Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа
Повышенный интерес к русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. породил уже целую исследовательскую традицию в комментировании, характеристике и критике сочинений этого периода. Это время известно как время целой плеяды философов – С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, П. Флоренский, А.Ф. Лосев и других.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. «Серебряный век» русской философии………………………………………5
1.1. Н.А. Бердяев……………………………………………………………5
1.2. С.Л. Франк……………………………………………………………...6
1.3. П.А. Флоренский……………………………………………………….7
1.4. А.Ф. Лосев……………………………………………………………...8
2. Распространение марксизма…………………………………………………...9
Заключение…………………………
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. «Серебряный век» русской философии………………………………………5
1.1. Н.А. Бердяев……………………………………………………………
1.2. С.Л. Франк……………………………………………………………..
1.3. П.А. Флоренский……………………………………………………
1.4. А.Ф. Лосев……………………………………………………………..
2. Распространение марксизма…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..14
Введение
Повышенный интерес к русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. породил уже целую исследовательскую традицию в комментировании, характеристике и критике сочинений этого периода. Это время известно как время целой плеяды философов – С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, П. Флоренский, А.Ф. Лосев и других.
В конце XIX – начале XX века обозначился подъем русской культуры. Поэтому он и получил название «серебряного века». Активизировались различные философские направления, появились новые философские общества в Москве и Санкт-Петербурге. Причем русская идеалистическая философия была очень неоднородным явлением и содержала напряженное противостояние различных направлений, центров. Например, организационной основой деятельности Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. было московское книгоиздательство «Путь», где царило откровенно православное умонастроение. В Петербурге вокруг издательства «Логос» объединялись философы, разделяющие неокантианские взгляды и светскую религиозность. Между этими двумя центрами существовала определенная напряженность и даже враждебность.
Проблематика исследований философов этого периода сформировалась под влиянием традиционных мотивов русской философии, актуальных запросов общественной жизни и определялась следующими основными направлениями: нравственные устои общества и человека, смысл и цель жизни, история русской культуры и философии.
В предвоенные и предреволюционные годы русские философы были тесно связаны с традиционными центрами развития философии в Европе, обучались в университетах Берлина, Лондона, Парижа. Драматично сложилась судьба русской идеалистической философии после революции. Она встала в идейную оппозицию к властям и господствующему марксистскому мировоззрению. В 1918 году в Москве Бердяевым создается Вольная академия духовной культуры, а при ней философско-гуманитарный факультет. Здесь в течение трех лет Бердяевым были прочитаны курсы по философии истории и философии религии. А. Белым – по философии духовной культуры, Б.М. Вышеславцевым – по этике, В.Ивановым – по греческой философии, Франком – введение в философию. Устраивались чтения в Политехническом музее для более широкой аудитории с участием рабочих, солдат и матросов. В 1919 году в Петрограде возродилось Социологическое общество при активном участии П. Сорокина. Существовало много и других ассоциаций и обществ, представляющих различные направления философской мысли. Заметно оживилась деятельность старой профессуры и в провинции.
Оппозиционность определенных слоев научной интеллигенции проявлялась не только в теоретической форме, но и преобретала иногда характер забастовок и других акций.
В 1922 году состоялась небезызвестная департация духовной элиты русской культуры. В их числе и известные философы – Бердяев, Сорокин, Франк, Лосский, Карсавин и др. Всего изгнанию подлежало примерно около 160 человек из различных областей науки и образования.
Нет необходимости идеализировать старых русских философов, во всем с ними соглашаться. Они и сами спорили между собой. Но в одном они были едины: в своей беззаветной любви к Родине, в заботе о ее духовном возрождении, нравственном здоровье общества, в поисках смысла и цели жизни. Они оставили важные идеи, предостерегающие от губительных шагов.
1. «Серебряный век» русской философии.
