Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:45, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на основные вопросы.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 98.33 Кб (Скачать)

Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм:

  1. все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа:                                     а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничто ничтожит»;

б)научные  суждения (понятия) и предложения.

Философские понятия и предложения не имеют  смысла. Их нельзя проверить, например, «ничто ничтожит». По Хайдеггеру, ничто  – мир без Бога, без ценностей.

  1. Неопозитивизм о философии: здесь как и у Канта философия не имеет своего предмета исследования, она изжила себя, и поэтому философия сводит неопозитивизм к логике, анализу языка. Философская деятельность связана с анализом  научного текста:

-все  предложения, понятия уточняются  и поясняются;

-убираются  все парадоксы;

-весь  текст в результате деятельности  становится самосогласованным, как  грамматически, так и орфографически и понятийно. Или концы с концами текста сходятся.

  1. Неопозитивизм о познании. Неопозитивизм: выделяет 2 уровня познания: 1)эмпирический (опытный); 2)теоретический.

Специфика эмпирического познания – все  факты опыта фиксируются в  суждениях, эти суждения автономны  и являются основными предложениями.

Теоретическое познание – результат эмпирического  познания и все понятия теории, суждения, идеи соответствуют протокольным предложениям. Это критерии верификации. Все понятия, суждения проверяются  опытами. Согласно неопозитивизму в  теории нет погрешности, вся теория соответствует протокольным предложениям.

  1. неопозитивизм об истине. Под истиной понимается взаимосогласованные знания, поэтому все опытное знание сводится в определенную логическую конструкцию. Неопозитивизм подчеркивал, что опытное познание исследует явления, а не их сущность.

Другими словами, неопозитивизм отрицает познание сущности вещей. 

Неопозитивизм уделяет большое внимание логике и математике, анализу научного текста.

Т.о. неопозитивизм  берет в статике научное знание, и научное знание состоит из:

1)эмпирическое, опытное (фактуальное), знание

2)логическое (аналитическое).

 Неопозитивизм уделяет большое внимание логическим и научным понятиям. Философия  категории и научные понятия  рассматриваются как знаки, которые  не связаны с сущностью вещей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Т.Кун  о научном сообществе  и парадигме. Работа  Куна «структура  научной революции»

 1962 – Т.Кун издал книгу «структура  научной революции», тем самым  открыв новый этап в развитии  позитивизма. Т. Кун ввел понятие  парадигма, но специалисты считают,  что главное понятие Куна –  научное сообщество. Строго говоря, оно возникло в 16-17 веках вместе  с возникновением капитализма. Англия – капитализм, футбол, Биттлз.

 Наука характеризуется системой ценностей (этос):

  1. истина как ценность;
  2. авторство научного достижения.

Ныне  это понятие уточняется, изменяется (дисциплинарная матрица); индекс цитируемости.

 Ценность  – равенство всех ученых (преподавателей студентов). Это значит, что нет  иерархии – все равны, независимо от ранга, звания и достижений.

 В науке  выделяют свою мотивацию деятельности ученого, она является разнообразной  и может быть не связана с истиной.

 В курсе  теоретической физики нет ни одной  мысли Лившица и нет ни одного слова Ландау. Выделяют разнообразные  отношения в науке, если человек  человеку – волк, то ученый ученому  - тигр.

 Субкультура в научном сообществе выделяют не только субкультуру преподавателей, студентов, администрации и т.д., но и субкультуру мыслителей. Ландау ввел теоретический минимум. Всего сдало 40 человек теоретического минимума (в т.ч. студент 3 курса).

 Выделяют  специфику деятельности ученого, как менеджера, организатора. Капица предложил Сталину организовать новый ВУЗ – физ.тех.

 Т.о. научный социум есть определенный социальный институт. 

ПОЗНАНИЕ 

1.Гносеология  как философская  дисциплина. 

В философии  выделяют специальный раздел, специальную  дисциплину, по имение гносеология. Гносеология  от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеология была выделена Кантом Гносеология рассматривает, как, каким образом субъект познания познает действительность, объект познания. Прежде всего, в гносеологии выделяют парные категории: субъект познания и объект познания. Субъект познания был введен в философский оборот  Западно-Европейским философом Рене Декартом.

В немецкой классической философии под субъектом  познания понимается активно действующее  начало, а также носитель мышления оценки и познания в зависимости  от материализма и идеализма субъекту познания придают соответствующую  философскую трактовку. Объект познания – это на то на что нацелено внимание субъекта. Следует иметь в виду, что понятия Объект познания и  субъект познания не тождественны. Объект познания есть часть объективной  реальности которую познает субъект. Понятие объект познания и предмет  познания не тождественны. Объект познания может быть предметом исследования различных дисциплин. Например: рыночная экономика является предметом исследования различных дисциплин. И в ней  эти дисциплины выделяют те или иные аспекты. Гносеология оперирует  такими фундаментальными категориями  как «субъект познания», «объект  познания», «категории», «чувственные познания» и др., в том числе  «Истина». Истина как понятия «стягивает»  все понятия в гносеологии  в систему. Следует иметь в  виду, что гносеология исследует  разнообразные виды познания, а именно, житейское, художественное, обыденное, научное познание и др. Во второй половине 20 века возникли различные  дисциплины, как кибернетика, физиология, когнитивная (познавательная) психология, которые также исследуют вопросы  познания. Поэтому гносеология учитывает  достижения этих дисциплин в общем  понимании познания. 

