Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:46, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение основных черт философии эпохи Возрождения. XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром.
Введение
Философия эпохи Возрождения
Этапы эпохи Возрождения
Основные черты философии Возрождения
Заключение
Список используемой литературы
1. Реставрация и приспособление
античной философии к
2. Возникновение собственной
своеобразной философии,
Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407—1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики – это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь – высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.4
Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла – сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.
Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется «высшим благом».
Лоренцо Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо – это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо – это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.5
Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.
Переход к новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в искусстве. По-новому ощущать мир значит по-новому его видеть. В течение нескольких десятилетий изменилась вся изобразительная система искусства, складывавшаяся веками. С другой стороны, искусство сыграло огромную историческую роль в культурном перевороте, произошедшем в эпоху Возрождения. Подтверждением тому служит тот факт, что в течение трех столетий Возрождение понималось только как «возрождение изящных искусств». Да и у современного человека культура Возрождения ассоциируется, прежде всего, с искусством живописи, скульптуры, архитектуры. Ренессансное искусство справедливо считается важнейшим проявлением эпохи. Именно искусство воплотило сущность ренессансного мироощущения: новое положение человека в мире. Художник Возрождения, подобно Творцу, сам творит бытие. Залог успешной творческой деятельности — научное познание законов божественной природы. Для художников Возрождения необходим широкий круг гуманитарных и естественных научных знаний: мифология и история, анатомия и математика, геометрия и черчение. В эпоху Ренессанса умение видеть неотрывно от умения мыслить. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы Возрождения были активными философами, талантливыми писателями и поэтами, смелыми инженерами. Свидетельством тому — поэзия Микеланджело, научные трактаты Леонардо да Винчи, философские размышления Петрарки. Искусство Возрождения стало не только зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, но и инструментом познания. Убежденные в том, что видимый мир подчиняется природным закономерностям, художники стали использовать в своей деятельности научные знания и технические инструменты. Была изобретена техника копирования предметов видимого мира, разрабатывались основы перспективных математических построений пространства. С опорой на эти знания был изобретен метод прямой перспективы в живописи. Художественный метод Средневековья рассматривал предметы последовательно, часто меняя точку взгляда при переходе к другому предмету. Рисунок строился так, как если бы при взгляде на его разные части и глаз менял свое место. У здания, например, могли быть показаны сразу две боковые стены, каждая со своим особым центром перспективы. При этом масштаб каждого отдельного изображения зависел от степени важности его для понимания внутреннего смысла целого. Фигура Богородицы, например, могла быть вдвое выше окружающих ее людей. Приемы построения ракурсов, в которых точка схода лежит не на линии горизонта, а « в глазу зрителя», носят общее название обратной перспективы. Средневековая изобразительная система никогда и не ставила задач иллюзионистских построении, создающих подобие реального мира. Средневековое искусство создавало не подобия, а символы, оно стремилось воплотить не видимый, а сверхчувственный мир. Религиозно-эстетические переживания воплощались в формах условного канонического искусства. Художники изображали не вещи, а их знаки, условные образы. Средневековье выработало свой метод художественного истолкования мира. Предметы в нем рассматривались изолированно друг от друга, последовательно. Точка взгляда при переходе к другому предмету часто менялась. В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Оно обратилось к человеку в реальном мире. «Открытие мира» в литературе и живописи отвечало его восприятию в начале XIV века. Для реалистического жизнепонимания человека Нового времени ценность искусства не в проникновении в мир сверхчувственный, а в отражении реального окружающего мира. Поэтому искусство Нового времени, которое лежит в основе современного художественного видения мира, создает принципиально новые приемы. Новое искусство живописи включало три основных представления: — события, изображаемые на картине, разделялись на два плана: передний и задний, с постепенным заполнением их в дальнейшем промежуточными планами; — размеры тел, яркость тона и отчетливость фигур и границ уменьшаются по мере удаления тел на расстояние; — зрительные лучи, и живописное пространство сходятся в одну точку, которая в ренессансной живописи " обычно совпадает с центром рамы и сюжета. Эти основные требования к перспективе были сформулированы Леонардо да Винчи в его знаменитой «Книге о живописи». Прямая перспектива была известна еще в античности, в V веке до н.