Правовое государство и гражданское общество: философский аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что большинство стран начало строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.
Цель данной работы: охарактеризовать правовое государство и гражданское общество, показать их соотношение в современном обществе.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

     2.2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

     Государство — часть политической системы общества, ее главный институт. Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества; осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

     Исторически общество первично, а государство – вторично и возникает на определенной стадии развития общества. Оно возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались не просто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

     Гражданское общество как реальность совпадает  с гражданским обществом как идеалом только в одном случае: когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

     На  протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним  и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.[2, с.374 ]

       Правовым называется государство,  которое признает обязательным  для себя, как правительства, создаваемые  им же, как законодателем, юридические  нормы.

     Правовое  государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных  и судебных функций связано и  ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

     Современное правовое государство осуществляет двоякого рода функцию. С одной стороны, государство законодательствует; государственная  власть является творцом положительного права. С другой стороны, то же государство управляет; оно действует, осуществляя свои интересы, в пределах им же самим создаваемого права.

     Законодательствуя, государство свободно; оно не связано  положительным – обычным и  законодательным правом. Нет вечных обычаев и законов. Положительное право не ставит никаких границ законодательному творчеству государства. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом.

     Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной  власти, – правящее, а не законодательствующее государство, – ограничено действующим  положительным правом. Издавая закон, государство связывает и обязывает  им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем – посредственно или непосредственно, – и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин.

     Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность необходимо предполагает обособление властей – отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой. Обособление властей осуществляется в государственном строе конституционных государств. В абсолютной монархии такое обособление невозможно; и потому абсолютная монархия, по терминологии Канта, является государством произвола, а не правовым государством.

     Наоборот, внезаконный характер подчиненного управления в абсолютной монархии является безусловно необходимым следствием принципиальной – юридической и фактической – невозможности последовательного и стойкого отделения подзаконного подчиненного управления от управления верховного, не ограниченного законом.

     В отличие от абсолютной монархии, конституционное  государство осуществляет как в  своей организации, так точно  и в деятельности своей, начало обособления  властей.

     Обособление законодательной власти от властей  подзаконных и господство ее над  последними обусловлено, прежде всего, представительным характером ее организации. Парламент в конституционном государстве всегда и необходимо рассматривается – с большим или меньшим основанием, в зависимости от природы действующего избирательного права – как непосредственный выразитель народной воли. Закон – общая воля (volonte generate) – господствует над частными волеизъявлениями отдельных органов государственной власти. Закон и правительственное распоряжение – по самому своему происхождению – несоизмеримые величины; различие их источников обусловливает различную степень их значения и силы. Для того чтобы законодательная власть стояла выше всех других властей государства, необходимо, чтобы орган законодательной власти, по своему происхождению и составу, стоял вне бюрократического механизма управления и над ним. В представительном государстве бюрократия служит народу, а не народ бюрократии.

     Самый способ осуществления начала обособления властей находится в прямой зависимости от формы правления конституционного государства.

     Только  конституционное государство является государством правовым. Правовое и  конституционное государство –  синонимы.

     Правовое  государство — неотъемлемый элемент демократии. При нем компетенция верховной власти ограничена с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа.

     Правовое  государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, вводится институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать приоритет права, одергивая зарвавшегося президента, министра или рядового гражданина в равной мере.

     Человечество  долго шло к идее и практике правового государства. О власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI веке до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникло разделение властей. Концепция правового государства сложилась только в XVII—ХГХ веках, а реализовалась она только в наше время, и то в немногих странах. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. [8, с. 273 – 281] 

     2.3 ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

     1. Принцип приоритета права.

     Приоритет права означает:

     а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

     б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей

     (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

     в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

     г) наличие в государстве необходимых  для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

     2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

     Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

     Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

     Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это: 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

     1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

     2) Поскольку резюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

     3) Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

     3. Принцип единства права и закона.

     В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

     4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

     Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

     Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество: философский аспект