Жизнь Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется значением трудов Платона в становлении и развитии учений как в философии, так и в других дисциплинах. Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии "отцов церкви" (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. П

Оглавление

Введение 3
1. Формирование философских взглядов Платона 5
2. Идеалистическое учение и «Триада» Платона 8
3. Гносеология (учение о познании) Платона 10
4. Проблема государства в философии Платона 12
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат Платон 14-04-12.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 

     Философия как категория духовной избранности имеет глубокие исторические корни.

     Актуальность  темы определяется значением трудов Платона в становлении и развитии учений как в философии, так и  в других дисциплинах.  Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. 
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии "отцов церкви" (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма - крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

     Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

     В истории философской мысли после  Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.

     Изучению  жизни, творчества и учения Платона  о государстве и праве посвящено  большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками  Платона. Значение его в истории  столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

     Целью данной работы является изучение и  анализ философии Платона, характеристики платоновского идеализма.

     В работе отражены основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона.

     В качестве теоретической базы были использованы работы Яковлева В.А., Васильева В.А., Курабцева В.Л. и других авторов. Данные работы позволили дать более  качественную оценку в области философии  Платона.

 

1. Формирование философских взглядов Платона

 

     Сведения  о жизни Платона скудны и противоречивы. Слава сопутствовала ему еще  при жизни, а после смерти его  имя с благодарностью и восторгом  одно поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели до могилы.

     Так, например, многие почтенные источники утверждают, что Платон, названный при рождении Аристоклом [6], был потомком древних аристократических родов, среди его предков и родственников называются и мифический афинский царь Кодр, и известный исторический деятель, политический реформатор Солон, и бог Посейдон, и глава тридцати тиранов Критий. Наконец, по одной из версий, его божественным отцом был сам Аполлон, в то время как земной муж его матери лишь усыновил ребенка.

         Достоверным же является тот  факт, что родился Платон в  богатой семье Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. А Афины в то время (первая половина IV века до н.э.) были блестящим центром греческой культуры. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) греки веселились: на Делосе отмечался день рождения Аполлона[8].

     Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике, музыке, грамматике, писал стихи, обожал театр, участвовал в атлетических соревнованиях, в  частности, истмийских, готовился стать  доблестным гражданином. В последствии  свои художественные склонности и дарования Платон с успехом поставил на службу философии. Этой науке Платон обучался сначала у Кратила, последователя Гераклита. Однако решающий поворот в его биографии связан с именем Сократа. В двадцать лет Платон стал слушателем сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей памяти и сделал его героем множества произведений.

     После казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул  Афины, чтобы вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали  Египет, Кирена, Южная Италия и Сицилия (последовательность, в какой Платон посетил эти страны, указывается различными древними авторами по-разному).

     В самом начале путешествия Платон задержался в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых  философов и ученых был Евклид (не автор знаменитых “Начал”, а его “однофамилец”). Массу важных впечатлений и сведений Платон вынес из пребывания в Египте, который в то время был для греков образцом промышленной страны. Сильное впечатление на Платона произвели система обучения арифметике и фиксированные формы разделения труда, практиковавшиеся в этом государстве. Это оказало влияние на формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон пробыл в Гелиополе, центре египетской религии.

     В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон сделал потом героем трех своих диалогов.

     Затем Платон побывал в Южной Италии, так называемой Великой Греции, где  большим успехом в то время пользовалось учение пифагорейцев. Философ специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться с их математическими исследованиями. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, а крупнейшей умственной силой Тарента был пифагореец Архит, государственный деятель, стратег и ученый: математик, физик, механик. Этот человек, успешно сочетающий политическую и научную деятельность, произвел глубокое впечатление на Платона.

     Последней остановкой Платона стала Сицилия  и ее крупнейший город и культурный центр – Сиракузы. Политическим строем на Сицилии была тирания – переходная форма от господства старой аристократии к господству рабовладельческого “демоса” (“народа”). Власть в Сиракузах в то время вот уже 38 лет принадлежала энергичному и властолюбивому тирану Дионисию. При его дворе находилось множество поэтов, музыкантов, живописцев. Тут сильно развилось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Платон пытался увлечь Дионисия идеей просвещенной монархии, но не преуспел в этом деле.

     Тогда философ сблизился с родственником  тирана, Дионом, и попытался повлиять на него. За это он был выслан из Сиракуз. По пути в Афины его высадили в  Эгине, которая находилась в острой вражде с Афинами. Платон попал в рабство, но его друзья и знакомый по Кирене Анникерид организовали выкуп философа.

     В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки считали его временем расцвета человека – Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи, носившей имя древнеаттического  героя Академа, и организовал тут первую в истории человечества подлинно научную школу – Академию. По приданию, над ее дверями висела надпись: “Необученным геометрии вход воспрещен”. Математика не только преподавалась в Академии, но и была важным предметом научных исследований, проводившихся учеными школы. Школа Платона стала эпохой в истории античной математики. Отсюда вышли знаменитые математики Теэтет, Евдокс и многие другие. В умственной атмосфере Академии вырос и созрел гений величайшего из учеников Платона, Аристотеля, который пробыл здесь двадцать лет.

     После основания Академии Платон совершил еще две поездки в Сицилию  при преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э. Инициатором  приглашения был Дион, с которым  Платон подружился во время своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде теперь уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект идеального государственного строя. Он настоял, чтобы тиран прошел курс обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия внушили ему мысль, будто целью Платона было отдалить Дионисия от государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона послужили также перехваченные письма к карфагенским полководцам. Дион был отправлен в ссылку, и все его попытки примириться с тираном проваливались.

     Платон  решил вернуться в Афины, но при  отъезде был задержан. Только в  результате настояний Архита из Тарента  ему удалось покинуть Сиракузы и  уехать в Спарту, где он встретился с Дионом.

     В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом, который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на себе влияние платоновских идей.

     Оставшуюся  жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись  в активной политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. до н.э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога Аполлона. 

2. Идеалистическое учение и «Триада» Платона

 

     Платон  является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие[9]:

     материальные  вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

     окружающий  мир («мир вещей» также временен и  изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

     реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

     чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и  постоянны;

     любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

     весь  мир является отображением чистых идей (эйдосов).

     Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все  сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души»[10].

     «Единое»:

     является  основой всякого бытия;

     не  имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

     есть  ничто;

     выше  всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

     первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего  хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

     «Ум»:

     происходит  от «единого»;

     разделен  с «единым»;

     противоположен  «единому»;

     является  сущностью всех вещей;

     есть обобщение всего живого на земле.

     «Душа»:

     подвижная субстанция, которая объединяет и  связывает»единое – ничто» и «ум  – все живое», а также связывает  между собой все вещи и все  явления;

     также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

     душа  человека (вещи) есть часть мировой  души;

     душа  бессмертна;

     при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве  за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

     постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

     Платон  сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый  и черный кони (благородное и низменное  начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных ("Федр") [6].

     Трем  началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы ("Государство"). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в "Горгии") вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).

Информация о работе Жизнь Платона