Жизнь и философия Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

ЖПлатон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,
недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье
родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так
же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

Оглавление

1.1. Жизнь Платона.
1.2. Сочинения Платона.
2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).
2.2. «Идеи»
2.3. «Идея» как понятие.
3.1. Теория познания Платона.
3.2. Анализ знания.
3.3. Диалектика знания.
3.4. Виды знания.
4.1. Диалектика Платона.
4.2. Взаимопереход «идей»
4.3. Закон непротиворечия.
4.4. Диалектика и чувственный мир.
5.1. Учение Платона об обществе и государстве.
5.2. Формы государства.
5.3. Идеальное государство.
5.4. Добродетели в государстве.
5.5. Социальный смысл утопии Платона.

Файлы: 1 файл

Жизнь и философия Платона.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Жизнь и философия Платона

Жизнь и философия  Платона 

1.1. Жизнь Платона.

1.2. Сочинения Платона.

2.1. Учение Платона  об «идеях» («видах»).

2.2. «Идеи»

2.3. «Идея» как  понятие.

3.1. Теория познания  Платона.

3.2. Анализ знания.

3.3. Диалектика  знания.

3.4. Виды знания.

4.1. Диалектика  Платона.

4.2. Взаимопереход  «идей»

4.3. Закон непротиворечия.

4.4. Диалектика  и чувственный мир.

5.1. Учение Платона  об обществе и государстве.

5.2. Формы государства.

5.3. Идеальное государство.

5.4. Добродетели  в государстве.

5.5. Социальный  смысл утопии Платона.

                             1.1. Жизнь Платона. 

    Платон  родился в 427 году до н.э.  в знатной  семье  на  острове   Эгина,

недалеко от  Афин.  Со  стороны  отца,  Аристона,  род  Платона  восходит  к

последнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери,  Периктионы,  -  к семье

родственников знаменитого  законодателя Солона. Родственником  матери был  так

же известный  афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

    Именно  Критий  ввел  Платона  в   круг  учеников  Сократа.  Литературная

философская деятельность Платона началась не очень рано.

    В 399 г.  закончилось  первое  пребывание  философа  в  Афинах.  Платон

покидает родину на целых 12 лет. За  это  время  странствий  Платон  посетил

Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре.

    Впечатления,  вынесенные из пребывания в  Египте, оказались важным этапом

в формировании  научных,  политических  и  политико-экономических  воззрений

Платона. Особенно длительным было пребывание Платона  в  Гелиополе  –  центре

египетской религии  и жреческой организации.

    Из Египта  Платон  прибыл  на  Криены.  Здесь  он  встретился  с   видным

греческим астрономом и математиком Федром.

    Из Криен  последовал переезд в Южную  Италию. Одной из задач  путешествия

было ознакомление с учением пифагорийцев и с  результатами их  математических

исследований. После  пребывания в Южной Италии последовал переезд  Платона  в

Сицилию.

    В 387 г. до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины.  По

прибытии он основал в роще героя Академа  свою  школу,  получившую  название

Академии.  Впоследствии  школа  Платона  стала   крупным   очагом   развития

греческой математики.

    В годы  старости Платона, когда произошло  его сближение с пифагорийцами,

взгляд Платона  на математику еще более укрепился.

    Платон  совершил еще две поездки в  Сицилию.

    Остаток   жизни  Платон  провел  в   Афинах.  Попытка  вмешаться   в   ход

политических  событий  принесла  ему  горькое  разочарование.  В   последнем

крупном произведении Платона – «Законах» он отказывается от ряда взглядов  в

своих системах воспитания и политических воззрений.

    Умер  Платон в возрасте 80-ти лет  в 347 г. до н.э. 
 

                           1.2. Сочинения Платона. 

    Литературная  деятельность  Платона  продолжалась  в  течении  полувека.

Платон – первый крупнейший философ, от которого до  наших  дней   дошли  все

(или почти все)  его сочинения.  Учение,  излагаемое  в  них,  несвободно  от

противоречий. В  некоторых из них излагается идеалистическое  учение о  бытие,

получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений  Платона и  такие,

в которых эта  теория совершенно отсутствует. Есть и  такие,  в  которых  сам

Платон  подвергает  собственную  теорию  «идей»  острой  критике   (например

«Парменид»).

    Удалось  выделить   четыре   группы   диалогов,   начиная   от   ранних

«сократических», исследующих понятия этики, и  кончая наиболее поздними,  ряд

которых замыкает «Законы».

    К первой, «сократической», группе  были  отнесены  «Апология  Сократа»,

«Евтифрон», «Критон», «Хармид»,  «Лахес»,  «Протагор»,  «Менон»,  «Евтидем»,

«Горгий».

    Во вторую, более позднюю, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга

«Государства».

    Третью  составили остальные  книги   «Государства»,  «Федр»,  «Теэтет»  и

«Парменид».

    Наконец  в четвертую, последнюю по времени,  вошли  «Софист»,  «Политик»,

«Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы».

    По форме  и достоинствам изложения диалоги  Платона неоднородны. Часть из

них написана в  драматической форме. Это блестящие  сцены из умственной  жизни

Афин, изображение  сталкивающихся и борящихся философских  воззрений.

