Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения 4
2. Философия Реформации 5
- Мартин Лютер
- Томас Мюнцер
3. Политическая философия 7
- Никколо Макиавелли
4. Философия социалистов-утопистов 11
-Томас Мор
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.40 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                                  3

1.Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения               4     

2. Философия Реформации                                                                                    5                       

- Мартин Лютер                                                                                                     

- Томас Мюнцер                                                                                                      

3. Политическая философия                                                                                   7                                                                    

- Никколо Макиавелли                                                                                                                                                                                          

4. Философия социалистов-утопистов                                                                11                                                    

-Томас Мор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Заключение                                                                                                            14

Список использованной литературы                                                                   15 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

После окончания  Столетней войны (1337-1453) между Англией  и Францией в отношениях между  европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия  для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков  настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического  продвижения вперед. Неуклонно наступала  эпоха Возрождения, Ренессанса.                                    Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов  Европы самым положительным образом  сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни  народов Европы.                                                                                                                   Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие  от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью  сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение  и развитие. Именно в этом кроется  причина того, что арабы из скопища  кочующих племен на протяжении буквально  нескольких десятилетий создали  могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Вплоть до 13 столетия исключительно  арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных  народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря арабам.                               Вернувшись из четырех крестовых походов (1096-1204) крестоносцы принесли в Европу новую для нее культуру. У арабов рыцари научились правилам аристократического поведения ("куртуазности"); в подражание арабам начали более тщательно следить за своим телом: ходить в бани, пользоваться косметикой; развлекаться чтением, игрой в шахматы... А самое главное - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались, пропагандировались. Именно таким образом, благодаря исламу и крестовым походам в Европе начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура да еще с тем довеском, который присоединили к ней арабы. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству.

Особенности философской  мысли деятелей периода Возрождения.

Социально-политические и культурные условия Возрождения  благоприятно повлияли на развитие философской  мысли. В этом плане прежде всего  следует указать на то, что философия  этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться  по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской  мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно  действовать почти все направления  и оттенки античной философии. Здесь  можно было увидеть и очищенный  от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа  Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.                                        Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки.                                                                                                                           Богатство личностного и социального опыта, столь глубоко отличавшее ренессансное общество Италии от общества феодального, в той или иной форме нашло свое отражение в различных гуманистических идеях и учениях. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.                                                                                                                                              Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:                                                                                      • философия Реформации;                                                                                                                                                 • политическая философия;                                                                                                                                                  • философия социалистов-утопистов. 

Философия Реформации 

Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.                                                                                     Предпосылками возникновения данного направления были:                                                 • кризис феодализма;                                                                                                                  • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;                                  • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;                                                                                                                                     • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;                                                                          • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;                                            • распространение в Европе идей гуманизма;                                                                          • рост самосознания личности, индивидуализм;                                                                          • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.                                                                                                                                           В Реформации выделяются два основных течения:                                                                                             • бюргерско-евангелическое;                                                                                                            • народное.                                                                                                                                        Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.                                                                                                                              Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.     

 –Мартин Лютер                                                                                                                  Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.                                                                                                                              Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:                                                                                   • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;                                                                  • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;                                                                                                                       • необходимо упрощение обрядов;                                                                                                                                            • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;                                                                 • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;                                                                                                                                                                                                                                                          • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;                                                                                                                       • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;                                                                                                                                                                 

-Томас Мюнцер                                                                                                                       Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:                                                                                   • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;                                                           • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;                                                                                                  • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;                                                                                                             • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);                                                                                  • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;                                                                                • власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".                                                                                                        В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.                                                              Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.                                                                                         Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:                                                                                                                                              • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;                            • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Информация о работе Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения