Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:38, реферат
Несмотря на позднее историческое появление так называемой "русской философии", она сразу заявила о себе в полный голос. Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни - пока русского человека совсем "не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не ударит, но когда он "созреет" - здесь уже никакие преграды не спасут - он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.
Введение
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии.
2. Предпосылки развития русской философии в XX веке.
3. Философия России – экскурс в прошлое.
4. Развитие и основные идеи русской философии.
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века.
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка.
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
Заключение
Литература
Нетрудно
заметить, что в данном случае И.А.
Ильин развивает традиции русской
религиозной мысли и
Утверждение приоритета за душевно-духовным фактором в политической философии И.А. Ильина приводит к тому, что толкование мыслителем природы власти и государства осуществляется в значительной степени с точки зрения психологического подхода. Поэтому успешность государственного строительства, тип формы верховной власти ставится им, в соответствии с основными принципами консерватизма, в зависимость от традиций и специфики духовных основ народа. Этим обосновывается также и положение об индивидуальности формы верховной власти в каждом государстве и об отсутствии наилучшей для всех времен и народов формы государственной власти. Ильин полагает, что именно правосознание народа должно определять соотношение принципов корпорации и учреждения в государстве и, соответственно, предрасполагать народ к учреждению сильной или слабой государственной власти.
Специфика исторической жизнедеятельности русского народа обусловила, по мнению Ильина, его монархическое правосознание, что предполагает наличие сильной верховной власти. Он делает вывод, что в России могут быть единовластие (в виде монархии или тирании), либо хаос. Российская монархия, с его точки зрения, выросла из коренных потребностей русской души и гармонично сочетала в себе авторитаризм и самоуправление.
Анализ
трудов И.А. Ильина и реконструкция
системы его политического
Являясь
сторонником органического
В
этой связи необходимо отметить также
большое значение проблемы человека
в общем контексте социально-
Таким образом, И.А. Ильин выступает как сторонник построения правового государства, которое должно всецело основываться на признании внутренне и внешне свободной человеческой личности. В связи с этим он критикует все тоталитарные режимы, как левые (коммунистические), так и правые (фашистские).
И.А. Ильин довольно критично
подходит к рассмотрению
Рассматривая
революцию с позиций
В этой связи необходимо также отметить тот факт, что будучи убежденным монархистом, Ильин, тем не менее, старался избежать крайностей. Одинаково негативно относясь как к левому, так и к правому радикализму и полагая, что политический экстремизм ведет к гибели монархического государства, а значит, и России, он критиковал черносотенные организации. Черносотенные организации проводили, по его мнению, антинародную и антигосударственную политику, поскольку хотели царя, который отстаивал бы сословные, олигархические интересы. Тем не менее, важно подчеркнуть, что критика черносотенства Ильиным не отличается конкретностью и аргументированностью и носит, в основном чисто эмоциональный характер.
Большевизм,
коммунизм и созданный в СССР
после октябрьской революции 1917
года советский строй Ильин
Именно
апелляция к тезису о приоритете
душевно-духовного фактора
Возрождение России и основной путь преодоления последствий революций 1917 года и советского строя видится Ильину в восстановлении духовности, веры и религиозности русского народа.
Будущее
России представлялось Ильину, как
убежденному монархисту, в возрождении
монархического правосознания русского
народа. Однако специфика подхода
И.А. Ильина к рассмотрению данного
вопроса заключается в
При этом следует особо отметить, что И.А. Ильин, совершенно верно предостерегал от заимствования какой-либо чужой, к примеру — Западной, формы государственной власти, обосновывая этот тезис апелляцией к специфике народного правосознания, являющегося основой государства и формы власти.
И.А. Ильин уделял также пристальное внимание проблемам международной политики России. Притом, что отношение И.А. Ильина к странам Запада не отличается категорическим неприятием, он утверждал, что Запад всегда был и остается враждебным России. Европе чужды русский язык, русская (православная) религиозность, русское миросозерцание и русский духовный склад. Поэтому Европа боится России: ее территории, численности ее населения, ее армии. И в связи с этим Ильин был убежден, что европейская политика строилась и строится на стремлении ослабить Россию, и этот факт последняя должна непременно учитывать при разработке своей внешней политики.
Таким
образом, И.А. Ильин, является ярким
выразителем идеологии
Заключение
Русская философия сочетает в себе как западную, так и восточную культуру, причем западную - изначально в большей пропорции. Чем дальше Россия уходит по спирали времени, тем более размытой становится эта граница, и тем более "вселенский" характер приобретает ее философия.
Философия, и русская философия, в частности, отражает духовное развитие общества на текущем этапе развития этого общества. Терзания Древней Руси и России "обновленной" - тому пример.
У самых оригинальных русских мыслителей на первый план всегда выдвигается две тесно связанные проблемы: проблема сущности и смысла человеческого бытия и проблема смысла и закономерности истории. При этом русскую философия отмечает резкое дуалистическое видение человека и истории.
В русском характере сходятся противоположные устремления, не поддающиеся гармоничному соединению и согласованию: предельно чуткое отношение к природному бытию, любование природным миром и одновременно "прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни.
Литература философского плана отличается, прежде всего, огромной информативностью. Прочтя произведение такого типа мы, даже если не найдем объекта поиска, то при чтении все равно узнаем множество интересных вещей, которые так или иначе вольются в поток совокупного знания, которое влияет на наше мировоззрение в силу своей природы (любая информация уже изначально обладает свойством преобразования, являясь, таким образом, инициатором движения).
И в заключение хочется сказать словами Августина Блаженного: "Единственный восторг, который я испытал в жизни - это философия, все остальное слишком примитивно".
Литература
1. Акулинин
В.Н. Философия всеединства:
2. Андреев Д.Л. Роза мира, М.: "Прометей", 1991
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с.
4. Бердяев Н.А. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 416с.
5. Бердяев
Н.А. Судьба России: Опыты по
психологии войны и
6. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч. 1993г. - 253с.
7. Блаватская Е.П. Новый Панарион. М.: ТОО "Дюна", 1994. - 511с.
8. Блаватская
Е.П. Тайная доктрина: синтез науки,
религии и философии Е.П.
9. Вернадский
В.И. "Научная мысль как
10. Волкова А.Н., Горнев В.С., Данильченко Р.Н. История философии. М.: ПРИОР. 1997г. - 464с.
11. Гарднер, Клинтон Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. Пер. с англ./предисл. В.В. Малявина. М.: Наука, изд. Фирма "Вост. Лит.". 1993г. - 123с.
12. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Магистр. 1996г. - 351с.
13. История
философии: Запад-Россия-
14. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Рига: Виеда, 1990. т.1,2,3
15. Клизовский А.И. Правда о масонстве. Рига: Виеда, 1990.
16. Клизовский А.И. Психическая энергия. Рига: Виеда, 1990.
17. Крюков
В.В. Концепция материи и
18. Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. Введение в русскую философию. М.: Интерпракс. 1995г. - 304с.
Информация о работе Русская философия ХХв. О смысле истории Росси и ее будущем (русское зарубежье)