    Другую  часть  философских  сочинений   Платона  составляют  диалоги,  в

которых диалогическая  форма – лишь видимость. Эти диалоги  – трактаты. В  них

исследуются труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики. Значение их  не  в

художественном  воплощении  философских  воззрений,  а  в  их  диалектическом

развитии  и  обосновании.  Образцы  таких  диалогов  –  «Софист»,   «Филеб»,

«Парменид».

    Наконец  есть и такие диалоги,  в которых перемежаются  образ,  миф и

отвлеченный анализ философских проблем. Возможно, что  некоторые  диалоги  в

первоначальной  редакции были  написаны  в  повествовательной  форме  и  лишь

впоследствии были переписаны в форме драматической. 
 

                  2.1. Учение Платона об «идеях» («видах») 

    От Парменида  и Зенона  Платон  усвоил  установленное   этими  философами

различие между  тем, что существует по истине, и  тем, что не имеет  истинного

бытия.

    Это  различие между становлением  и бытием, между  явлением  и  сущностью

Платон распространяет  на  все  предметы  исследования.  Среди  них  большое

внимание он уделяет  исследованию прекрасного. Во всех диалогах,  посвященных

проблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом  прекрасного  является

не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что  лишь бывает  прекрасным,  а

то, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное само  по  себе,  сущность

прекрасного,  не   зависящая   от   случайных,   временных,   изменчивых   и

относительных его проявлений.

    Но Платон  не только ставит задачу определения  прекрасного, как того что

заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно  великими,

безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что  эта задача хотя и  трудна,

но все  же  разрешима.  Она разрешима прежде  всего потому,  что предмет

исследования –  «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности.

    Наиболее  полная  характеристика  «вида»,  или  «идеи»,  была   развита

Платоном при  исследовании  все  той  же  сущности  прекрасного в «Федоне»,

«Пире», «Филебе». 
 

                                 2.2. «Идеи» 

    По Платону,  кто  последовательно  поднимается   по  ступеням  созерцания

прекрасного, тот  «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе».

    Уже этой  характеристики  достаточно,  чтобы установить  ряд   важных

признаков платоновского  определения прекрасного и  вместе  с  тем  признаков

каждого   «вида»,   каждой   «идеи».   Эти   признаки    –    объективность,

безотносительность, независимость от всех чувственных определений,  от  всех

условий и ограничений  пространства, времени и т.д.  Платоновское  прекрасное

есть «вид» или  «идея», в специфически  платоновском  смысле  этого  понятия,

т.е.  истинно  сущее,  сверхчувственное  бытие,  постигаемое  одним   только

разумом; иными  словами, прекрасное  –  сверхчувственная  причина  и  образец

всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный  источник

их реальности в той мере, в какой она для  них возможна.

    В этом  значении «идея» резко  противопоставляется  у  Платона  всем  ее

чувственным подобиям  и  отображениям  в  мире  воспринимаемых  нами  вещей.

Чувственные  вещи  необходимо  изменчивы  и  преходящи,  в  них  нет  ничего

прочного,   устойчивого,   тождественного.   Эта   непрерывная    текучесть,

изменчивость чувственных  вещей подчеркнута Платоном в  «Федоне».

    Напротив  «идея» прекрасного, т.е.  прекрасное  само  по  себе,  истинно

сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или  превращению,  совершенно

тождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе.

    Учение  этого  –  идеализм,  т.к.  по  Платону  реально  существует  не

чувственный   предмет,   а   лишь   его   умопостижимая,   бестелесная,   не

воспринимаемая  чувствами сущность. Учение Платона  – объективный идеализм,

т.к.  «идея»  существует  сама  по  себе,   независимо   от   многочисленных

одноименных предметов, существует как общее для всех их.

    Учение  Платон  об  «идее»  блага   как  о  высшей  «идее»   чрезвычайно

существенно  для  всей  системы  его  мировоззрения.  Это  учение   сообщает

философии Платона  характер не  просто  объективного  идеализма,  но  так  же

идеализма телеологического. (Телеология – учение о  целесообразности.)  Т.к.

по Платону над  всем  главенствует  «идея»  блага,это  значит,  что  порядок,

господствующий  в мире,  есть  порядок  целесообразный:  все  направляется  к

благой цели.

    Т.к.  критерий всякого относительного  блага  –  благо  безусловное,  то

наивысшее из всех учений философии  –  учение  об  «идее»  блага.  Лишь  при

руководстве «идеей»  блага справедливое становится пригодным  и полезным.  Без

«идеи»  блага  все  человеческие  знания,  даже  наиболее  полные,  были  бы

совершенно бесполезны.

    Телеология  Платона,  учение  об  объективной   целесообразности,  тесно

связана с его  теологией, или богословием. Платон не только не  скрывает,  но

и сам  выдвигает  и  подчеркивает  связь  своего  идеализма  с  религией,  с

мистикой.

    Платон  в ряде мест подчеркнул объективный  характер своей телеологии,  в

Информация о работе Жизнь и философия Платона