Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:45, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на основные вопросы.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 98.33 Кб (Скачать)

Переход к принципиально новому образу знания путем творческого воображения, неологическим образом (Кант). Разум  связан с рассудком с наличным знанием. Нет ничего мистического при  переходе к принципиально новому знанию, т.к. оно связано с ___________________.

Ныне  проходят соревнования игры в шахматы  между человеком и компьютером. Если полагать, что игра проходит на уровне разума, то выиграет человек, если на уровне рассудка – выиграет машина. 
 
 
 
 
 

4. Зигмунд Фрейд  о психике. Метод  свободных ассоциаций  как психоаналитическая  процедура.

Зигмунд Фрейд – ученый врач, который  создал психоанализ.

Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Фрейд как врач ежедневно принимал около 10 посетителей. Пациент тогда –  это представитель высших слоев  среднего класса и низших слоев знати (в Австро-Венгрии). Вена как столица  была крупным городом, где возник такой феномен, как невроз – базовый феномен личности. До Фрейда невроз лечили посредством гипноза. Фрейд от него принципиально отказался. Он стал лечит словом и оформил процедуры как метод свободных ассоциаций.

Фрейд в работе «Я и оно» (1923 г.) выделил  суперуровни психики:

  1. Бессознательный – «оно».
  2. Сознание.
  3. Сверхсознание.

Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая  идет от Рене Декарта, согласно которой  сознание – это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот:

  • сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания;
  • сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.

Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:

  • комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте;
  • комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа.

Поздний Фрейд учитывал опыт войны и разделял бессознательное также на другие два комплекса:

  • эрос – любовь к жизни, к созидательной деятельности;
  • тонатос – любовь к смерти, к разрушительной деятельности.

Сверхсознание – это усвоение личности нормы  и ценности общества (совесть личности, цензор личности, контролер личности). Сверхсознание делает приемлемым поведение  личности, обусловленное бессознательными комплексами.

Зигмунд Фрейд всю проблему бессознательного связывал с детством личности.

Выделяют  два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда:

Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в:

  • оговорке;
  • описке;
  • снах;
  • английском юморе (не путать с армейским).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экзистенциализм 

1. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциализма.

 Историческими  условиями возникновения Э. были:

  1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где жертвами стали те, кто не отвечали идеалу прогресса. Учение прогресса рассматривали в Западной Европе как одно из величайших достижений западноевропейской культуры.
  2. Кризисные явления в экономике, культуре, политике западноевропейского общества.
  3. Дальнейшая рационализация экономических отношений (прибыль, почасовая ставка оплаты труда), технологических отношений (конвейер), политических отношений (выбор), культуры (массовая, элитарная) – все это показало хрупкость и конечность личности.

 Философы, писатели, творцы культуры обратились к творчеству датского мыслителя  Сёрена Кьеркегора (1813-1865 гг.). Считается, что первое философское произведение экзистенциализма – это произведение Хайдеггера «Бытие и время» (1927 г.). «Ничто ничтожит».

 Сёрен Кьеркегор как мыслитель ввел в философский оборот, придал значение и определение понятию Экзистенциализм  – существование. Философски Э. подчеркивает, что экзистенция – подлинное  Я – предшествует сущности. Если материализм подчеркивает, что человек – носитель общественных отношений, его сущность определяется этими отношениями, то Э. это отвергает, утверждая, что существование предшествует сущности.

 Кьеркегор в своих работах «страх и трепет»  выступил решительным противником  философии Гегеля, согласно которому Бог может быть познан в эфире  чистой мысли, т.е. познан посредством  понятий и категорий. По Кьеркегору личность не может познать Бога, таким образом, Кьеркегор подчеркивает идею трансцендентности Бога (вне времени и пространства). Человек понятийно познать Бога не может. Кьеркегор подчеркивает, что человек заброшен в этот мир; человек забыт Богом. Бога мы можем ощутить эмоционально, в ситуации страха.

Сёрен Кьеркегор о личности.

 Согласно  Гегелю человек характеризуется  сознанием, мышлением и ПОНЯТИЕ, в его словесной форме –  главное орудие познания у субъекта познания. По Кьеркегору личность – отношение Я к самой себе. В этом отношении появляются субъективно-эмоциональные переживания. По Кьеркегору понятийно познать личность нельзя.

 Согласно  Гегелю человек, индивид, личность –  вещь, которая познается посредством  категорий. По Кьеркегору человек, индивид  не объективируем, т.е. не превращается и не может превращаться в вещь, а следовательно понятийно познать личность нельзя. Индивид сам себя понятийно познать не может, он познает себя эмоционально, ценностно, посредством переживаний, интуиции, догадки.

 Согласно  Кьеркегору экзистенция личности, т.е. подлинное Я личности, человек, какой  он есть на самом деле, познается  в ситуации «или – или», или, в  трактовке Карла Ясперса, в пограничной  ситуации. В нормальных условиях человек  эмоционально, ценностно познать  свое подлинное Я не может. По Герцу  мы не должны попадать в трудные  ситуации, не должны испытывать трудности.

