Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:45, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Т.о. у
евреев вместо мифологии сложилась
религиозная философия. Вместе с
тем в еврейской культуре мифе
не были отброшены, были добавлены новые
(миф о богоизбранности).
Индия до сих пор несет кастовую систему. Выделяют следующие касты:
Вне индийского общества – каста Чандала (неприкасаем). Заняты самыми непрестижными видами мастерства. По фр.- клошары, бомжи. Ницше ввел вновь в философский оборот слово Чандалы. «Христос есть бог Чандалы». Каста как слово от португальского «чистый». Под кастами понимаются группы занятых наследственными профессиями. Нет карьеры, вертикальной социальной мобильности.
В Индии религиозно-активные слои общества выделили безличного бога Брахман, который находится вне природы (трансцендентный бог), но отличается от Яхве. Брахман индифферентен (безразличен) к действительности, к жизни индийского общества. И Брахману соответствует в каждом индивиде частичка его сознания – Атма. Считается, что религиозно-активные личности должны стремиться соединиться путем медитации с Брахманом и получить освобождение.
Буддизм и Запад полярны.
Б: человек ни к чему не стремится, уходит в нирвану.
Б: жизнь – страдание.
Медитация.
Схема: 1) путем внутреннего
Нирвана, как феномен, реально существует. Однако выразить ее на естественном языке очень трудно, поэтому применяются слова «не то» и «не это».
В Японии
достижение такого состояния – «Сатри»
(озарение), происходит в процессе знаменитой
чайной церемонии (дзень-буддизм). Т.о.
в Индии вместо мифа сформировалось учение
Будды, как религиозно-философского и
медико-биологического учения.
4.
Китайский путь
преодоления мифологии
и становление
религиозной философии.
Специфика китайского этноса. Он не распался на сложных путях истории.
Специфика китайской цивилизации: в основных структурных чертах китайская цивилизация до сих пор сохранилась. Китай после 1978г. является динамичной страной.
1978г. Ден Сяо Пин: «Не важно, какого цвета кошка, черного или серого, главное, чтобы она ловила мышей».
С 1978г. в Китае введена НЭП.
В Китае
миф был заменен философией Конфуция.
Конфуций понял очень важную истину:
общество, чтобы оно было структурировано
и динамично, должно подчиняться
правилам от императора до крестьянина.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизация есть определенный культурно-исторический тип. Понятие цивилизации, как культурно-исторического типа, является классическим и признано в современной философии и науке. Данилевский в работе «Россия и Европа» отметил: всемирная история есть жизнь и смена одних цивилизаций другими, их осуществление. Цивилизация рассматривается Данилевским, как биологический организм, поэтому ее описание происходит в биологических терминах. Цивилизация возникает, становится, развивается, достигает зрелости и постепенно отмирает.
Данилевский ввел срок жизни цивилизации – 1200-1400лет. Данилевский выделил всего 10 цивилизаций: Китай, Индия, Египет и Вавилон, Греция и Рим, Исламская и Византия, Западная и Славянская.
Данилевский вводит и критерия, по которым определяют признаки цивилизации: 1)эстетический, 2)политический, 3)религиозный, 4)соц.-экономический.
Все эти 10 цивилизаций, за исключением Славянской, характеризуются одним из критериев. И к ним не применимы все 4 критерия.
Греция: характеризуется эстетическим критерием, т.е. греки проявили себя в культуре и искусстве.
Рим: политический критерий. Римский принцип: «разделяй и властвуй» управление римской империей. Император Тит определял следующее, что дал Рим миру: 1)дороги. «Аппиева дорога». 2)стенография 3)комфорт. Самое дорогое – свет и тишина.
Рим дал Западу Римское рациональное право (1804г. Наполеон принял ГК на основе Римского рационального права), Первый буржуазный кодекс мира.
Запад:
2 критерия: наука и капитализм. Согласно
Данилевскому, Россия будет носителем
всех 4 критериев. Согласно Данилевскому,
цивилизация – это, по сути, замкнутые
монады (духовные единицы) Лейбница,. т.е.
