Политическая
философия
В отличие от
философии Реформации, предметом
которой были отношения между
Богом, Церковью, человеком и государством, политическая
философия исследовала проблемы управления
реально существующим государством, методы
влияния на людей, приемы политической
борьбы. Ярким представителем политической
философии являлся Никколо Макиавелли (1469
- 1527) - итальянский (флорентийский) политический
деятель, философ и писатель.
- Никколо Макиавелли.
Хотя Возрождение не дало ни одного значительного
теоретического философа, в области политической
философии оно дало выдающегося мыслителя
- Никколо Макиавелли. Его политическая
философия носит научный и эмпирический
характер, которая основана на собственном
деловом опыте и ставит своей целью указать
средства для достижения намеченных целей.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные
положения:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущими мотивами поступков человека
являются эгоизм и стремление к личной
выгоде;
• совместное существование людей невозможно,
если каждый будет преследовать только
свои эгоистические интересы;
• для обуздания низменной натуры человека,
его эгоизма создается особая организация
— государство;
• правитель должен руководить государством,
не забывая о низменной природе подданных;
• правитель должен выглядеть щедрым
и благородным, но не быть таковым в действительности,
поскольку при соприкосновении с реальностью
данные качества приведут к противоположному
результату (правитель будет свергнут
далеко не благородными соратниками либо
противниками, а казна — промотана);
• ни в коем случае руководитель не должен
посягать на имущество и личную жизнь
людей;
• в борьбе за освобождение родины от
иностранного владычества за ее независимость
допустимы все средства, в том числе коварные
и аморальные. Никколо Макиавелли
родился во Флоренции в семье бедного
юриста, образование получил самостоятельно:
сам изучал латынь, философию и в конце
концов почувствовал огромный интерес
к политическим наукам. Никколо в 30 лет
начинает политическую карьеру, становится
секретарем правительства Флорентийской
республики, много ездит по Европе. Но в 1512
г. республика пала, Медичи попадают в
опалу. Макиавелли оказывается в тюрьме,
подвергается пыткам, а впоследствии его
ссылают во Флоренцию. Последние годы
жизни он проводит вдали от политики, пишет
основные свои произведения, среди которых
выделяются «Рассуждения на первую декаду
Тита Ливия» и «Государь» (или «Монарх»).
Эта работа благодаря своей остроте, убедительности,
неожиданности и меткости выражений стала
одной из немногих политических книг,
вошедших в мировую литературу. Самый
революционный аспект "Государя"
не в том, о чем там говорится, а в том, что
игнорируется. Смысл и дух этого произведения
заключаются в том, что хороший государь
должен служить на благо обществу. Высшая
цель — цель общества, а не отдельного
гражданина, даже если этим гражданином
является монарх. Поэтому не нужно измышлять
никакие идеальные государства, не нужно
ничего строить, нужно просто познавать
реальный общественный мир и жить в этом
мире. До Макиавелли для всех политиков-теоретиков
главным вопросом была цель государства.
Власть мыслилась только средством достичь
справедливости, благосостояния, свободы
или Бога. Макиавелли утверждает, что целью
является сама власть, и обсуждает только
средства взять, удержать и распространить
ее. Макиавелли отделяет власть от морали,
религии и философии, устанавливая государство
как автономную систему ценностей, не
зависимую от других источников. Во имя
государства можно нарушить и религию,
и мораль. Все позволительно, даже обязательно
- вплоть до тягчайших преступлений. Макиавелли
не считает мораль ниже государства, просто
каноны власти и узы морали не соприкасаются.
Для моралиста выше всего этика, для священника
- религия, для государственного деятеля
- интересы государства. «Цель оправдывает
средства...» Если безопасность государства
зависит от предстоящего решения, не следует
учитывать, справедливо оно или нет, гуманно
или жестоко, благородно или постыдно.
Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать
лишь одно - спасет ли оно жизнь и свободу
государства?"