э., но применялась в основном в росписи театральных декораций. Не то чтобы греки не замечали присущих нормальному зрению перспективных сокращений, или не сумели вывести соответствующих простых применений из элементарных теорем геометрии. По-видимому, они не применяли правил перспектив из каких-то внутренних побуждений, исходящих из требований чистого искусства. Трехмерность мира и его сходимость в точку бесконечности, то, что нам кажется очевидным и естественным, стало восприниматься в живописи лишь в эпоху Возрождения. Потребовалось не одно десятилетие, пока глаз освоился с новым видением в прямой перспективе. Помимо изобретения прямой перспективы Возрождение открывает новые темы в изобразительном искусстве, создает новые жанры. Не только религиозные, но и мифологические, и исторические сюжеты стали достойным предметом для искусства. «Глаз обнимает красоту всего мира». Эти слова Леонардо могут быть формулой нового зрительного подхода к миру. Такой подход дал повод говорить о светском, мирском характере искусства, который не означал, однако, без религиозности. Религиозное чувство в эпоху Возрождения принимало новые формы, новые облики. Художники Возрождения дорожили миром, в котором жили. Все, чем они любовались в жизни, они считали достойным отражения в изображении священной истории. На полотнах, посвященных библейским сюжетам, мы видим тот мир, которым они любовались: красоту женщин, их изысканные прически и наряды, доблесть и силу мужчин, богатые ткани и великолепные сбруи коней, пейзажи с силуэтами пиний на фоне голубых холмов, нарядные дворцы и роскошное убранство интерьеров, просторные площади итальянских городов. Живописцы писали образы Богоматери с простых женщин, иногда известных в городе, сохраняя черты портретного сходства. Они переносили сцену рождения Марии в интерьер богатого итальянского палаццо, изображали самих себя и своих сограждан за трапезой в Кане Галилейской, в шествии волхвов вместо евангельских паломников показывали роскошный кортеж флорентийских всадников в раззолоченных одеждах, в сопровождении герольдов, конюхов и собак. Жизнелюбие и любознательность художников Возрождения оборачивались часто пристрастием к деталям, к изображению разных предметов, которыми художники заполняли свои композиции, иногда в ущерб цельности сюжета. С предельной тщательностью они выписывали каждую деталь орнамента, каждое перышко в ангельских крыльях, каждый локон на кудрявой головке. На картинах, изображающих сюжеты Священного Писания, мы рассматриваем вазы с цветами, птичек, сложные тканые узоры платьев, драгоценные камни, резные подлокотники кресел, музыкальные инструменты. Искусство Возрождения создавало новую художественную реальность. Этот процесс проходил в русле формирования новой эстетики. Эстетическая реакция на мир, природу, идеи — ядро мироощущения этой эпохи. Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют Золотым веком европейского искусства. Стремление к эстетическому переживанию, эстетическому наслаждению отличает Возрождение от всех других эпох. Ни в одной стране Европы ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство столько стараний и материальных средств, как это было в Италии в период Возрождения. В эту эпоху самыми любимыми были зрелищные развлечения. Итальянцам было на что смотреть Трудно представить великолепие обстановки и костюмов в то время. В дни больших праздников и торжеств залы дворцов, церкви, фасады домов и площади были увешаны и устланы бархатом, парчой, редкими коврами. С высоких потолков каскадом па-дали цветные драгоценные ткани, покрывающие огромные поверхности. Во время процессий в Венеции сотни гондол были украшены алым шелком. Сколько нужно было жемчуга, кружев, бархата, золота, драгоценных камней, чтобы нарядить несколько тысяч человек свиты, следующей за герцогом, когда он объезжал страну! В это время происходят важные перемены в отношении общества к искусству. Церковь и государство остаются традиционными заказчиками произведений архитектуры, живописи и скульптуры, но значительно расширяется круг светских заказчиков из среды придворной аристократии, богатых горожан, расцветает меценатство. При дворах итальянских князей складывается особая культурная среда, в которой взаимодействуют художники и музыканты, поэты и архитекторы Ренессанса. С конца XIV века художники начинают писать об искусстве, создавать трактаты, учебники, обсуждать вопросы теории и практики в литературных произведениях. Возникла теория изобразительного искусства как специальная область знания. Гуманисты внедрили в общественное сознание мысль о творчестве как прообразе всякой свободной деятельности. Понимание искусства, хороший вкус становятся необходимым качеством всякого образованного человека. Художник из средневекового ремесленника превратился в интеллигента. Мастера искусств Высокого Возрождения соответствовали самым высоким требованиям общества. Многие из них были образованнейшими людьми своего времени, отличными математиками, анатомами, теоретиками искусств, писателями, поэтами. Искусство Ренессанса имело такое же всеобъемлющее значение, как для XVII века — философия, для XIX — наука, для XX — техника. Все слои общества были охвачены художественными увлечениями. Во всех сферах деятельности— в мысли, творчестве, политике, быту — чувствуется высокий художественный вкус.
Заключение
Список используемой литературы
1 Монтень М. Опыты М., 1991. С. 12.
2 Макиавелли Н. Государь. М.,1990.С.69
3 Там же. С.49, 54, 55, 69, 70.
4 Лоренир Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
5 Там же. С. 58.