Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:45, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на основные вопросы.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 98.33 Кб (Скачать)
  1. время носит линейный характер, от прошлого к настоящему к будущему. У греков – круговорот.
  2. История носит линейный характер, у греков – круговорот.
  3. Смысл истории – шествие бога Яхве. Приход в мир – миссия.
  4. Нормы культуры освещены именем бога Яхве. У греков – результат традиционного общества.

Т.о. у  евреев вместо мифологии сложилась  религиозная философия. Вместе с  тем в еврейской культуре мифе не были отброшены, были добавлены новые (миф о богоизбранности). 
 

  1. Индоарийский  путь преодоления  мифологии и становление  религиозной философии. Специфика буддизма.
 

Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты:

    1. каста брахманов (жрецов)
    2. каста воинов (правителей)
    3. каста торговцев, ремесленников.
    4. каста рабов, полурабов – ШУДРА

Вне индийского общества – каста Чандала (неприкасаем). Заняты самыми непрестижными видами мастерства. По фр.- клошары, бомжи. Ницше ввел вновь в философский оборот слово Чандалы. «Христос есть бог Чандалы». Каста как слово от португальского «чистый». Под кастами понимаются группы занятых наследственными профессиями. Нет карьеры, вертикальной социальной мобильности.

В Индии  религиозно-активные слои общества выделили безличного бога Брахман, который находится  вне природы (трансцендентный бог), но отличается от Яхве. Брахман индифферентен (безразличен) к действительности, к  жизни индийского общества. И Брахману соответствует в каждом индивиде частичка его сознания – Атма. Считается, что религиозно-активные личности должны стремиться соединиться путем медитации с Брахманом и получить освобождение.

Буддизм и Запад полярны.

  1. З: личность – активный субъект, стремится к статусному стандарту (средний класс - отдельный дом в пригороде или комфортабельная квартира, товары длительного пользования, бюджет) и к успеху, карьере.

      Б: человек ни к чему не  стремится, уходит в нирвану.

  1. З: мир – конкурентная борьба.

      Б: жизнь – страдание. Согласно  Будде, есть вечный круговорот, и действует закон Кармы. Если  человек ведет себя хорошо, то  он превращается в Брахмана. Для  того, чтобы разорвать цепи, разомкнуть  колесо Сансары, необходимо уйти  в Нирвану (угасание).

 

Медитация. Схема: 1) путем внутреннего сосредоточения у личности внутренние процессы замедляются. 2) происходит соединение сознания с  подсознанием с бессознательным. 3) Обнажается уровень дологического, допонятийного мышления. 4) в конечном счете, происходит растворение «Я», личности, деперсонизация.

Нирвана, как феномен, реально существует. Однако выразить ее на естественном языке  очень трудно, поэтому применяются  слова «не то» и «не это».

В Японии достижение такого состояния – «Сатри» (озарение), происходит в процессе знаменитой чайной церемонии (дзень-буддизм). Т.о. в Индии вместо мифа сформировалось учение Будды, как религиозно-философского и медико-биологического учения.  

4. Китайский путь  преодоления мифологии  и становление  религиозной философии. 

Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных  путях истории.

Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация  до сих пор сохранилась. Китай  после 1978г. является динамичной страной.

1978г.  Ден Сяо Пин: «Не важно, какого цвета кошка, черного или серого, главное, чтобы она ловила мышей».

С 1978г. в Китае введена НЭП.

В Китае  миф был заменен философией Конфуция. Конфуций понял очень важную истину: общество, чтобы оно было структурировано  и динамично, должно подчиняться  правилам от императора до крестьянина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 

  1. Н.Я. Данилевский о  цивилизации. «Россия  и Европа».

Впервые понятие цивилизация определил  Н.Я.Данилевский в работе «Россия  и Европа». По Данилевскому, цивилизация есть определенный культурно-исторический тип. Понятие цивилизации, как культурно-исторического типа, является классическим и признано в современной философии и науке. Данилевский в работе «Россия и Европа» отметил: всемирная история есть жизнь и смена одних цивилизаций другими, их осуществление. Цивилизация рассматривается Данилевским, как биологический организм, поэтому ее описание происходит в биологических терминах. Цивилизация возникает, становится, развивается, достигает зрелости и постепенно отмирает.

Данилевский ввел срок жизни цивилизации – 1200-1400лет. Данилевский выделил всего 10 цивилизаций: Китай, Индия, Египет и Вавилон, Греция и Рим, Исламская и Византия, Западная и Славянская.

Данилевский вводит и критерия, по которым определяют признаки цивилизации: 1)эстетический, 2)политический, 3)религиозный, 4)соц.-экономический.

Все эти 10 цивилизаций, за исключением Славянской, характеризуются одним из критериев. И к ним не применимы все 4 критерия.

Греция: характеризуется эстетическим критерием, т.е. греки проявили себя в культуре и искусстве.

Рим: политический критерий. Римский принцип: «разделяй и властвуй» управление римской империей. Император Тит определял следующее, что дал Рим миру: 1)дороги. «Аппиева дорога». 2)стенография 3)комфорт. Самое дорогое – свет и тишина.

Рим дал  Западу Римское рациональное право (1804г. Наполеон принял ГК на основе Римского рационального права), Первый буржуазный кодекс мира.

Запад: 2 критерия: наука и капитализм. Согласно Данилевскому, Россия будет носителем всех 4 критериев. Согласно Данилевскому, цивилизация – это, по сути, замкнутые монады (духовные единицы) Лейбница,. т.е. структурные, постоянные отношения, и признаки цивилизаций друг другу не передаются. Индия не усвоила институты Британии. Там есть признаки кастового общества.  

