Философская мысль эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

По времени эпоха европейского Возрождения, или Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV—XVI столетия (Италия) и с конца XV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы).
Эта эпоха характеризуется переходом от культуры Средневековья с доминировавшей в ней церковной идеологией к постепенному преодолению духовной диктатуры церкви (хотя в разных странах в различной с

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Социокультурные основания эпохи Возрождения………………4
2. Итальянский Ренессанс и европейское Возрождение.
Гуманизм и антропоцентризм…………………………………………8
3. Новое естествознание и натурфилософия:
от геоцентризма к пантеизму………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………19
Ключевые понятия……………………………………………………..20
Проблемный вопрос……………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Вар. 5 Возрождение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Успехи  в развитии естествознания в немалой  степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

     Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым  следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира [8, с. 113].

     Бог в философии  Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

     Согласно  пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может  иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

     В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В  трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

     Было  бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.

     Натурфилософия  получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем»3. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

     «Бесконечные  миры... все движутся вследствие внутреннего  начала, которое есть их собственная  душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

     Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

     Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед  необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. Решение этой проблемы свидетельствует  о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

     Если  в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

     Видя  в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв. [8, с. 116]. 

 

      Заключение

       Таким образом, к важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:

     - первое место в иерархии живых существ принадлежит человеку, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом;

     - в основе мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения;

     - человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности;

     - философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм;

     - история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей;

     - утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством;

     - возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков;

     - происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают латынь классической древности, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов, снимая налет средневековой тенденциозности;

     - в культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами;

     - хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление;

     - социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.

     Ключевые  понятия

     Ренессанс (Возрождение) — интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру.

     Антропоцентризм (от греч. — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

     Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

     Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности.

     Натурфилософия (от лат. natura — природа) — попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.

     Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

     Пантеизм (греч.  — всё, всякий и бог, божество») — учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.

     Деизм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.

     Скептицизм (от др.-греч.— рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

     Секуляризация  —изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

     Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

     Протестантизм — одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с реформацией 16 в. как протест против католицизма.

     Лютеранство — основное протестантское течение (поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере) в христианстве. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.

     Кальвинизм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в Кальвинизме являются Пресвитерианство, Реформатство и Конгрегационализм.

     Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

     Социальная утопия — нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал.

     Макиавеллизм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.

 

      Проблемный вопрос: В чем состоит особенность пантеизма Н. Кузанского?

     Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

     Философские воззрения Николая Кузанского оказали  воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

     В пантеистической картине мира Кузанского нет места для центра мироздания и для его конечных пределов. Но своеобразным центром мира у Кузанского является Человек.

     Итак, в пантеизме Кузанского, как и во всем возрожденческом пантеизме, своеобразно проявился гуманизм эпохи. Ведь в пантеистической картине мира меняется положение человека в мире. Если в традиционной христианской картине человек был существом земным в противоположность Богу, который обитал «на небе», то теперь получается, что неба, собственно, нет, или оно всюду. А потому нет и дистанции между Богом и Человеком. Человек таким образом наиболее полно воплощает в себе божественную сущность, или, что в данном случае одно и то же, сущность мира.

 

      Список литературы

     1 Алексеев, П. В. История философии  : учебник / П.В. Алексеев. - М.:

     Проспект, 2005

     2 Борисова,  Е.М.  Философия / Е.М.  Борисова,  Н.И.  Джохадзе,  В.Ю.  Ивлев,   Ю.Б.  Смирнов. – М., 2004

     3 Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001

     4 Данильян, О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко В.М.  — М.: Эксмо, 2005

     5 История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В.  Бугая. — М.:  Академический проект: 2005

     6 История философии: учебное пособие для вузов / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; под ред. В.М. Мапелъман,  Е.М. Пенькова. - М.: ПРИОР», 1997

     7 Мареев,  С.Н. История философии: учебное пособие /С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. — М.: Академический проект, 2004

     8 Таркан, И.И. Философия: курс лекций / И.И. Таркан – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

     9 Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. —  M.: Юрист, 2004

Информация о работе Философская мысль эпохи Возрождения