1.1. Н.А. Бердяев.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в студенческие годы увлекся марксизмом, критиковал народников. За пропаганду социалистических идей был исключен из университета, арестован и направлен в ссылку в Вологду. Уже на ранней стадии изучения марксизма относился к нему с известной долей скептицизма, а затем стал его непримеримым критиком. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев критикует марксизм за его односторонность, бездуховность и сухость материалистической доктрины. Марксизм пригоден как социологическая теория, но не состоятелен как философия истории, ибо не может дать человечеству путеводный идеал исторического развития, не в состоянии осветить историю внутренним огнем, придать смысл жизни[1].
В предвоенные годы Бердяев сближается с участниками религиозно-философских собраний Мережковским, Розановым, Гиппиус и переходит на позиции богоискательства и осмысления нового христианства. Стремится выработать «новое христианское сознание», расчистить путь культуре. В этот период продолжается критика марксизма. В своей статье в сборнике «Вехи» Бердяев утверждал, что марксизм не уделяет должного внимания отдельному человеку, не подчеркивает приоритет личности перед социальными факторами. Забвение личности и приводит марксизм к «демонизму», эрозии гуманизма. Бердяев по праву считается одним из основоположников экзистенционализма – главного философского течения XX века. Являлся сторонником христианского социализма, выступал за многообразие форм собственности и недопущения эксплуатации человека человеком.
Став профессором в 1918 году, основывает Вольную академию духовной культуры. Главная цель – пропаганда христианской любви к ближнему, духовное воспитание и совершенствование молодого поколения. Выступал за плюрализм взглядов и политических систем, ибо «монизм всегда ведет к тирании и угнетению человеческой личности». Главные произведения: «Судьба России», «Смысл истории», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Истоки и смысл русского коммунизма».
1.2. С.Л. Франк.
Семен Людвигович Франк (1877-1950) – последователь В.Соловьева. Свой общественный и философский путь начал с марксизма, но затем перешел на позиции идеализма.
Философские взгляды Франка сочетались с идеями махизма, логического позитивизма и утверждали роль философии в развитии культуры и интеллектуальной жизни. Философия по Франку всегда стремилась связать абстрактные понятия науки с обыденным здравым смыслом, т.е. выработку понятного всем взгляда на мир, из которого проистекает определенный тип морального поведения и организации человеческой деятельности. Философский взгляд не может быть обоснован наукой, но он «сопряжен» с ней. Философия преодолевает разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием.
Большое внимание уделяет вопросам нравственности, смысла жизни, добра и зла, деспотизма и др. Эти мотивы усиливаются после революционных событий в России. В своих работах «Смысл жизни», «Крушение кумиров» Франк рассматривает предпосылки добра и их устойчивости в культуре. Это одна из главных проблем, рассматриваемой на фоне только что происшедшей социальной катастрофы – революции и гражданской войны. Нельзя мечом истребить зло. Добро творится добром, зло преодолевается духовным деланием. Нужно уметь преодолеть зло в себе и взрастить в себе силы добра. В этом и состоит смысл жизни, о котором человек иногда забывает, погрузившись в будничные дела. Монтескье писал: «Чтобы сорвать яблоко, заставляют срубить яблоню. Вот формула деспотизма». Франк, разделяя это убеждение, проводил нравственный водораздел в русской революции «между сторонниками права, свободы и достоинства личности, культуры, мирного политического развития, основанного на взаимном уважении, чувства ответственности перед Родиной как великим целым, с одной стороны,- и сторонниками насилия, произвола, разнузданного классового эгоизма, захвата власти чернью, презрения к культуре, равнодушие к общенациональному благу – с другой».
1.3. П.А. Флоренский.
Павел Александрович Флоренский (1882-1943) – русский ученый, религиозный философ. В основном сочинении «Столп и утверждение истины» развивал религиозно-философскую проблематику, в центре которой – идущая от В.Соловьева – концепция всеединства и учение о Софии, с экскурсами в самые различные отрасли знания.
Стремился к созданию «конкретной метафизики», способной выявить фундаментальные духовно-материальные структуры, из которых слагаются различные стороны реальности и формируются различные области культуры (теория символов). Основным законом мира считал второй принцип термодинамики – закон энтропии, взятый расширительно, как закон хаоса в мире. Миру противостоит логос – начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: задержка уравнительного процесса вселенной, как условие жизни, в противоположность равенству – смерти[2].
Занятия в области философии сочетал с научно-исследовательской работой в области электротехники, разрабатывал и читал курс лекций по анализу пространственности в Высших художественных мастерских, печатал ряд статей в журнале «Электричество» и других технических журналах, являлся заведующим лабораторией испытания материалов. Флоренский окончил философский и физико-математический факультеты МГУ и был всесторонне образованным человеком, совмещая преподавательскую работу в качестве профессора Московской духовной семинарии и деятельность ученого – электротехника. Коллеги Флоренского не без основания сравнивали его с великим Леонардо да Винчи, универсальные знания которого поражали современников.
Основные труды: «Столп и утверждение истины», «Общечеловеческие корни идеализма», «Первые шаги философии», «Философия культа», «Лекции по энциклопедии математики», «Словарь греческих символов» и другие.
1.4. А.Ф. Лосев.
Алексей Федорович Лосев (1893-1980) – последний из плеяды «серебряного века». В 1916 году появилась первая статья Лосева - «Эрос у Платона». Работа молодого человека, только что окончившего Московский университет, была замечена и он на равных вошел в круг тогдашней московской философской элиты.
Основная проблематика исследований Лосева – античная мифология, философия, эстетика, литература, категории диалектики, переводы Аристотеля, Плотина, Н.Кузанского и др. Большой общественный резонанс произвели работы Лосева 30-х годов: «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Последняя сыграла трагическую роль в судьбе автора. После выхода книги Лосев был арестован и получил 5 лет лагерей, направлен на строительство Беломорканала. Работа по изданию философских произведений была запрещена, и он стал заниматься переводами.
Интересы Лосева обширны, но одно из приоритетных направлений его исследований – природа мифологического сознания. Исследуя миф, философ стремится вскрыть наиболее глубокие, основополагающие структуры мышления, обеспечивающих его развитие и функционирование. С этих позиций рассматривает он «мифологический хаос», воцарившийся в послереволюционной России, который затем начинает консолидироваться в новое «гетерогенное единство». На проблеме мифа решаются важные феноменологические проблемы и вопросы. Это соответствовало одному из наиболее влиятельных направлений развития мировой философской мысли – феноменологии.
Основные произведения: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа», «Эстетика Возрождения».
2. Распространение марксизма.
В 80-90 гг. XIX века в России начинается быстрое распространение марксизма. Социально-экономические и политические концепции марксизма привлекали внимание представителей различных социальных сил того времени: от народников до леволиберальной интеллигенции, которые стремились с их помощью найти ответы на проблемы, порожденные развитием капиталистических отношений в России.
Выдающийся теоретик марксизма в России Г.В. Плеханов (1856-1919) главное внимание уделял анализу различных сторон материалистического понимания истории, рассматривая его как ядро марксизма. Необходимость, закономерность исторического процесса, научный взгляд на историю, по мысли Плеханова, должны были исключить волюнтаризм как в теории, так и на практике политической борьбы пролетариата. В этом пункте решительно и принципиально расходился с большевизмом, критически относился к стратегии и тактике большевиков, отрицательно встретил Октябрьскую революцию[3].
Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили В.И.Ленин (1870-1924) и «легальные марксисты» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и другие). Между этими направлениями марксизма в России складывались непримеримые, антогонистические отношения. Представители умеренного крыла («легальные марксисты», меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении «ускорить» исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. В ответ следовали обвинения в выхолашивании революционной сущности марксизма, «хвостизме», сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе.
Если на Западе после смерти Ф.Энгельса был поставлен вопрос о наличии у марксизма собственной философии, то Плеханов в своих трудах не сомневался: философия марксизма – это диалектический и исторический материализм. При всех серьезных разногласиях Ленин высоко ценил философские произведения и труды Плеханова и развивал далее традиции диамата и истмата. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.