структурные, постоянные отношения, и
признаки цивилизаций друг другу не передаются.
Индия не усвоила институты Британии.
Там есть признаки кастового общества.
Цивилизация развивается как биологический организм. Время расцвета очень небольшое – около 20 лет. Данилевский в своей работе пытался ответить на вопрос: Почему Запад во 2-ой половине 19 века резко отрицательно относится к России? Ответ: разные типы цивилизации. Психологически, Запад: принцип «свой чужой», не считает Россию родственной, близкой по духу цивилизацией. На Западе во 2-ой половине 19 века стали употреблять слова Наполеона: «Поскреби русского, получишь татарина». Под татарином подразумевается монгол.
Понятия
Данилевского о цивилизации, как
определенном культурно-историческом
типе нашло широкое распространение
на Западе. Освальд Шпенглер: «Закат Европы»
(1918-1920). Шпенглер: «Запад вступает в период
кризиса, т.к. исчерпал свою культуру. Вступил
в стадию цивилизации (комфорт)». Россия:
толстые журналы, любовь. Запад: брачный
контракт.
Благородный муж – это идеал китайца. Признаки благородного мужа:
Мужчина
в сане чиновника есть «мандарин».
При императоре Уди чиновники
все отвечали конфуцианскому стандарту.
Отсюда традиционные церемонии «ли»,
ритуалы. Благородный муж – это
идеальный человек, даже если он беден.
Тойнби – британский философ и историк. Он написал монументальный труд «Постижение истории».(1889-1975).
Тойнби как личность: встречался с Гитлером, его поразила социальная политика Гитлера по отношению к немцам. Впервые это зафиксировал Яковлев Н.Н. «19 ноября 1941». После Сталинграда Гитлер не разрешил уменьшить производство гражданских товаров меньше чем на 13%. В Германии 500тыс. женщин работало в промышленности, в России – 18млн. женщин и детей. Немцы работали в 1 смену. Гитлер был на фронте, когда в 1916г. в Германии все было рационализировано по карточкам, даже брюква. В 1918г. вспыхнула революция, чтобы этого не произошло, производство снижено было на 13%.
Тойнби
выделил 21 цивилизацию, из них 20 относятся
к традиционным, традиционному обществу.
Тойнби подчеркивает, что цивилизация
характеризуется в
Вызов-и-ответ – понятия Тойнби, которые обозначают, дает ли элита как творческое меньшинство соответствующий или неадекватный ответ на вызов истории. Согласно Тойнби, любая цивилизация в своем развитии встречается с вызовами истории.
Вызов истории трактуется по-разному:
1. Вызов
времени (постиндустриальное
Вызов истории есть:
Согласно
Тойнби, с 1500г. весь не западный мир
стремился ответить на вызов Запада.
1500г. Запад благодаря 2 институтам, а
именно, рационально-экономическая
структура крупного промышленного
предприятия (60-70% доля зарплаты) и наука
(Запад опережает Китай и весь
остальной мир). Всегда сравнивают Запад
с Китаем. 1978г. Китай стал проводить
политику открытости и реформ (модернизация
Китая). Ден Сяо Пин: «Не важно какого
цвета кошка, черного или белого, главное,
чтобы она ловила мышей». «Не важно какого
типа собственность, главное, чтобы была
экономическая эффективность». Т.о. по
Тойнби, вызов истории сегодня – это вызов
Запада в форме постиндустриального общества
по отношению ко всему не западному миру.
Тойнби
уделил большое внимание России как
цивилизации. Согласно Тойнби, Россия
относится к православно-
По Тойнби,
Россия – единственная цивилизация,
которая добровольно
Япония под угрозой насилия открылась Западу – революция Мэйдзи (1867-1868). Просвещенное правление. 1870 – в Японии построена ж/д. 1861 – в России отмена крепостного права. Страна двинулась по западному капиталистическому пути.