Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:19, курсовая работа
Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что большинство стран начало строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.
Цель данной работы: охарактеризовать правовое государство и гражданское общество, показать их соотношение в современном обществе.
С
идеями передовых мыслителей Древней
Греции о праве, свободе, человеческом
достоинстве и гуманизме
Будучи
глубоко убежденным и последовательным
сторонником естественного
Важным
в плане формирования идей, заложивших
первые камни и составивших
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.
Подобные
человеколюбивые, гуманистические
мотивы, трансформировавшиеся немедленно
или по истечении определенного
времени в соответствующие
Эти
данные и перекликающиеся с ними
мысли и воззрения наивно было
бы включать напрямую в их первозданном
виде в систему принципов и
идей, формирующих современную
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется,
до полного завершения процесса создания
данной концепции правового
Философские
основы теории правового государства
создавались и развивались
В основе современных
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; 3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; 6. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Теоретическая
конструкция правового
Для
того чтобы понять глубинную суть
правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных,
но все же внешних характеристик
(связанность государства
Суть
государства правового - именно в
характере законов, их соответствии
правовой природе вещей, направленности
на обеспечение суверенитета личности.
Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию
Идея
правовой государственности испытала
на себе влияние различных социальных
сил: демократические движения придали
ей прогрессивный характер, углубили
общечеловеческие начала, связали с
реальными позитивными
Значительное
освещение и развитие идея правового
государства нашла в
Прямое
закрепление идея правового государства
нашла, например, в Конституции Испании
1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1
о том, что Испания - это "социальное,
правовое и демократическое государство,
высшими ценностями которого являются
свобода, справедливость, равенство
и политический плюрализм". Она
закрепляется в Основном законе ФРГ
1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих,
что "Федеративная Республика Германия
является демократическим и социальным
федеративным государством" и что
"конституционное устройство земель
должно соответствовать основным принципам
республиканского, демократического и
социально-правового
В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.
Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.
В
высокоразвитых странах Запада процесс
формирования правового государства
занял целые столетия. В Англии
начало этого процесса было положено
принятием Билля о правах (1689 г.);
в США - Декларации о независимости
(1776 г.); во Франции - Декларации прав человека
и гражданина (1789 г.). В большей
или меньшей степени успешно
эти процессы были завершены только
к середине XX века. Принято считать,
что сейчас около 20 государств можно
назвать правовыми с
Характерной
чертой формирования правового государства
в этих странах, несмотря на региональные
особенности путей его
В
России движение к созданию правового
государства было заложено реформами
60-х годов XIX в. (отмена крепостного права).
На путь реального его создания можно
было встать после Февральской или Октябрьской
революции, принятия Декларации прав трудящихся
и эксплуатируемого народа. Однако установление
диктатуры пролетариата, гражданская
война, период "военного коммунизма",
а несколько позже - отказ от нэпа и утверждение
авторитарного режима, основанного на
попрании прав и свобод человека, массовые
противоправные репрессии, принижение
закона и правосудия на долгие годы прервали
процесс формирования в стране правового
государства, утвердили примат политики
силы государства над правом. Сама идея
правового государства была объявлена
сугубо враждебной и реакционной, категорически
отрицался демократически - антиузурпаторский
принцип разделения властей и примат права
над политикой партийно-государственного
аппарата, системой административно-приказного
управления. Правовой нигилизм стал элементом
государственной идеологии.[3, c. 439 – 443.]
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество: философский аспект