Интереса к философии и религии Макиавелли
не испытывал, но, будучи человеком своего
времени, он вынужден был обращаться к
вопросам философии и религии. Свое отношение
к Богу он сформулировал следующим образом:
Бог есть не тот Бог, Которого в виде некоего
высшего существа представляют себе христиане,
а некоторая фортуна, судьба, направляющая
мир в соответствии со своими законами.
Как у мира вещественного есть свои законы,
так есть они и у мира общественного. Бог
создал эти законы в виде судьбы и более
в них не вмешивается, поэтому данная закономерность
в обществе всегда постоянна.
Человек должен познать эту закономерность
и действовать в соответствии с ней. Мир,
следовательно, всегда в этой закономерности
одинаков, в нем всегда есть добро и зло,
есть политические интересы и т.п. Государства
возникают и исчезают по законам фортуны,
и человек, если будет познавать эти законы,
будет успешен в своей деятельности. «Судьба
— это женщина, — говорил Макиавелли,
— если хочешь владеть ею, надо ее бить
и толкать». Общество
возникает вполне естественно из стремления
людей к самосохранению. Люди объединяются
— и возникает общество. Для управления
обществом люди выбирают начальников.
Таким образом, появляется власть, которая
назначает для охраны общества армию,
полицию и др. Характер функционирования
и возникновения общества не имеет какой-то
высшей религиозной или нравственной
цели. Мораль возникает на более поздней
стадии и представляет собой то, что полезно
для каждого члена общества и для общества
целиком. Для соблюдения морали создаются
законы, для охранения людей создаются
армия и власть, а для духовного единства
общества создается религия.
Христианство создавалось также для духовного
единства народа, но это была ошибка —
христианство есть религия несовершенная,
поскольку основана на культе не тех человеческих
качеств, которые нужны обществу. Христианство
слишком уповает на потустороннее, на
загробное воздаяние и не ценит действительность,
ценит слабость, а не мужество. Макиавелли
критикует христианство, которое "прославляет,
скорее, смирение и созерцательность,
чем активное действие", идеализируя
презрение к земным благам, подразумевает
лишь стойкость мученика, не учит силе,
с помощью которой совершаются подвиги.
Макиавелли стоит на позициях греческого
язычества — это именно та религия, которая
могла бы действительно объединить общество.
В силу того, что у нас господствует
христианская религия, мир наш несовершенен
и власть в нем принадлежит не достойным
людям, а мерзавцам. Языческая же религия
возвышает мужество, добродетели, храбрость,
славу — именно те черты характера, которые
нужны настоящему гражданину. Таким образом,
по Макиавелли, политика абсолютно автономна;
она есть порождение не морали и не религии
— наоборот, мораль и религия есть порождение
политики.
Макиавелли, покончив с лицемерием, создал
четкую систему ценностей, отличных от
общепринятой морали. Добро и зло превратились
в его трактате из абсолютных категорий
в относительные. Использование яда - добро,
если этим избавляешься от политического
врага, тем более, если никто не узнает.
Это вовсе не означает, что отравления
вообще допустимы; цель политики - власть,
то, что эффективно для ее достижения -
добро, то, что неэффективно, - зло, если
употребить религиозный термин - грех.
Добродетели государя - решительность,
честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность,
порядочность и целомудрие.
Он призывал интересы отдельного человека
подчинить интересам всего государства,
а государство - отдать в руки монарха.
Задача монарха - принудить всех работать
на общество и особенно не церемонится
с элитой. Последнюю (дворян, церковников,
государственных служащих) он называл
"заклятыми врагами гражданской власти".
"Кто хочет основать республику в стране,
где много элиты, тому надлежит сначала
уничтожить последнюю". Монарх во имя
интересов общества должен в своей государственной
деятельности не руководствоваться моральными
принципами, а обязан использовать обман,
предательство, хитрость и тому подобное.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом
отношении к окружающей действительности,
стала руководством к действию для многих
политиков как средневековой, так и последующих
эпох.
