Русская философия ХХв. О смысле истории Росси и ее будущем (русское зарубежье)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

Несмотря на позднее историческое появление так называемой "русской философии", она сразу заявила о себе в полный голос. Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни - пока русского человека совсем "не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не ударит, но когда он "созреет" - здесь уже никакие преграды не спасут - он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.

Оглавление

Введение
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии.
2. Предпосылки развития русской философии в XX веке.
3. Философия России – экскурс в прошлое.
4. Развитие и основные идеи русской философии.
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века.
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка.
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат философия готовый.docx

— 87.77 Кб (Скачать)

   Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

   Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель  второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров . В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками ?Философия общего дела¦.

   Среди плодотворных, эвристически значимых идей русских космистов особое место занимает мысль о необходимости объединения людей, то есть преодоление искусственно созданных цивилизацией барьеров между субъектом и объектом, естественным и искусственным. Значительный вклад в утверждение идеи необходимости объединения людей, в превращение человечества в единый объект эволюции внесли ученые-естествоиспытатели. Своими работами они доказывали космический характер человеческой жизни, что требует понимания ее вне социально-экономических, идеологических, расовых и прочих характеристик. Перед лицом Космоса человечество должно предстать единым, устремленным в вечность целым. Наиболее впечатляющую концепцию объединения людей через культуру, концепцию космической Живой Этики предложили не естествоиспытатели, а выдающийся русский художник и путешественник Н.К. Рерих и его жена Е.П. Рерих.

   По  их мнению, в пространстве и во времени, в Космосе и в душе каждого  человека идет борьба двух космических  начал - Добра и Зла. Они онтологически  не равнозначны: Мир творит по законам  Истины, Добра и Красоты только Свет, только он способен преобразовать  Хаос Космоса, несовершенство природного и социального мира. Активным деятелем в утверждении добра выступает  человек, а действие ("деяние") является силой этой активности. Поэтому  активность человека возводится Н. Рерихом  в императивный принцип. "Создавайте атмосферу готовности к действию- Много битв позади, еще больше впереди. Каждый атом Космоса бьется. Покой смерти нам не знаком. Активность человека имеет решающее значение во всех сферах его деятельности и синтезируется в понятии "творчества". Творчество осуществляется по законам Красоты, которая в философии Рериха понимается как "культура духа", разумная упорядоченность мира, духовно-эстетический фактор и принцип жизнедеятельности.

   На  космическое мышление Рерихов несомненное  влияние оказала антропокосмическая устремленность теософской доктрины ее основательницы Е.П. Блаватской , которая сделала попытку синтезировать различные религии, мифологию, магию, окультизм, естественнонаучные представления как древних народов, так и выдающихся ученых XIX века. Истина у них всех - едина, как утверждает она. Но отражая все сущее на Земле и в Космосе, она доступна немногим избранным, поскольку ее мощь столь велика, что ее неразумное использование можно нанести вред Вселенной. В основании учения Блаватской лежит идея "Вселенского космоса", имеющего задачу строительства различных космических тел, в том числе Земли и человечества.

   Цель  своего учения она определила в главном  своем труде "Тайная доктрина" следующим образом: "доказать, что  Природа не есть случайное сочетание  атомов и указать человеку его  законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона  Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации". Примером еще одного из интереснейших  философских мировоззрений является труд Александра Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи" по восточной философии, этике, культуре . "Основы миропонимания Новой Эпохи" широко известна и в Латвии, и за рубежом. В создании трехтомника объемом почти в тысячу страниц непосредственно участвовала Елена Ивановна Рерих: в Ригу из Гималаев приходили многочисленные письма с ее советами и пояснениями, она отредактировала все рукописи. Клизовский следующим образом описывает проблему Добра и Зла:

