Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:45, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Если
Кьеркегор противопоставляет
Карл
Ясперс создал учение
об истории, пограничной
ситуации и коммуникации личности
и народов.
ЛИЧНОСТЬ
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое существо, единство биологического и социального. Спиркин А.Г. выделяет 3 составляющую – психоэмоциональную. В биологическом плане человек относится к классу узконосых приматов.
«Индивид» - понятие, которое обозначает отдельного человека, как представителя рода по имени человек. «Индивидуальность» - те или иные особенности индивида.
Личность в различных философских системах понимается по-разному. Экзистенциализм: Кьеркегор: «личность - экзистенция». Р.Декарт: «личность-самосознание». Маркс: «личность-совокупность общественных отношений».
В философии и науке выделяют проблематику взаимосвязи биологического и социального. Акт внимания. В крупных городах США у школьников афро-американцев отсутствует внимание.
Психоэмоциональная проблематика – выгорание личности (результат тех групп, которые по профессии, по роду деятельности испытывают избыток межличностного общения).
Признаки выгорания личности:
Генетический груз. Зафиксировано, что в 20 в. на геном человека оказывают отрицательное воздействие те или иные факторы. Франция: «дети воскресения». В советской биологии прошла дискуссия «в чем истоки преступности?». Александров А.Д. (математик, с 1950г. ректор Ленингр.университета): «личность, поведение – результат биологического». Дубинин (генетик): «личность, ее способности – есть результат социальной среды».
В философии личность понимается в общем плане, родовом плане. Речь идет о понимании смысла жизни, понимания личности. Достоевский: «личность – это целостность, ее нельзя сводить к роли». К.Ясперс: «только в пограничной ситуации (болезнь) перед личностью возникают последние вопросы бытия». Д.: «Русские мальчики в трактире обсуждают последние события, вопросы бытия».
В соответствии с основными положениями того или иного религиозного учения личность понимается по-разному. Христианство: личность – образ и подобие Бога. Все личности равны по отношению к Богу. Протестантизм: Избранность личности. Личности не равны перед Богом. Символ протестантизма: « богат тот, кто угоден Богу». Освещет, признает мирскую, предпринимательскую деятельность личности.
А.С.Хомяков (по Герцену, христианин – страшный, эрудированный человек) – основоположник славянофильства: личность – соборная личность.
Т.о. философское
и религиозное понимание
В социологии личность понимается в рамках социального и отдельная личность, ее проблематика рассматривается в рамках социального, в рамках класса (слоя). По неофрейдизму в рамках социального характера.
Маркс: ведущую роль в обществе, социальной структуре играет класс. Класс – большая социальная группа занятых, имеющих и не имеющих собственность.
Выделяют 2 типа личности: 1)личность буржуа 2)личность пролетария.
В феодальном обществе: 1))личность феодала 2)личность крестьянина.
Маркс: «Экономически господствующий класс господствует и духовно». В Западной Европе в буржуазном обществе экономически господствует буржуазия.
Вебер: понимание личности, социологически, определяется в рамках социальной стратификации. Выделяют 2 соц.теории личности:
Социологи считают, что социальная стратификация наиболее полно поглощает личность, вбирает ее независимо от того, кем эта личность является. Пример: вор в законе, у которого есть свои стандарты. Стратификация разрушает эти стандарты.
Таким образом, социальная
Психологическое понимание
Юнг выделяет два типа: 1. экстраверты
(т.е. чье Я направлено на
других), 2. интроверты (те, чье внимание
направлено на самого себя). Ученые-интроверты.
2. НЕОФРЕЙДИЗМ О ЛИЧНОСТИ
В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового.
Неофрейдизм
1. отрицает бессознательное Фрейда (его две категории – либидо и влечение)
2. у Маркса отрицается классовое понимание личности. Социально бессознательное.
3. КАРЕН ХОРНИ О ЛИЧНОСТИ, ЭРИХ ФРОММ О ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ «БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ».
Хорни написала в Америке знаменитую книгу «Невротическая личность нашего времени». Невроз – базовая тревожность, это результат норм культуры американского общества, это формируется в детстве.
В современном обществе нормы
культуры носят
Фромм – неофрейдист. Представитель франкфуртской школы философов и социологов (1900-1980). 1941 – книга «Бегство от свободы», цель которой – понять и показать, почему в Германии мирным путем в 1933 году к власти пришел Гитлер и установился нацизм. По Фромму, в Германии основа нацизма была авторитарная личность, которая выделяется как тип личности: по критерию социальный характер, который включает социальное, слои «страты», низшие слои среднего класса, по типу культуры (отец – покровитель, забота).
Таким образом, ведущее место в немецком обществе занимает авторитарная личность.
Эрих Фромм «Бегство от свободы». Он соединяет учения Фрейда с учениями Маркса. Соединяют понятие «социальный характер». В обществе можно выделить авторитарную личность.
Факторы бегства от свободы:
По Фромму, опора Гитлера заключается в социально-психологических чертах авторитарной личности – массах. Фромм не анализирует в Западном понимании роль или. Он анализирует социальный характер немцев, как носителей авторитарной культуры. Личность включает патерналистскую культуру, низшие слои, их патриархальные представления о семье и женщинах.
По Фромму,
авторитарная личность – опора нацистского
режима фашистской Германии.
Дюркгейм
– французский социолог и психолог.
Фр.философия имеет свою специфику,
уделяется большое влияние
Он выделяет 2 полярных типа системы ценностей:
Мировоззрение
1 Мировоззрение, как иерархическая система
Мировоззрение,
как понятие, обозначающие
По Марксу
сознание-это знание о чем либо,
следовательно, исходное мировоззрение
является знание. Знания фиксируются
понятием истина. Истина есть адекватное,
соответственное, верное и точное знание
о вещах и предметах, о действительности.
Понимание есть знание взаимосвязанных
понятий категорий и умение ими
оперировать. Понимание в различных
религиозных учениях и