2. Эпистемология как  дисциплина. 

Впервые вся проблематика научного познания в британской философии стала  обозначаться греческим словом «эпистемология». Эпистемология исследует понятия, как эмпирический и теоретический  уровни познания, теории, концепции, научные  идеи, научные сообщества, субкультуру  ученых, преподавателей, студентов, и  др. понятия, в том числе научная  истина. Научная истина как понятие  как понятие стягивает в систему  все понятия эпистемологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Специфика  агностицизма. Теория  познания Канта.  

Агностицизм есть философия познания, в соответствии с которой субъект познает  только лишь явления, как феномены и  не в коем случае не познает сущность вещей. Агностицизм по-другому философски признает познание на феноменологическом уровне и отрицает познание на сущностном уровне.

По Канту, как агностику, явление абсолютно  не связано с сущностью вещей. Вещь «в себя» только лишь представляется в виде явления как феномен  субъекта познания, вызывает в чувствах субъекта хаос представления. Феномен-это  явление абсолютно не связано  с вещью «в себе» (по Канту).

Выделяют  следующие исторические формы агностицизма:

1)античный  скептик;

2)философия  Юма;

3)агностицизм  Канта;

4)конвенционализм.

1)Карнеад - есть представитель античных скептиков. Согласно Карнеаду, чувства индивида дают правильное представление о вещах, а мышление не может познать сущность вещей. Поэтому необходимо воздерживать от суждений о деятельности. Карнеад, как скептик, выделяет три степени вероятности суждений:

1.вероятностное  суждение

2. вероятностное  суждение, согласованное с другими  суждениями

3. вероятностное  суждение, согласованное с другими  суждениями и проверенное суждение.

Согласно  Карнеаду третья степень суждений наиболее приближает индивида к действительности и можно этим суждением руководствоваться. По Карнеаду, каждому вероятностному суждению можно найти противоположное вероятностное суждение.

Т.о. у  античных скептиков содержится в  определенной форме агностицизм  в целом. Здесь и отделение  знания от действительности, здесь  познание исследует лишь только явления, здесь и трудности познания, здесь  стремление воздерживаться от утвердительных суждений.

2)Давид  Юм. Центральное место в философии  Юма занимает положение о причине.  Юм отрицает причинность в  природе и в действительность  познать сущность вещей. Согласно  Юму вера – привычка в то, что за одним событием последует  другое отождествляется индивидом  с причинностью.

Кант  совершил переворот в философии, равный Копернику.  Кант в отличие  от предшественников-философов уделил внимание не познанию вещей, а проанализировал  субъект познания. В этом специфика  философии Канта. Кант как родоначальник  немецкой классической философии под  субъектом познания понимал активное действующее начало. Корни познания Канта исходят из того, что  опыт не может дать знания о действительности, и знания о действительности не могут  также дать «чистое» мышление субъекта, «чистый» опыт, поэтому необходимо соединить опыт, опытное знание с  чистым Я, рассудком.

Вещь  «в себе» посредством явления  вызывает хаос ощущения в чувствах субъекта.

Пр-во и  время по Канту принадлежат субъекту от рождения, т.е. как априорной формы (доопытной) ее посредством пространства и времени. Упорядочивается хаос впечатлений.

Этому хаосу впечатлений придается  пространственная и временная структура. По Канту пространство и время  не существуют объективно, не есть характеристики вещей и отношений, а есть априорные, доопытные формы чувственности.

Затем упорядоченным во времени и в  пространстве совокупность представлений  подводится под категории рассудка. И получаются знания о явлениях как  феномена вещей «в себе».

Т.о. теория познания Канта включает соединение опыта с априорными формами чувственности  и категориями рассудка как априорных  понятий.

В конце 19-нач.20 вв. в науке резко возросла роль теории идеи и наряду с геометрией Евклида была создана Неевклидова  геометрия. Возникла специальная и  общая теория относительности.

По Альберту Эйнштейну …. в момент выбора понятий  при создании теорий он не связан с  опытом эмпирических данных. Отсюда возникает  конвенция соглашения о том, как  называть то или иное понятие.

Отдельные философы и ученые как Анри Пуанкаре исходят из того, что понятия категории, идей – это только лишь наши конвенции, т.е. соглашения.

И применительно  к геометрии, нельзя считать евклидову  геометрию и неевклидову истинностными.

Т.о. согласно Пуанкаре понятия, идеи, теории есть только лишь конвенции, соглашения субъектов  познания и они не связаны с  действительностью.

Выделяют  также западноевропейский скептицизм, в лице Мишеля Монтеня.

Согласно  его точки зрения требуется здоровый скептицизм, т.е. мы должны критично относится  к авторитетам, идеям, учениям, теориям. Он подчеркивал, что некоторые знатоки  говорят, это сказал Платон, это написал  Аристотель, а сами как они думают, как они размышляют?!

Скептицизм  Мишеля Монтеня был направлен  против средневековой схоластической философии и католицизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Классическая концепция  истины и ее  противоречия. 

Следует различать слово «истина» и понятие  «истина». Слово «истина» многозначно. Например, истинный друг, истинная музыка. Т.о. слово «истина» является характеристикой  вещей и предметов.

В философии  слово «истина» становится понятием и характеризует знания, а не вещи.

Информация о работе Ответы по философии