Философ, который становится
стражем, должен, согласно Платону,
вернуться в пещеру и жить
среди тех, кто никогда не видел
солнца истины. Казалось бы, что и сам Бог,
если бы Он захотел исправить Свое творение,
должен был бы поступить подобным образом;
так мог бы истолковать христианин-платоник
Воплощение. Но совершенно невозможно
объяснить, почему Бог был недоволен миром
идей. философ находит уже существующую
пещеру и возвращается в нее, побуждаемый
благожелательностью. Но Творец, если
он создал все, мог бы, как это может показаться,
вообще избежать пещеры.
Вероятно, это затруднение возникает
лишь из христианского представления
о Творце, и его нельзя приписать Платону,
который говорит, что Бог создал не все,
но лишь то, что является благом. Множественность
чувственного мира, согласно этому взгляду,
имеет какой-то иной источник, а не Бога.
И идеи, возможно, могли бы не создаваться
Богом, как составные элементы его сущности.
Видимый плюрализм, предполагаемый множественностью
идей, не был бы, таким образом окончательным.
В конечном счете имеется только Бог или
Благо, по отношению к которым идеи могут
употребляться в качестве прилагательных.
Это, во всяком случае, является возможным
истолкованием Платона.
Платон делает далее интересный
набросок о воспитании, необходимом
для молодого человека, который
должен стать стражем. Мы видели,
что молодой человек выбирается
для этой почетной должности на основе
сочетания интеллектуальных и нравственных
качеств: он должен быть справедливым
и кротким, любить учение, обладать хорошей
памятью и гармоничным умом. Молодой человек,
избранный за эти достоинства, будет в
возрасте от 20 до 30 лет заниматься изучением
четырех предметов Пифагора: арифметики,
геометрии (планиметрии и стереометрии),
астрономии и гармонии. Эти занятия не
должны преследовать какие-либо утилитарные
цели, но должны служить лишь для того,
чтобы подготовить его ум для созерцания
вечных вещей. Например, в области астрономии
он не должен слишком много беспокоиться
о существующих небесных телах, но скорее
заниматься математикой движения идеальных
небесных тел. Это может показаться абсурдным
современному человеку, но, как это ни
странно, эта точка зрения оказалась плодотворной
в связи с эмпирической астрономией. Этот
любопытный факт заслуживает внимания.
Видимые движения планет, если
не подвергнуть их очень глубокому
анализу, представляются неправильными
и сложными и вовсе не такими, какими
создал бы их Пифагорейский Творец. Каждому
греку было ясно, что небеса должны были
служить примером математической красоты,
которая имела бы место лишь в том случае,
если бы планеты двигались по кругам. Это
было бы особенно ясно Платону, так как
он делает ударение на благе. Таким образом,
возникла проблема: имеется ли какая-либо
гипотеза, которая приведет видимую беспорядочность
движений планет к порядку, красоте и простоте?
Если такая гипотеза имеется, то идея блага
подтвердит наше настаивание на этой гипотезе.
Аристарх Самосский нашел следующую гипотезу:
все планеты, включая Землю, вращаются
по кругам вокруг Солнца. Этот взгляд отвергался
в течение двух тысячелетий, отчасти на
основании авторитета Аристотеля, который
приписывает довольно сходную гипотезу
"пифагорейцам" ("О небе", 293а).
Эта гипотеза была вновь высказана Коперником,
и может показаться, что ее успех оправдывает
эстетический уклон Платона в астрономии.
К сожалению, однако, Кеплер обнаружил,
что планеты движутся по эллипсам, а не
по кругам, и что Солнце находится в их
фокусе, а не в центре. Ньютон же затем
открыл, что они не движутся даже и по эллипсам.
Итак, геометрическая простота, которую
искал Платон и, по-видимому, нашел Аристарх
Самосский, оказалась в конечном счете
иллюзорной.
Эта часть научной истории
иллюстрирует общее правило: любая
гипотеза, как бы абсурдна она
ни была, может быть полезной
для науки, если она дает
возможность открывателю мыслить
вещи по-новому; но когда она
служит этой цели случайно, она,
вероятно, станет препятствием для
дальнейшего движения вперед. Вера в благо
как в ключ для научного понимания мира
была полезной на определенной стадии
развития в астрономии, но на каждой более
поздней стадии она приносила вред. Пристрастие
к этике и эстетике, наблюдаемое у Платона
и еще более у Аристотеля, значительно
способствовало тому, чтобы убить греческую
науку.
Заслуживает внимания, что современные
платоники, за немногими исключениями,
невежественны в области математики,
несмотря на огромное значение,
которое Платон придавал арифметике и
геометрии, и несмотря на огромное влияние,
которое они имели на его философию. Это
является примером вредных последствий
специализации: человек, если он потратил
так много времени в пору своей юности
на изучение греческого языка, так что
у него не осталось времени на изучение
вещей, которые Платон считал важными,
не должен писать о Платоне.
Источники и ступени познания
Каким образом человек может
приблизиться к идеальному миру.