   Но  что такое добро и зло в  истинном, широком понимании этих понятий? Ибо понятия эти очень относительны и находятся в прямой зависимости от культурного и морального развития человечества. Несмотря на высокую цивилизацию и большие технические достижения современности, огромное большинство современных людей в отношении понятий о добре и зле придерживаются на этот счет идеологии первобытного человека, который всегда полагал, что если он украл, то это добро, а если у него украли, то это зло. Согласно нравственному кодексу учения Живой Этики, добром, в широком значении этого слова, считается все, что способствует эволюции мира и благу всего человечества, и злом - все, что противодействует этому. Поэтому истинными и великими благодетелями человечества являются все те великие души, которые приносили и приносят ему свет истинного знания, и злейшими врагами его - все те, кто искажает это знание, кто препятствует его распространению и распространяет свою ложь, ибо действительно, кто больше всего может повредить человеку, как не тот, кто толкнет его на ложный путь, ведущий не к спасению, но к гибели!

   "Абсолютный  Свет есть Абсолютная Тьма  и наоборот. В действительности  нет ни Света, ни Тьмы в  обителях Истины. Добро и Зло  - близнецы, порождение Пространства  и Времени под владычеством  Иллюзии. Разъедините их, отсеките  одно от другого и они оба  умрут. Ни одно из них не  может жить само по себе, ибо  каждый из них должен быть  рожден и создан из другого.  Для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметом умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены" 

   Он  также обращает внимание на соответствие исходного потенциала и равенства / неравенства людей:

   Люди  все равны по своему потенциалу и  по заложенным в них способностям. Все люди - дети одной и той  же Матери-Природы и Отца-Творца, и в этом отношении они тоже равны, но не равны по своему сознанию. Равенство потенциала и возможностей, благодаря разнообразию индивидуальных устремлений, создает каждому человеку свой индивидуальный путь, который  будет отличаться от пути всякого  другого человека. Создаваемое таким  образом неравенство продвижения  в эволюции создает неравенство  способностей и достижений, что в конце - концов выливается в неравенство социальное. Таким образом, люди всегда равны и всегда неравны. Равны по своему потенциалу, но неравны по своим достижениям, равны в основе, но неравны в деталях.

   Пророк  Клизовский так видит ближайшее будущее человечества:

   Наступление Новой Эпохи не несет с собой  никаких социальных потрясений и  переворотов. Идея общинной жизни и  братства единомышленников не чужда  современным людям, о чем выше уже упоминалось, и может осуществляться в  любом государстве, при любом  строе. Она не отнимает никаких достижений прежней эпохи и не колеблет основ  материалистического мира, но она  прибавляет ко всем основам прежней  жизни нечто от духа, она подводит под них более прочный и  незыблемый фундамент. Новая Эпоха совмещает материальное с духовным, и в этом состоит ее новизна и великое преимущество.

   Чтобы понять и принять эту новизну, требуется сдвиг в человеческом сознании, а это достигается труднее  всего. Все события нашего переходного  времени с его предварительными катастрофами и бедствиями имеют  целью вызвать этот сдвиг в  человеческом сознании, доказать человеку, что материальный мир без духовной основы не прочен и должен рухнуть. Поэтому смена рас и наступление  Новой Эпохи в окончательном  результате сопровождается грандиозной  геологической  катастрофой, которая  уносит с лица земли всех отсталых, всех, противодействующих наступлению  Нового Мира, о чем в настоящем  труде тоже упоминалось.

   И одним из принципов, которые послужат делу спасения мира, он считает красоту, о которой так говорится в  книге Эдуарда Шюре "Великие Посвященные" :

   Орфей, великий греческий посвященный, в предсмертном наставлении своему ученику, говоря о том, что он совершил и чего достиг благодаря любви  к Эвридике, поясняет: "Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и достиг великого посвящения и жизни аскета. Из любви к ней я прошел через пещеры Самофракии, через колодцы Пирамид и через могильные склепы Египта. Я проникал в недра смерти, чтобы найти в ней жизнь И по ту сторону жизни я видел грани миров, я видел души, светящиеся сферы, эфир Богов. Земля раскрыла предо мной свои бездны, а небо - свои пылающие храмы. Я исторгал тайную науку из-под пелен мумии. Жрецы Изиды и Озириса выдали мне свои тайны. У него были только свои Боги, у меня же был Эрос. Его силою я говорил, пел и побеждал. Его силою я проник в глаголы Гермеса и Зороастра; его силою я произнес глагол Юпитера и Аполлона".

