Философско правовая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:48, лекция

Краткое описание

Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая , методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

Файлы: 1 файл

Seminar__3_filosofia_prava.docx

— 25.48 Кб (Скачать)
  1. Функции философии права 

 

  Как и любой другой  философской дисциплине философии права присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая , методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия, она определенным образом решает вопрос о сущности права и место в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция философии права находит своего отражения в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, с помощью которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции является оформление права имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывает его основные идеи.

Отражательно - информационная функция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права".

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях , например, свобода, равенство, справедливость , а также о правовой идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления , собственно через разработку правовых установок, в частности такого важного качества культурной личности , как ориентация на справедливость и уважение к праву.

  1. Понятие и значение методологии философии права

Методоло́гия - учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

В современных условиях, когда происходит коренное переосмысление основ правоведения, разработка методологических проблем  философии права приобретает  особое значение. Благодаря таким  исследованиям, во-первых, реализуется методологическая функция философии права относительно правоведения в целом, т.е. более глубоко и систематически рассматриваются методологические проблемы права, во-вторых, создаются предпосылки для решения всех проблем философии права в историческом и теоретическом аспектах. В этом разделе рассматриваются вопросы о понятии и систему методологии права, место философии права в этой системе, особенности метода философии права и классификацию основных типов правопонимания как способов осуществления философско-правовой рефлексии, их особенности, достоинства и недостатки.

Обычно методологии понимаются система методов, применяемых для  исследования той или иной реальности, а также наука об этих методах. Само же понятие «метод» означает путь, способ достижения определенной цели, то есть способ получения нового знания об определенной реальность. Что же следует понимать под методологией права? Можно выделить следующие подходы к интерпретации этого феномена.

Во-первых, научный подход, в рамках которого под методологией понимается система общенаучных и специально-научных методов, применяемых к праву - социологический, кибернетический, системный и др.., А также учение об этих методах. Недостатком такого подхода является то, что он не дает представления о методологии права как о синтетическое знание, поскольку согласно этому подходу отдельные науки, с одной стороны, и правоведение - с другой, существуют якобы сами по себе.

Во-вторых, философский подход, когда под методологии права понимается применение основных принципов и категорий философии к праву. К ним относятся категории диалектики, гносеологические категории, а также категории социальной философии. Но и такой подход не признает никакой новой дисциплины на стыке философии и правоведения.

В-третьих, философско-правовой подход, который предполагает наличие особой дисциплины, выполняет методологическую роль по правоведению в целом. Задачей этой дисциплины является гносеологический анализ различных типов правопизнання и правопонимания.

Последний подход позволяет представить  методологию права как некоторое  синтетическое знание, которое является опосредующим звеном между философией и теорией права, определенный аспект философии права, заключается в  гносеологическом анализе основ  правовой теории. Итак, методология права представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, проявляют себя на всем пути исследования права, а также обоснование такой идеи.

В наше время общепризнанным является представление о комплексности, синтетичность методологического  знания. По мнению Д. Керимова, методология права составляет «общенаучных феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учение о них, обще-и конкретно-научные понятия и методы), произведенных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования ».

Все это дает основания говорить о методологии права в широком  понимании как о комплексе  методологических проблем права  и включить в нее:

1) методологию познания права; 

2) методологию юридической практики, выделяя: 

а) методологию правотворчества;

б) методологию правоприменения.

В свою очередь в рамках методологии  познания права, или методологии  правоведения, следует выделить следующие  уровни:

1) философский, который представляет собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типы правопизнання), а также их сравнение, критику и обоснование;

2) общенаучный, который составляет систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются:

а) собственно общенаучные методы и приемы познания, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также методы: системный, синергетический и др..;

б) конкретно-научные методы - социологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, логический и др.., т.е. знания в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений;

3) специально-юридический, который представляет собой систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой и др..

Важная роль в познании права  принадлежит методу философско-правовой рефлексии. Особенность последнего заключается в прояснении тех  идеальных конструкций, из которых  состоит право, и воображаемом конструирования моделей правовой реальности. Он основан на способности субъекта правосознания к философскому самоанализа, исследования своих отношений с правовой реальностью. Благодаря философско-правовой рефлексии раскрываются содержание права и специфика познавательных процессов, происходящих в нем.

Поэтому в познании методологии  права сосредоточимся на наиболее общем, философском уровне правоведения - методологии философии права. Она  представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с другими сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права, - методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснование. В таком подходе наибольшей степени реализуется методологическая функция философии права.

Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В. Нерсесянц. Такими, на его взгляд, являются: а) легизм б) юснатурализм в) юридический либертаризм. Первый тип представляет собой концепцию позитивистского правопонимания и исходит из отождествления права и закона. Второй тип исходит из противопоставления права и закона, при этом под правом понимаются содержательные требования естественного права (справедливости). Третий тип стремится к синтезу крайних позиций. Он основывается на разграничении права и закона и толкует право как выражение принципа формального равенства (формальной справедливости). Эта концепция имеет значительный методологический потенциал, однако в ней не учитываются достижения современной западной философии права.

Анализ классических и современных  подходов к пониманию права позволяет  классифицировать их на несколько типов: а) правовой позитивизм б) правовой объективизм  в) правовой субъективизм г) правовой интерсубьективизм. Каждый из этих способов осмысления права отражает определенный аспект правовой реальности, а поэтому представляет тот или иной способ обоснования права, поскольку ставит определенный аспект права на передний план, рассматривая право сквозь призму этого аспекта.