Философия социалистов-утопистов
В
эпоху Возрождения наблюдается
повышенный интерес к проблемам
общества и государства, Церкви. Как
правило, при их изучении философы стремились
опираться на реальные факты, исследовать
положение в конкретном обществе
и государстве, пытались при жизни
изменить ситуацию к лучшему. Однако
часть философов основное внимание
сосредоточила на разработке проектов идеального
государства, где были бы уничтожены все
социальные противоречия и восторжествовала
социальная справедливость. Поскольку
их проекты были сильно оторваны от реальности
и практически неосуществимы, данные философы
вошли в историю как социалисты-утописты.
Утопические учения XVI в. связаны прежде
всего с трудами английского гуманиста
Томаса Мора(1478 — 1535), итальянского монаха
Томмазо Кампанеллы и немецкого реформатора
Томаса Мюнцера.
– Томас Мор
считается основателем утопического социализма.
Ему хорошо были знакомы проблемы реального
государства, так как он профессионально
занимался политической деятельностью:
с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 —
1529 гг. — председателем палаты общин, 1529
г. — лордом-канцлером Великобритании
(высший пост в государстве после короля).
В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник
католицизма за отказ дать присягу королю
как главе независимой от Папы Римского
англиканской Церкви.
Свои идеи по поводу устройства общества
и государства будущего Т. Мор изложил
в произведении "Утопия". Утопия (греч.
— место, которого нигде нет) — выдуманный
остров, на котором находится идеальное
государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
• не существует частной собственности;
• все граждане участвуют в производительном
труде;
• труд осуществляется на основе всеобщей
трудовой повинности;
• все произведенные продукты (результаты
труда) поступают в собственность общества
(общественные склады) и затем равномерно
распределяются между всеми жителями
Утопии:
• в связи с тем, что трудом заняты все,
для обеспечения Утопии достаточно короткого
рабочего дня — шесть часов;
• от трудовой деятельности освобождаются
люди, проявившие особые способности к
наукам;
• самые грязные работы выполняют рабы
— военнопленные и осужденные преступники;
• первичной ячейкой общества является
не кровнородственная семья, а "трудовая
семья" (фактически — трудовой коллектив);
• все должностные лица избираются —
прямо или косвенно;
• мужчины и женщины имеют равные права
(как и равные обязанности);
• жители верят в Бога, существует полная
веротерпимость.
Томас Мор происходил из богатой семьи
королевского юриста. Его гуманистическое
мировоззрение формировалось в Оксфордском
университете, центре тогдашних английских
гуманистов. Как член парламента, он смело
выступает против финансовых махинаций
короля Генриха VIII, против его деспотизма.
Этим он способствовал росту своего авторитета
среди лондонской мелкой буржуазии. На
королевской службе в качестве канцлера
Генриха VIII он становится противником
реформаторских усилий короля.
Творчество Мора является ярким выражением
гуманистического нравственного идеала,
учением о достоинстве человека и его
свободе. Трагические обстоятельства
его смерти как бы предзнаменовали конец
мечтаний о золотом веке, провозглашавшемся
платоновской Академией во Флоренции,
а также крушение «христианского Гуманизма»
Эразма Роттердамского. В своем главном
произведении «Книжка поистине золотая
и равно полезная, как и забавная, о наилучшем
устройстве государства и острове Утопия»
он рассуждает о социальных и политических
проблемах эпохи.
Она написана в форме диалога, в котором
принимаются и отвергаются официальные
политические воззрения. В первой части
работы дается критика английского общественного
устройства, во второй представляются
устройство и жизнь на вымышленном острове
Утопия. Мор не удовлетворялся поверхностным
анализом периода начального накопления
капитала, которое в Англии проходило
весьма жестоко, но стремился к выяснению
социальных причин этого явления. Он считал,
что они коренятся в частной собственности.
"Где имеется частная собственность,
где все измеряется деньгами, - там вряд
ли когда-то станет возможным успешное
осуществление государственных дел",
- писал он. В описанной им стране "Утопия"
все трудятся по своим способностям и
вкусам, а получают все - по потребностям.
