Философская мысль эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

По времени эпоха европейского Возрождения, или Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV—XVI столетия (Италия) и с конца XV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы).
Эта эпоха характеризуется переходом от культуры Средневековья с доминировавшей в ней церковной идеологией к постепенному преодолению духовной диктатуры церкви (хотя в разных странах в различной с

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социокультурные основания эпохи Возрождения………………4
2. Итальянский Ренессанс и европейское Возрождение.
Гуманизм и антропоцентризм…………………………………………8
3. Новое естествознание и натурфилософия:
от геоцентризма к пантеизму………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………19
Ключевые понятия……………………………………………………..20
Проблемный вопрос……………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Вар. 5 Возрождение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Тема 5. Философская мысль  эпохи Возрождения 

     Введение…………………………………………………………………..3

     1. Социокультурные  основания эпохи  Возрождения………………4

     2. Итальянский Ренессанс  и европейское  Возрождение.

     Гуманизм  и антропоцентризм…………………………………………8

     3. Новое естествознание  и натурфилософия:

     от  геоцентризма к пантеизму………………………………………….15

     Заключение………………………………………………………………19

     Ключевые  понятия……………………………………………………..20

     Проблемный  вопрос……………………………………………………22

     Список  литературы…………………………………………………….23

 

      Введение

     По  времени эпоха европейского Возрождения, или Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV—XVI столетия (Италия) и с конца XV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы).

     Эта эпоха характеризуется переходом  от культуры Средневековья с доминировавшей в ней церковной идеологией к постепенному преодолению духовной диктатуры церкви (хотя в разных странах в различной степени) и утверждению примата светской, в основном секуляризованной, освобождающейся от церковного диктата культуры. Эта культура, имевшая в своей основе начальный период перехода к капиталистическим товарным отношениям, не могла не сочетать в себе черты Средневековья и нового нарождающегося общества. Она характеризовалась значительным подъемом в области литературы, искусства, философии и науки.

       Менялась ориентация культуры — от религиозной картины мира до пантеистической, порой научной. Секуляризованный взгляд на мир, правда, еще только освобождавшийся от церковных, религиозных представлений, все больше ориентировался на достижение достойной жизни индивида на Земле, на его свободное духовное развитие. Все чаще подвергались критике религиозные догмы, связанные с потусторонним миром (с «раем» и «адом»). Необходимость в новом подходе к оценке жизни человека привела в конце концов к стремлению возродить, восстановить культурные ценности, господствовавшие когда-то, а именно - в греко-римской культуре.

     Цель  данной работы охарактеризовать философскую  мысль эпохи Возрождения. 
1. Социокультурные основания эпохи Возрождения
 

     В науке принято деление истории  на три периода: Древнюю, Среднюю и Новую историю. Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии и «коперниковским переворотом» впервые оспорило у нее право монопольно определять мировоззрение.

     В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Так, Галилео Галилей сконструировал телескоп и создал первый термоскоп (прототип термометра), Леонардо да Винчи изобрел устройство для свободной подвески церковных колоколов, сводящих к минимуму сопротивление трения, подвижную модель шлюза, строгальный станок, устройство для насечки напильников, многоствольную скорострельную пушку, шариковый подшипник, артиллерийский снаряд со стабилизатором, модели вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана. Наука стала принимать международный характер.

     Широкое развитие мореплавания в поисках  новых земель превратило конец XV - начало XVI столетий в период Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб сделал известным для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519 - 1521 г.г. Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир раздвинулся и сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними рухнула и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Культура и наука все больше приобретали светский характер [6, с. 126].

     Период  завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил  в науке название «эпохи Ренессанса».

     Итак, эпоха Возрождения - это эпоха  зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эти изменения привели к переменам в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т. е. в освобождении общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. «Освобождение от религии различных сфер общества и отдельных индивидов не следует понимать как единственный аспект секуляризации. Секуляризация предполагает и другую сторону этого процесса: утверждение в сознании и поведении индивидов, иных, нерелигиозных норм, ценностей и целей».

     Наиболее  интенсивно этот процесс шел в  среде набирающей силу буржуазии, как класса, нуждающегося в новом мировоззрении. Емкую и лаконичную характеристику произошедшим переменам дал Ф. Энгельс. «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное общество».

     Гегель  оценивал период Возрождения как  время, когда «дух... поднялся до предъявления к себе требования, чтоб он находил  и знал себя действительным самосознанием как в сверхчувственном мире, так и в непосредственной природе». Главная черта этой эпохи «пробуждение самостности духа», и рассматривать ее надо как подготовительный этап к возникновению философии Нового времени.

     Стремление  к возрождению идеалов и ценностей  классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода. Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Опорой служило им искусство древних греков. Однако ренессансный гражданин, ренессансная культура и философия существенно отличаются от античных. Хотя Возрождение и противопоставляет себя Средневековью, оно возникло как итог развития средневековой культуры и поэтому несет на себе ее отпечаток. Античная традиция не просто усваивалась в эпоху Возрождения, но творчески перерабатывалась. Если в средние века ученые и философы, как правило, были служителями Церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, связанная только с наукой и искусством.

     Возрождение было в целом общеевропейским  явлением, но начало и наиболее яркие  его проявления связаны несомненно с Италией.

     Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI - нач. XVII вв. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения средневековой схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не означает полного разрыва между ними [5, с. 233].

     Для новой философской культуры были характерны: 1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов); 2) пантеизм как главный принцип мировоззрения; 3) антропоцентризм и гуманизм.

     В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, «менторской» манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

     Иерархическое представление о мироздании они  предложили заменить на концепцию о  мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей данного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизывает своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.

     Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Без помощи Бога человеку не удастся постигнуть мир. Бог наделяет человека свободой воли, подчиняя его, однако, Божественным заповедям и Божественному руководству. Адам предал эту свободную, но уже отягченную стремлением к греху волю. С тех пор свободная воля человека создала пропасть между ним и Богом. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей безупречной моралью они обязаны предвечному Божественному избранию их к спасению. Это избрание называется Божественной благодатью. Оно не зависит от человеческих поступков, а ведет избранных прямо в рай. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. В связи с этим душа имеет превосходство над ним. Чем полнее игнорирует душа запросы бренного тела, тем это лучше для посмертных судеб человечества [6, с. 127].

     В эпоху Возрождения сам человек  считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

 

      2. Итальянский Ренессанс  и европейское  Возрождение. 

     Гуманизм  и антропоцентризм 

     С XV в. начинается переходная в истории  Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия [9, с. 52].

     Но  самое главное – была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

     Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

     Огромное  влияние на развитие идей гуманизма оказали замечательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения – произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения [9, с. 53].

     Микеланджело  Буонарроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.

Информация о работе Философская мысль эпохи Возрождения