Платон был в этом смысле
первым, кто со всей ясностью связал
проблему познания с понятием интеллигибельного,
хотя его решения сохраняли характер апорий.
Для разрешения апории Платон находит
в высшей степени остроумный выход: познание-это
"анамнез", т.е. некая форма "воспоминания",
реактивация того, что уже от века есть
в глубинах сокровищницы нашей души.
Очевидно, условием извлечения
истины из души, произростания
ее, должен быть факт наличия
истины в душе. Поэтому доктрина
анамнеза есть не только неизбежное
следствие из орфико-пифагорейской
теории метапсихоза, но и удостоверение
в реальных возможностях сократической
майевтики.
Платон использует термин "докса"
или мнение, у Платона это промежуточное
познание между наукой и невежеством.
Мнение , по Платону, почти всегда
обманчиво. Оно может быть
и правдоподобным и полезным, но оно всегда
неустойчиво, как неустойчив мир чувств,
где обретается мнение. Для сообщения
ему устойчивости, необходимо "казуальное
основание", которое позволяет зафиксировать
мнение с помощью позния причин - идей,
и тогда мнение превращается в науку. Мнение
у Платона разделяется на простое воображение
и на верование, наука разделяется на опосредование
и чистую мудрость. Воображение - это
тени и образы вещей, верование - сами вещи,
они соответствуют двум ступеням чувственного.
Опосредование-это математико-геометрические
познания, чистая мудрость - чистая диалектика
идей, они соответствуют двум ступеням
интеллигибельного.Мудрость есть начало
высшее и абсолютное, от которого все зависит,
и это чистое созерцание, удерживающее
Идеи, гармоническим завершением которого
выступает Идея Блага.
Дуалистическое понимание человека
и очищение души
Отношение мира идей к
вещам достаточно определено, недуалистично
в обычном смысле, ибо идеи
являются истинной причиной всего
сущего. Однако Платон дуалистично
понимал отношение души к телу. Тело понимается
не просто как обиталище души, благодаря
которой тело живет (на службе у души, как
понимал Сократ), но скорее как могильный
склеп или тюрьма души. Пока мы имеем тело,
мы мертвы, ибо мы есть благодаря душе,
а душа, пока она в теле-она как в могиле.
Смерть тела-это жизнь, ибо душа освобождается
от неволи. Тело - корень всех зол, источник
нездоровых страстей, неприязни, несогласия,
невежества, безумия, всего того, от чего
гибнет душа. Такая негативная оценка
тела притушевывается в последних работах
Платона, но не исчезает совсем. Платоновская
этика лишь частично обусловлена этим
дуализмом. Его теоремы неизбежно основаны
на метафизическом различении души (интеллигибельной
сущности) и тела (чувственном существе)
в большей степени, нежели на мистериософии
души как демона и тела как могильного
склепа. Как бы то ни было, "вторя навигация"
остается по существу, истинным фундаментом
платоновской этики.
Высшим моральным долгом
человека Сократ считал "попечение
о душе". Платон закрепляет этот императив
Сократа, придав ему некий мистический
покров замечанием, что " забота о душе
" означает ее очищение. Это достижимо
через разрыв с чувственным и соединение
с родственным миром интеллегибельного
и духовного. Для Платона процесс рационального
познания со временем становится процессом
морального обращения, преображения. В
той мере, в какой познание ведет от
чувственного к сверхчувственному, один
мир преображается в другой, из иллюзорного
пространства мы попадаем в подлинное.
В этом и состоит добродетель.
Миф о пещере
В центре "Государства"
мы находим знаменитый миф
о пещере. Постепенно этот миф
превратился в символ метафизики,
гносеологии и диалектики, также
этики и мистики. Этот миф
выражает всего Платона.
Представим себе людей, которые
живут в подземелье, в пещере со входом,
направленным к свету, который освещает
во всю длину одну из стен входа. Представим
также, что обитатели пещеры к тому же
связаны по ногам и рукам, и будучи неподвижными,
они обращают свои взоры вглубь пещеры.
Вообразим еще, что как раз у самого входа
в пещеру есть вал из камней ростом с человека,
по ту сторону которого двигаются люди,
неся на плечах статуи из камня и дерева,
всевозможные изображения. В довершение
всего нужно увидеть позади этих людей
огромный костер, а еще выше сияющее солнце.
Вне пещеры кипит жизнь, люди что-то говорят,
и их говор эхом отдается в чреве пещеры.
Так узники пещеры не в
состоянии видеть ничего, кроме
теней, отбрасываемых статуэтками
на стены их мрачного обиталища,
они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако
они полагают, что эти тени - единственная
реальность, и не зная, не видя и не слыша
ничего другого, они принимают за чистую
монету отголоски эха и теневые проекции.
Теперь предположим, что один из узников
решается сбросить с себя оковы, и после
изрядных усилий он осваивается с новым
видением вещей, скажем узрев статуэтки,
движущиеся снаружи, он понял бы, что реальны
они, а не тени, прежде им виденные. Наконец,
предположим, что некто осмелился бы вывести
узника на волю. И после первой минуты
ослепления от лучей солнца и костра наш
узник увидел бы вещи как таковые, а затем
солнечные лучи, сперва отраженные, а потом
их чистый свет сам по себе: тогда поняв,
что такое подлинная реальность, он понял
бы, что именно солнце - истинная причина
всех видимых вещей.