Цивилизация развивается как биологический  организм. Время расцвета очень небольшое  – около 20 лет. Данилевский в своей  работе пытался ответить на вопрос: Почему Запад во 2-ой половине 19 века резко отрицательно относится к  России? Ответ: разные типы цивилизации. Психологически, Запад: принцип «свой  чужой», не считает Россию родственной, близкой по духу цивилизацией. На Западе во 2-ой половине 19 века стали употреблять  слова Наполеона: «Поскреби русского, получишь татарина». Под татарином  подразумевается монгол.

Понятия Данилевского о цивилизации, как  определенном культурно-историческом типе нашло широкое распространение  на Западе. Освальд Шпенглер: «Закат Европы» (1918-1920). Шпенглер: «Запад вступает в период кризиса, т.к. исчерпал свою культуру. Вступил в стадию цивилизации (комфорт)». Россия: толстые журналы, любовь. Запад: брачный контракт. 

Благородный муж – это идеал китайца. Признаки благородного мужа:

    • знание;
    • патернализм (забота о народе, как о детях);
    • умеренность (знание Конфуция);
    • умение красиво писать (каллиграфия).

Мужчина в сане чиновника есть «мандарин». При императоре Уди чиновники  все отвечали конфуцианскому стандарту. Отсюда традиционные церемонии «ли», ритуалы. Благородный муж – это  идеальный человек, даже если он беден. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Арнольд Джозеф Тойнби о цивилизации. «Постижение истории». Вызов-и-ответ –  понятия Тойнби.

Тойнби британский философ и историк. Он написал монументальный труд «Постижение истории».(1889-1975).

Тойнби  как личность: встречался с Гитлером, его поразила социальная политика Гитлера  по отношению к немцам. Впервые  это зафиксировал Яковлев Н.Н. «19 ноября 1941». После Сталинграда Гитлер не разрешил уменьшить производство гражданских товаров меньше чем  на 13%. В Германии 500тыс. женщин работало в промышленности, в России – 18млн. женщин и детей. Немцы работали в 1 смену. Гитлер был на фронте, когда  в 1916г. в Германии все было рационализировано  по карточкам, даже брюква. В 1918г. вспыхнула  революция, чтобы этого не произошло, производство снижено было на 13%.

Тойнби  выделил 21 цивилизацию, из них 20 относятся  к традиционным, традиционному обществу. Тойнби подчеркивает, что цивилизация  характеризуется в биологических  терминах. Цивилизация проходит фазы: генезис (возникновение), становление, зрелость, надлом, умирание. Срок жизни  – 1200-1400лет. Этим  цивилизациям свойственно  творческое меньшинство (по Западному, элита). Элита отвечает на Вызов-и-ответ  истории.

Вызов-и-ответ – понятия Тойнби, которые обозначают, дает ли элита как творческое меньшинство соответствующий или неадекватный ответ на вызов истории. Согласно Тойнби, любая цивилизация в своем развитии встречается с вызовами истории.

Вызов истории трактуется по-разному:

1. Вызов  времени (постиндустриальное общество). США: дают адекватный ответ  на вызов постиндустриального  общества. Символ ответа, символ  постиндустриального общества –  кремневая силиконовая долина (Калифорния). Калифорния – 7-я административная  единица после 6 стран мира  по ВВП.

Вызов истории есть:

  1. Вызов природы. Россия расположена на равнине и у нее нет естественных оборонительных линий. Дикое поле (1640г. образован Симбирск, как крепость засечной полосы от набегов крымских татар).

Согласно  Тойнби, с 1500г. весь не западный мир  стремился ответить на вызов Запада. 1500г. Запад благодаря 2 институтам, а  именно, рационально-экономическая  структура крупного промышленного  предприятия (60-70% доля зарплаты) и наука (Запад опережает Китай и весь остальной мир). Всегда сравнивают Запад  с Китаем. 1978г. Китай стал проводить  политику открытости и реформ (модернизация Китая). Ден Сяо Пин: «Не важно какого  цвета кошка, черного или белого, главное, чтобы она ловила мышей». «Не важно какого типа собственность, главное, чтобы была экономическая эффективность». Т.о. по Тойнби, вызов истории сегодня – это вызов Запада в форме постиндустриального общества по отношению ко всему не западному миру.  

  1. Тойнби  о России как цивилизации. Тойнби о Петре  Великом как личности и государственном  деятеле.
 

Тойнби  уделил большое внимание России как  цивилизации. Согласно Тойнби, Россия относится к православно-христианской цивилизации. Она имеет определенные достижения, своеобразия, является законченной  цивилизацией. В Западной философии  и истории всегда сравнивают Россию и Японию как страны традиционного  общества по отношению к Западу. Поведенчески, русские, чуваши, мордва, татары и японцы, имеют общее. Русский и японец не выделяет себя как личность из группы, из общества, по западному, русские и японцы не индивидуалисты, т.е. они психологически себя не идентифицируют с самим собой, а идентифицируют с группой. Овчинников: «Крона дуба, ветка сакуры».  Экономически, русские и японцы не карьеристы. Управленчески, выделяют американскую систему менеджмента и японскую. Фирма – одна семья.

По Тойнби, Россия – единственная цивилизация, которая добровольно самовестернизировалась, самоевропейзировалась. Под вестернизацией понимается распространение и усвоение западных норм другими странами. Все другие страны насильственно открылись Западу и стали вводить западные институты под угрозой насилия. Министерство иностранных дел.

Япония  под угрозой насилия открылась  Западу – революция Мэйдзи (1867-1868). Просвещенное правление. 1870 – в Японии построена ж/д. 1861 – в России отмена крепостного права. Страна двинулась по западному капиталистическому пути.

Информация о работе Ответы по философии