В стране нет ни бедных, ни богатых, потому
что все продукты их общего труда принадлежит
всем.
Поэтому следует изменить общественные
отношения, однако это нельзя сделать
лишь законодательным путем. Идеалом,
который он конкретно демонстрирует на
примере отношений на острове Утопия,
были общественная собственность, высокоорганизованное
производство, целесообразное руководство,
гарантирующее справедливое и равное
распределение общественного богатства.
Все люди должны иметь право и обязаны
работать и т. д.
Томас Мор был одним из основателей утопического
социализма. Его творчество является наиболее
важным исследованием о социализме конца
XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист,
его социальное учение соответствует
уровню научного познания того времени.
Свои представления о новом обществе он
не считал фантазией, хотя и осознавал
возможные трудности при их реализации.
Он полагал, что при помощи образованного
правителя его идеи можно реализовать
в ближайшем будущем. В этом также проявлялась
иллюзорность, неосуществимость его учения,
и оно входит в историю мышления как «утопическое».
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые
в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую
место социальную несправедливость и
имели много сторонников среди желающих
изменить мир как в эпоху Возрождения,
так и в будущем.
Заключение
Самое важное открытие
Ренессанса - открытие человека. В античности
чувство рода не благоприятствовало
развитию индивидуальности. Стоицизм,
выдвигая идею личности и ответственности,
и христианство, настаивая на реальном
существовании души, лежащей вне
сферы и юрисдикции мирской власти,
создали новую концепцию личности.
Но социальная система средневековья,
построенная на статусе и обычае,
обескураживала личность, упирая на значение
класса и группы.
Ренессанс пошел дальше моральных установок
стоицизма и духовной уникальности христианства
и увидел человека во плоти - человека
в его отношениях к себе, к обществу, к
миру. Человек стал вместо Бога центром
Вселенной.
Деятели Возрождения сформулировали новые
взгляды на общественную жизнь. Библейские
рассказы о райской жизни Адама и Евы,
о жизни евреев в Земле Обетованной, учение
Августина (Аврелия) о церкви как царстве
божьем на земле уже никого не устраивали.
Деятели Возрождения попытались изобразить
нужное человеку общество без всяких упоминаний
Библии или учения святых отцов. Для них,
деятелей Возрождения, общество - это необходимая
среда жизни человека. Оно не на небе, не
дар божий, а на земле и результат человеческих
усилий. По их мнению, общество, во-первых,
должно строится с учетом природы человека;
во-вторых - для всех людей; в-третьих -
это общество далекого будущего. Наибольшее
влияние на историю философской мысли
и на исторические судьбы европейских
народов оказало учение деятелей Возрождения
на государственное устройство. Это их
учение о монархии и о коммунистическом
строе. Первое из них было идейной основой
утвердившегося позже Абсолютизму, а второе
- способствовало созданию различного
рода коммунистических теорий, в том числе
и марксистского коммунизма.
На фундаменте этой мысли на протяжении
полутора-двух столетия выросла целая
плеяда неповторимых и великих философов
- Никколо Макиавелли, Мартин Лютер, Томас
Мюнцер, Томас Мор .
Список использованной
литературы:
1. Алексеев П. В.,
Панин А. В. Хрестоматия по философии, учебник
- М.: Проспект, 2002.
2. Антонов Е.А. История
философии. Курс лекций. - Белгород, 2000
3. Бердяев
Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.
М., 1989.
4. Коротец И. Д., Штомпель
Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество.
Философия - Ростов н/Дону, Феникс, 1996.
5. Крапивенский
С.Э. Социальная философия. –
М.,1998.
6. Спиркин А. Г. Философия,
учебник - М.: Гардарики, 2001.
7. Философия. Учебное
пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская
Деловая Литература» 1999 г.
8. http://ru.wikipedia.org/
9. http://www.1bitt.ru/