Так что же символизирует этот миф?
1) Это представление об онтологической
градации бытия, о типах реальности-чувственном
и сверхчувственном-и их подвидах:
тени на стенах - это простая
кажимость вещей; статуи-вещи
чувственно воспринимаемые; каменная
стена-демаркационная линия, разделяющая
два рода бытия; предметы и люди вне пещеры
- это истинное бытие, ведущее к идеям;
ну а солнце - Идея Блага.
2) Миф символизирует ступени
познания: созерцание теней - воображение,
видение статуй - верование, образ солнца
- чистое созерцание, интуитивное умопостижение.
3) Мы имеем также аспекты:
аскетический, мистический и теологический.
Жизнь под знаком чувства и
только чувства - это пещерная
жизнь. Жизнь в духе - это жизнь
в чистом свете правды. Путь восхождения
от чувственного к интеллигибельному
есть "освобождение от оков", т. е.
преображение, наконец, высшее познание
солнца - Блага - это созерцание божественного.
4) У этого мифа есть и политический
аспект с истинно платоновским
изыском. Платон говорит о возможном возвращении
в пещеру того, кто однажды был освобожден.
Вернуться с целью освободить и вывести
к свободе тех, с которыми провел долгие
годы рабства. Несомненно, это возвращение
философа - политика, единственное желание
которого - созерцание истины, преодолевающего
себя в поисках других, нуждающихся в его
помощи и спасении. Вспомним, что по Платону,
настоящий политик - не тот, кто любит власть
и все, что с ней связано, но кто, используя
власть, занят лишь воплощением Блага.
Что же ждет спустившегося
из царства света в царство
теней? Он не увидит ничего,
пока не привыкнет к темноте.
Его не поймут, пока он не
адаптируется к старым привычкам.
Принеся с собой возмущение, он
рискует навлечь на себя гнев
людей, предпочитающих блаженное
неведение. Он рискует и большим - быть
убитым, как Сократ.
Но человек, который знает
Благо, может и должен избежать
этого риска, лишь исполненный
долг придаст смысл его существованию...
Заключение или энциклопедическая
справка
Платон - древнегреческий ученый
идеалист. Учение Платона - первая классическая
форма объективного идеализма. Идеи (высшая
из них - идея блага) - вечные и неизменные
умопостигаемые прообразы вещей, всего
преходящего и изменчивого бытия; вещи
- подобие и отражение идей. Познание -
есть анамнесис - воспоминание души об
идеях, которые она созерцала до её соединения
с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная
причина духовного восхождения. Идеальное
государство - иерархия трех сословий:
правители-мудрецы, воины и чиновники,
крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно
разрабатывал диалектику и наметил развитую
неоплатонизмом схему основных ступеней
бытия. Сочинения Платона - высокохудожественные
диалоги; важнейшие из них: "Апология
Сократа", "Федон", "Пир", "Федр"
(учение об идеях), "Государство",
"Теэтет" (теория познания), "Парменид"
и "Софист" (диалектика категорий),
"Тимей" (натерфилософия).
Платоновская Академия - древнегреческая
философская школа, основана Платоном
около 387 г. до н. э. в Афинах; существовала
до 1 в. до н. э. Традиция Академии возобновилась
в Афинской школе среднего платонизма
(середина 1-2 вв.) и неоплатонизма (4-середина
6 вв.). В эпоху Возрождения Платоновская
Академия учреждена во Флоренции (1459-1521)
во главе с М. Фичино.
Платонизм - в широком смысле слова
- идеалистические течения в философии,
находящиеся под влиянием Платона (прежде
всего его учения об идеях); прямое или
косвенное воздействие Платона испытала
вся европейская идеалистическая философия.
В более узком смысле направление в древнегреческой
философии с 4 в. до н. э. (с 3 в. - неоплатонизм).
Платонический (от имени Платон) - чисто
духовный, не связанный с чувственностью
(например, платоническая любовь), в
переносном смысле - неосуществляемый
на практике, отвлечённый.
Место теории идей в философии Платона
Платон(427-347 гг. до н.э) – крупнейший
философ Древней Греции. Он противопоставил
душу и тело. «Материя – проекция
мира идей». Платон выдвигает философское
учение о триаде, согласно которому
все сущее состоит из трех субстанций:
ум, идеи и материя. Для объяснения бытия
развивал теорию о существовании бестелесных
форм вещей, которых называл видами или
идеями = первовещество.
Платон - основатель объективного идеализма.
Согласно учению Платона лишь мир
идей представляет собой истинное
бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее
между бытием и небытием, они только тени
идей. Познание по Платону есть воспоминание
душой своего доземного существования.
Считал, что чувства обманывают человека,
и поэтому советовал для познания истины
"закрыть глаза и заткнуть уши" и
довериться своей вспоминающей о своем
божественном прошлом душе