Сёрен Кьеркегор отказался жениться на любимой девушке. Он на своем личном опыте создал, прежде  всего, философское  учение. Э. анализирует отдельного единственного  человека в ситуации выбора. Кьеркегор  противопоставил учению Гегеля о  диалектике свою экзистенциальную (личностную) диалектику. По Кьеркегору личность 3 стадии существования:

  1. эстетическая;
  2. этическая;
  3. религиозная.

Эстетическая стадия. Любой индивид эстетически в момент озарения начинает реализовывать себя как эстетик, т.е. творит свой эстетический мир или, по-современному, любой индивид отказывается от стереотипов массовой культуры и создает свой стереотип прекрасного. На языке Кьеркегора на этой стадии происходит эстетическое томление, т.е. для личности свой мир прекрасного недостаточен.

Этическая стадия. Любой индивид ведет себя этически, т.е. выбирает свое отношение к проблематике общества.

Религиозная стадия. Объединяет эстетическую и этическую стадии и связана со страхом. Кьеркегор, как и другие экзистенциалисты разделяет «Боязнь» и «Страх». Боязнь – страх чего-л. конкретного. Страх – осознание того, что человек покинут Богом или, в трактовке Хайдеггера, в мире священные ценности исчезли или, по Ницше, Бог умер. На религиозной стадии человек приходит к подлинному пониманию экзистенции, к подлинному Я.

В тот  период времени творчество Кьеркегора не оказало своего влияния на культуру, оно было забыто и вновь открыто  после первой Мировой войны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экзистенциализм Карла Ясперса.

 Карл  Ясперс (1883-1969 гг.)

Карл  Ясперс как личность

 Закончил  в университет (юридический, медицинский  факультеты). Работал психологом и  ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать  такие философские системы, какие  создал Платон и Гегель, т.е. он рассматривал философию как философские тексты, которые обозначает, что личность, посредством философской веры, т.е. коммуникации на личностном уровне понимает Я другого, и философские тексты фрагментарны, незавершенны или системны. Философская вера обозначает для  личности, что личность должна философски заниматься созерцанием. «Мы должны выйти из общего потока жизни». В 1937 г. Ясперс освобожден от преподавания в нацистской Германии, т.к. был женат  на еврейке. После войны Ясперс написал  знаменитую статью о вине немцев в  годы фашизма:

  • уголовная вина;
  • политическая вина;
  • метафизическая вина немцев, допустивших Гитлера к власти.

 Карл  Ясперс в работе «Духовная ситуация нашего времени» и др. работах вводит понятие «пограничная ситуация» - предел напряжения (страхи, боязнь, трудности, война). В пограничной ситуации индивид  эмоционально, ценностно познает  о себе то, каков он есть на самом  деле, т.е. свою экзистенцию.

 В повседневной жизни обезличенная структура западного  общества обезличивает, усредняет человека. По Хайдеггеру, его конформист обозначается понятием «man» - усредненный, безличный человек. Проблема подлинной жизни личности требует подлинной коммуникации между людьми.

 Ясперс  как врач отмечает, что отношения между пациентом и врачом есть отношения между субъектом и предметом (познание посредством категорий). Затем врач переходит на более высокий уровень общения – на уровень сознания. Однако врач всегда может прервать общение между двумя сознаниями личностей. Подлинное общение – коммуникация двух Я. 

3. Философия истории Карла Ясперса.

Карл  Ясперс создал оригинальное учение о  философии истории. Он ввел понятия  «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые  народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник  цивилизационного понимания истории  человечества. Согласно Н.Я. Данилевскому цивилизация – определенный культурно-исторический тип. Цивилизация живет в среднем 1200-1500 лет, считают Данилевский, Шпенглер, Тойнби и Л.Н. Гумилев. Мировая история – жизнь и существование различных цивилизаций или, философски, нет единого мирового исторического процесса – он распределяется на жизнь различных цивилизаций. Ясперс с этим принципиально не согласен: мировая история – единый процесс, в котором выделяется осевое время.

 Материализм К. Маркса и Ф. Энгельса: целостность  мировому историческому процессу придают  отношения собственности. Согласно Ясперсу целостность мировому историческому  процессу придаем духовная (философская) вера, коммуникация между различными народами.

 В осевое время у Греков возникали философские  системы до Сократа. У китайцев возникли конфуцианство и даосизм («недеяние», «удвей», «Дао»). У индийцев – буддизм. У евреев – пророки. Пророки – учения о справедливости, стремление к справедливости, борьба за справедливость. Пророк в Ветхом завете – личность, верующий, наделенный божественной благодатью – харизмой. Пророк – харизматический верующий. Пророк Заратустра: «осевые народы в осевое время – самые предельно широкие вопросы бытия, последние вопросы бытия». Отсюда: в осевое время сформировался человек.

Информация о работе Ответы по философии