   Женщина, по его замыслу, является тем связующим  мостиком, который соединит прошлое  и будущее, сохранит былые ценности и введет новые традиции в обновленном  мире.

   Теософская  концепция, которая лежит в основе "Основ-", вполне соответствует духу работ Рерихов и Блаватской, и здесь прослеживается четкая связь с исходным материалом.

5. Русская философия  20 века – взгляд  из века 21

   Веру  в то, что это есть так, надо превратить в волю, чтобы это было так. 

   Фридрих Ницше 

   Как мы видим, 20-й век оказался веком, полным противоречий. Сложность судьбы самой России сказалась и на сложности  и противоречиях философских  теорий того времени.

   Современные исследователи до сих пор не обладают полной информацией о том, какие  еще философские знания были потеряны в 20-м  веке. Это обусловлено теми историческими причинами, о которых  шла речь выше.

   Тем не менее, философское наследие, которое  сохранилось и дошло до нас, послужило  материалом для создания принципиально  новых концепций философии современности, которые уже являются связующим  мостиком между столетиями, уже прошлым, двадцатым, и наступающим нынешним, двадцать первым.

   Рассмотренные философские системы, получившие свое развитие в 20-м веке, дают прекрасную пищу для размышления. По крайней  мере, примеряя на свое сознание некоторые  парадигмы этих учений, можно прийти к выводу, что не всегда и не всем "волеизъявляющим" индивидам они подойдут. Во многих представленных мировоззренческих системах показана иерархия принципов, сущность которых варьируется в зависимости от убеждений авторов этих теорий. Нельзя не упомянуть о том, что иногда весьма заметной становится общность характеристик их принципов - например, наблюдается общность характера поставленных проблем типа основных вопросов (например, принцип "Закона справедливости" у А. Клизовского или принцип "возмездия" у Д.Андреева).

   Последующие замечания будут не только касаться контекста вышеприведенного материала, но и затрагивать биологическую  сущность объекта, его породившего. Их появление здесь мы объясняем  для себя большой практической важностью.

   Акцентируя  внимание на психологическом аспекте  восприятия сознанием бытия как  такого, представленного объектами, существующими вне нашего сознания, можно заметить, что фиксировать  восприятие любого такого объекта в  мире можно двояко: если объект ведет  себя как вещь, мы можем свободно и неспешно его изучить. Если объект ведет себя как процесс, избегая  цепкости нашего сознания, пытающегося  его изучить, то мы либо  воздействуем на объект, приводя его систему  отсчета к состоянию объекта-"вещи", либо

   2) ускоряем собственные процессы (в  частности, психическую восприимчивость)  для того, чтобы выровнять течение  нашего времени и времени изучаемого  объекта-процесса . В идеале, "разгон" сознания дает нам возможность "остановить мгновение", а "нирвана" сознания позволяет заметить подробности жизни звездных систем. По крайней мере, очередной "fin de siecle", нынешний "конец века", выкристаллизовывается благодаря именно таким явлениям, о чем упоминалось, например, в "Тайной доктрине" Е.П. Блаватской.

   Оперируя  современными кибернетическими терминами,  можно сказать, что "движение" мысли в сознании (а сознание представляется <аналогия> операционной системой в  мозгу человека, управляющей его  организмом) человека, при соответствующем  его устремлении, будет свидетельствовать  о наличии необходимых признаков  духовной жизни у данного "волеизъявляющего" на базе присущей ему знаковой системы. Достаточным признаком будет наличие тенденции совершенствования мировоззрения, увеличение глубины восприятия и осмысления человеком себя, а, следовательно, и окружающего мира , муар которого фильтруется в нашем сознании каждое мгновение бытия.

Информация о работе Русская философия ХХв. О смысле истории Росси и ее будущем (русское зарубежье)