Жизнь Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа. Литературная философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей предшествовали опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как заметил Теодор Гомперц, не то, чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные наклонности на службу философии. Еще до вступления в круг учеников Сократа Платон учился философии у Кратила. Это был последователь Гераклита, не остановившийся перед самыми крайними и парадоксальными выводами из его учения о вечном движении и вечной изменчивости всего существующего. У Кратила тезис Гераклита абсолютизируется: не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз.

Файлы: 1 файл

Жизнь Платона.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По предмету «Основы философии»

На тему: «Жизнь Платона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Сырыков Михаил 33-05 М.

Проверила: Кузанова Елена Александровна.

 

 

 

     Платон родился в  427 г. до н. э. в знатной  семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики-Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменито законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреонтом и другими греческими поэтами. Родственником матери был также известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

     По-видимому, именно Критий ввел Платона  в круг учеников Сократа. Литературная  философская деятельность Платона  началась не очень рано. Есть  предание, будто ей предшествовали опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как заметил Теодор Гомперц, не то, чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные наклонности на службу философии. Еще до вступления в круг учеников Сократа Платон учился философии у Кратила. Это был последователь Гераклита, не остановившийся перед самыми крайними и парадоксальными выводами из его учения о вечном движении и вечной изменчивости всего существующего. У Кратила тезис Гераклита абсолютизируется: не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз. Уже в тот момент, когда мы входим в нее, она не та же самая. Нельзя назвать никакую вещь по имени: имя – одно и то же, но вещь непрерывно изменяется, так что имя к ней неприложимо ни в какой момент ее существования. Выход один – не называть вещи, а только указывать на них пальцем. Впоследствии Платон выскажется в ироническом смысле об это учении.

     С годом  смерти Сократа (399) заканчивается  первое пребывание философа в  Афинах. Платон покидает родину на целых двенадцать лет. За это время странствий Платно посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Пребыванию в этих странах предшествовала задержка в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых ученых и философов был Евклид.

     Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Хотя Египет испытал в 525 г.до н. э. нашествие персов, социальный и политический строй не был поколеблен в своем существе. Особо сильным было впечатление от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, от практиковавшихся том фотм обучения арифметике. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе – центре египетской религии и жреческой организации. В том же Гелиополе немного времени спустя производил в течение года и четырех месяцев астрономические исследования греческий математик и астроном Евдокс.

     Из Египта, отплывши от нильской дельты, Платон прибыл на побережье близкой к Египту Кирены. Здесь он встречался с видными греческим астрономом и сведущим в музыке математиком Федром, которого Платон впоследствии вывел как действующее лица в трех своих диалогах.

     За пребыванием  в Кирене Последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и в особенности с результатами их математических исследовании. Здесь центром деятельности пифагорейцев был Тарент, в котором в это время социально-политический строй поле недавнего обострения классовой борьбы относительно стабилизировался в форме умеренной демократии.

     Крупнейшей умственной  силой Тарента был в то время  пифагореец Архит, видный государственный  деятель, стратег и ученый математик, физик, механик. Он первый стал разрабатывать механику как отрасль математической физики и был изобретателем первых автоматов. Как геометра его высоко почитал, наряду с Леодамом из Фасоса и Теэтетом из Афин, знаменитый математик Евдем.

     Особенно много трудился  Архит над учением о пропорциях и над задачей удвоения куба.

     На Платона личность  Архита произвела глубокое впечатление.  Ему импонировало в Архите  сочетание политический и научной  деятельности в одном лице  не меньше, чем содержание его  научных результатов.

     За периодом пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию. В начале 4 в. до н. э. в греческих городах сицилийского побережья боролись между собой политические силы так называемой «тирании», которая была переходной формой от старой аристократии к господству рабовладельческого демоса, и силы демократии, которая, как мы знаем, уже в 5 в. до н. э. восторжествовала в Агригенте – при Эмпедокле. Крупнейшим в то время городом не только в греческой Италии, но и во всем греческом мире были Сиракузы. В этом блестящем культурном центре власть в то время принадлежала энергичному и властолюбивому «тирану» Дионисию. Он не был не вдающимся полководцем, ни властителем, напоминающим восточных деспотов. Благодаря энергии и целеустремленности он в течении 38 лет удерживал в своих руках город-государство, в котором не утихало пламя классовой борьбы и борьбы партий. При дворе Дионисия развилось искусство «мимов», у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Здесь же он наблюдал искусство, с каким мимический поэт Софрон вводил в некоторые свои мимы персонажи древних мифов, а также знакомился со сценами сатирического поэта Эпихарама, осмеивавшего парадоксы гераклитовского учения о непрерывном потоке становления.

     Во время пребывания  в Сиракузах Платон сблизился  с родственником тирана Дионом, в котором Дионисий надеялся  найти достойного преемника. С  неудовольствием и опаской наблюдал  Дионисий за усиливающимся влиянием Платона на Диона. Платон вынужден был покинуть Сиракузы, но на пути в Афины был высажен в Эгине, которая тогда находилась в острой вражде с Афинами. Платону грозило обращение в рабство, но к счастью для него в это время в Эгину прибыл из Кирены Анникерид, с которым Платон познакомился во время своего пребывания в его стране. Анникерид помог через друзей Платона в Афинах организовать выкуп философа и добился его освобождения.

     В 387 г. до н. э., в сорокалетнем возрасте, Платон  вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вскоре вокруг Платона собрались многочисленные юные ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. В своем подавляющем большинстве это были молодые люди состоятельных фамилий. Впоследствии школа Платона стала крупным очагом развития греческой математики, в которой сам основатель школы видел необходимое введение в изучение наук и философии. В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорейцами и с развивавшимся ими математическим естествознанием, взгляд Платона на математику еще более укрепился.

     Платон не остался  навсегда в Афинах. Он совершил еще две поездки в Сицилию при преемники Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н. э. Инициатором приглашения был советник и родственник Дионисия Дион – тот самый, с которым Платон подружился за двадцать лет до того, во время своего первого пребывания в Сицилию. Платон воспользовался приглашением с целью осуществить с помощью Дионисия свой проект идеального государственного строя. Он потребовал, чтобы его царственный воспитанник прошел запланированный курс обучения, начинавшийся с изучения математики. Враждебные Платону придворные Дионисия внушили ему мысль, будто целью Платона было отделение Дионисия от государственных дел и способствование возвышению Диона. Поводом для обвинения Диона оказались перехваченные его письма к карфагенским полководцам, в которых Дион склонял карфагенян к заключению мира. Отправленный в ссылку Дион, впрочем, хотел примирения с тираном. При содействии правившего в Таренте Архита он склонил Платона подготовить в Сиракузах почву к возвращению Диона. Но план этот не имел успеха, и Платон решил вернуться в Афины. При отъезде он был задержан и подвергся, впрочем, почетному пленению. Только в результате настойчивых представлений Архита ему удалось покинуть Сиракузы и уехать в Спарту, где он встретился (360) с Дионом.

     Разрыв Диона с  Дионисием закончился тем, что  Дион поднял восстание против  Дионисия. В 357 г. до н. э. он  отплыл от берегов Занта и  направился в Сицилию. Среди  его сторонников и соучастников  были некоторые участники Академии  Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. В начавшейся борьбе Дион одержал победу, но в 354 г. до н. э. был убит бывшим платоновцем Каллитом, который на короткое время захватил власть в Сиракузах.

     Едва ли можно сомневаться  в то, сто в политических планах  Диона в какой-то мере отразились взгляда Платона на государство. Дион стремился установить власть, которая была бы способна стать выше противоположности, существовавшей между жесткими формами тирании Дионисия Старшего и притязаниями демократии на власть.

     Устройство государства, о котором помышлял Дион, было какой-то смесью из элементов монархического, аристократического и демократического строя.

     Остаток  жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ход политических  событий принесла ему горькое  разочарование. В последнем крупном произведении Плетона – «Законах» - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей прежней системы воспитания и политической системы. Умер он в 347 г. до н. э.


Информация о работе Жизнь Платона