизнь постепенно становится все более светской. Выдающуюся роль в этом движении в области культуры, науки и философии играют университеты, которые вновь образуются в различных европейских городах (например, в Праге — 1348 г., в Кракове — 1364 г., в Вене — 1365 г., в Гейдельберге — 1381 г., в Кёльне-на-Рейне— 1385 г., в Эрфурте — 1378 г., в Лейпциге — 1409 г. и т. д.), причем старые университеты (Парижский и Оксфордский) теряют свое монопольное общеевропейское положение и значение.