Исследуем эти типы правопонимания на основе анализа их мировоззренческо-методологических источников, содержания, достоинств и недостатков, основных форм проявления, а также возможностей и границ решения ими главных вопросов философии права.

  1. Современное состояние философско-правовой науки и проблема определения права

До 70-80 годов нашего века в советском правоведении и марксистско-ленинской  философии господствовало вузьконормативистське понимание права как совокупности норм, установленных или санкционированных государством, которые держатся на принуждении того же государства. И только начиная с 70-х годов происходит расширение вузьконормативистського подхода за счет включения в правовых вопросов проблемы прав и свобод человека, правосознания, намечаются попытки отказаться от отождествления права с государственными предписаниями. Благодаря появлению новых работ по правовой тематике пробивает себе дорогу плюрализм в подходах к пониманию права - наряду с нормативистских пониманием формируется морально-правовая теория (право как система общеобязательных осознанных обществом понятий о праве и обязанности) и социологическая - правом являются общественные отношения. 
Современное состояние развития национального обществознанию тесно связан с процессом интенсификации и расширения исследований по философии права. Свидетельством этого является появление новых учебных пособий и учебников, публикаций, внедрения соответствующих учебных курсов в высших учебных заведениях, подготовка кандидатских и докторских диссертаций, открытие специализированных ученых советов. 
Сегодня мы являемся свидетелями глобальных процессов, происходящих в отечественном обществознании. Считаем, что Причиной такого положения вещей является осознание необходимости пересмотра предварительной мировоззренческой доктрины и поиски новых социально-философских парадигм, а соответственно этому плюрализации методологических подходов к решению философско-правовых проблем. Попробуем выделить основные вопросы современной отечественной философии права. 
Определяющей для современной философии права является идея гуманизации. Разработка этой проблематики является насущной необходимостью современности. Право приобретает людиномирного характера, проявляющееся в признании человека точкой отсчета философии, которое проектируется в признании философией права своим ядром права человека, поскольку представления о праве, которые господствовали до недавнего времени в отечественной науке и которые основывались на нормативистской правопонимании и на единстве права и государства привели к императивности права, видение права как положительного (в понимании предписаний законодателя), а отсюда - к игнорированию правовых механизмов защиты прав человека (суд, адвокатура). 
Еще Кант указывал на такую ​​специфику философского знания, как его ориентированность на человеке. Независимо от того, как мы рассматриваем философию - как знание, как убеждения, независимо от приобретенной ею формы, независимо от материала, который анализируется, - исходной и конечной целью философии является человек. Поэтому предметом философии права является человек, его бытия в контексте социального. Тогда как объектом философии права является идея права, которая сопровождала человечество на протяжении всего его существования, и специфические проявления этой идеи в реальности в тот или иной период времени. 
Что касается проблемы предмета философии права, то она определяется в пределах понятий справедливости, рефлекснисть, гуманность (т.е. человеческих измерений правовых истин). Поэтому ответ на вопрос о предмете философии права предполагает ответ на вопрос: "Что такое право?" И зависит от философской ориентации исследователя, которая, в свою очередь, связана с онтологией и сущностью права. Состояние развития философско-правового знания в рамках постсоветского пространства, в основном, отражает мировую тенденцию развития философии права. Суть этой тенденции заключается в отсутствии одного магистрального теоретически-методологического направления исследования и наличия онтологического плюрализма, обусловленного необходимостью современного человека в разработке новых метафизических горизонтов бытия. Поэтому научная литература по философско-правовых вопросов представляет собой широкую палитру взглядов, мнений и установок, поэтому сегодня и не существует общепризнанного предмета философии права. 
Самым характерным направлением отечественной философии права является феноменологический направление, за предмет исследования берет феномен человеческой жизни, а предметом философии права считает состояние духовной жизни человека. Реализация духовности человека предполагает ее выход за пределы ограничения человеческого бытия. Один из крайних вариантов этого направления постулирует "монаднисть" человека, который способен на самодостаточное, изолированное существование. Так Л. В. Петрова в "Очерках по философии права" сущность права видит в свободе воли человека, а сама идея свободы воли рассматривается ими как предмет философии права.

С. И. Максимов в рамках экзистенциально-феноменологического  направления рассматривает право  как способ сосуществования человека с себе подобными. Для П. Рабиновича "философия права - это система наизагальниших знаний об онтологическом природу и социальную сущность права". 
Ощутимым является сегодня и гносеологизм в философии права, который находит свое выражение в соотношении гносеологии правоведения и философии права. Нельзя согласиться с Д. А. Керимовым, который в "Философия права" утверждает, что общая теория права состоит из двух составляющих - социологии права и философии права, а философию права представляет как "симбиоз общей философии и социологии права". Исходя из такого рассмотрения междисциплинарного положения философии права, Д. А. Керимов дает определения и предмета философии права: "... определение ее (философии права - Авт.) Предмета предполагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками (социологии права и общей философии) , что позволяет выявить общность и различие их назначения и роли в познании права ", и еще" предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. Эта наука имеет не только то важное значение, раскрывающий механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет правильным путем исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но в контексте культуры, исторически развивается, является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории и ее познавательных потенций "подумать о двойном источник философии права - как осознание теории права и как часть философии. Итак, Д. А. Керимов признает за философией права только методологически-познавательную функцию.


Информация о работе Философско правовая мысль Древнего Востока