Правовое государство и гражданское общество: философский аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что большинство стран начало строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.
Цель данной работы: охарактеризовать правовое государство и гражданское общество, показать их соотношение в современном обществе.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

     С идеями передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются  гуманистические воззрения и  взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо  это прослеживается в работах  знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как "О государстве", "О  законах", "Об обязанностях".

     Будучи  глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права  и свободы человека не даруются и  не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или  велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."

     Важным  в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном  к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном  правовой принцип, согласно которому "под  действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные  граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Им выдвигались призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

     Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и  положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в  многочисленных трактатах Сенеки. Среди  них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О  спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.

     Подобные  человеколюбивые, гуманистические  мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного  времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве  должны торжествовать не зло, насилие  и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но в Древней Индии  и Китае. В Китае, например, еще  в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему  в стране рабовладельческому строю  проводилась мысль о том, что "в  государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что  государь, если он хочет до конца  жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной  должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью" [7, c.485-486.]

     Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и  идей, формирующих современную концепцию  правового государства. Это тем  более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

     Однако, несмотря на своеобразные суждения и  умозаключения, древняя гуманистическая  мысль, государственно-правовые взгляды  и идеи передовых, прогрессивных  мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

     Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства  было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а  тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX вв.

     Философские основы теории правового государства  создавались и развивались великим  немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

       В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта  (1724 - 1804 гг.), французского просветителя  и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей  XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

     Концепция правового государства у И. Канта  сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная  воля людей; 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; 3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; 6. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

     Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

     Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового  закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

     Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов.

     Суть  государства правового - именно в  характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

     Идея  правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали  ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с  реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

     Значительное  освещение и развитие идея правового  государства нашла в произведениях  современных западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

     Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство  и политический плюрализм". Она  закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам  республиканского, демократического и  социально-правового государства  в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

     В условиях плюрализма мнений и идеологий  можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как  и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства  в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный  и длительный процесс, который разворачивается  по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.

     Как уже было отмечено, правовое государство  невозможно декретировать, его становление  предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином  и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально  обновленное взаимодействие между  обществом, правом и политикой.

     В высокоразвитых странах Запада процесс  формирования правового государства  занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей  или меньшей степени успешно  эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно  назвать правовыми с определенными  оговорками.

     Характерной чертой формирования правового государства  в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались  связанными с подъемом материального  и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.

     В России движение к созданию правового  государства было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно было встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько позже - отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.[3, c. 439 – 443.] 

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество: философский аспект