Жизнь Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется значением трудов Платона в становлении и развитии учений как в философии, так и в других дисциплинах. Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии "отцов церкви" (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. П

Оглавление

Введение 3
1. Формирование философских взглядов Платона 5
2. Идеалистическое учение и «Триада» Платона 8
3. Гносеология (учение о познании) Платона 10
4. Проблема государства в философии Платона 12
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат Платон 14-04-12.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

3. Гносеология (учение о познании) Платона

 

     Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира[11]:

     поскольку материальный мир является всего  лишь отображением «мира идей», то предметом  познания должны стать прежде всего  «чистые идеи»;

     «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

     высшей  духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

     Парменидовское  противопоставление истинного бытия  и мира становления разработано  Платоном в виде ряда иерархических  структур. В "Пире" рассмотрена  иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В "Федоне" здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В "Государстве" бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В "Тимее" благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.

     Критерий, позволяющий правильно ориентироваться  в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта формулирует  так "... не во впечатлениях заключается  знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет" ("Теэтет")[4]. Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.

     В "Пармениде" Платон обсуждает  проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического  статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких  вещей-подобий есть идеи-образцы, у  каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.)[3]. Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.

     В "Пармениде" Платон говорит о  необходимости сохранить идеи и  диалектику как основной метод упражнения в философии. В "Кратиле" диалектиком  называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в "Государстве" - кто "постигает понятия каждой сущности"; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти "сущности", остается неясным. В "Софисте" и "Политике" Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в "Филебе" - метод смешения, при котором все, допускающее "больше" или "меньше", рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.

4. Проблема государства в философии Платона

 

     Особую  роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются[1]:

     монархия  – справедливая власть одного человека;

     тирания – несправедливая власть одного человека;

     аристократия  – справедливая власть меньшинства;

     олигархия – несправедливая власть меньшинства;

     демократия  – справедливая власть большинства;

     тимократия  – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

     Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

     Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану[6]:

     все население государства (полиса) делится  на три сословия – философы, воины, работники;

     работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

     воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве  порядок, в случае необходимости  – участвуют в военных действиях;

     философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

     философы  и воины не должны иметь частной  собственности;

     жители  государства вместе проводят свободное  время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

     не  существует брака, все жены и дети общие;

     допускается и приветствуется труд рабов, как  правило, варваров, захваченных в  плен.

     В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые  идеи своего проекта, допустив небольшую  частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 

Заключение

 

     Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ  Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы  – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

     Платон  является основателем идеализма.

     Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все  сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».

     Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

     поскольку материальный мир является всего  лишь отображением «мира идей», то предметом  познания должны стать прежде всего  «чистые идеи»;

     «чистые идеи» невозможно познать с помощью  чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

     высшей  духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и  осознать «чистые идеи».

     Особую  роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

     Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства

     Историческое  значение философии Платона в  том, что

     впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

     положено  начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

     впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества –  государство, законы и т.д.;

     были  заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские  категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

     была  создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где  выросли многие видные последователи  Платона (Аристотель и др.).

     Академия  Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

 

     

Список  используемой литературы

 
  1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976.
  2. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 2005.
  3. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. – Ереван: Айастан, 2008.
  4. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 2007.
  5. Мень А.В. История религии: В поисках пути, истины и жизни. В 7-ми т. Т. 4: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. –М.: Слово, 2009.
  6. Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 2004.
  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – С-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 2004.
  8. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2007.
  9. Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  10. Философия / Под ред. В.Д. Губина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  11. Философия / Под ред. С.С. Буджанова. М.: Наука, 2007.
  12. Философия: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ, 2009.

Информация о работе Жизнь Платона