Основные 
идей философии К. Маркса
Работы Маркса сформировали 
в философии диалектический и исторический 
материализм, в экономике — теорию прибавочной 
стоимости, в политике — теорию классовой 
борьбы.
Для понимания основных 
идей Маркса следует прежде всего иметь 
в виду, что по своему первоначальному 
образованию и способу мышления Маркс 
был философом. Примерно до 1848 года он 
развивался почти исключительно как философ 
и как журналист. Политической экономией 
он стал заниматься уже после 30 лет и подходил 
к ней с методологических позиций философа.
Как философ Маркс 
сформировался в значительной степени 
под влиянием работ Г. Гегеля. В основе 
идей Гегеля лежало противопоставление 
«субъективного духа», «объективного 
духа» и «абсолютного духа».
Гегель считал, что 
в движении своей мысли человек может 
подняться с уровня своего субъективного 
мышления на уровень абсолютного умозрения, 
преодолевая систему объективных ограничений. 
Это движение Гегель именовал «феноменологией 
духа», а логику и закономерности этого 
движения — «диалектикой».
Маркс пошёл дальше 
по пути творческой переработки Гегеля 
— он предложил поставить на место умозрительного 
«абсолютного духа» конкретные понятия 
и явления — общество, государство, науку 
и т. п.
Общество, а не бог, 
является более высокой стадией развития 
отдельного человека. Чтобы познать и 
улучшить мир, нужно познать и улучшить 
свое общество. Совершая эту «философскую 
революцию», он нашёл союзника в лице Ф. 
Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что 
только историческое развитие человеческого 
сообщества — а не кабинетный анализ — 
сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка 
зрения нового материализма есть человеческое 
общество, или обóбществившееся человечество», 
«Философы лишь различным образом объясняли 
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить 
его».
В 1848 году выходит «Манифест 
коммунистической партии», в котором Маркс 
и Энгельс уже очень чётко заявляют:
История всех до сих 
пор существовавших обществ была историей 
борьбы классов… Современная буржуазная 
частная собственность есть последнее 
и самое полное выражение такого производства 
и присвоения продуктов, которое держится 
на классовых антагонизмах, на эксплуатации 
одних другими. В этом смысле коммунисты 
могут выразить свою теорию одним положением: 
уничтожение частной собственности.
Иными словами, по мнению 
Маркса и Энгельса, основная причина существования 
эксплуатации — это наличие частной собственности 
и порождаемая ею классовая борьба.
Маркс и Энгельс не 
выделяли в качестве сколько-нибудь существенных 
общественных противоречий ни различие 
языков и культур, ни территориальную 
разобщенность людей. Современное им экономическое 
и социальное развитие показывало, что 
все эти противоречия быстро и успешно 
преодолеваются, в то время как выявленное 
ими, ключевое по их мнению, противоречие 
— в отношении к средствам производства 
и в распределении произведённого продукта 
— напротив, очень быстро усиливается.
Вся дальнейшая теоретическая 
и практическая деятельность Маркса была 
посвящена изучению вопроса противоречий 
в обществе, вызванных отношением собственности.
Уже в самом начале 
своей деятельности Маркс понимал, что 
механическое устранение частной собственности 
само по себе не приведёт к созданию идеального 
общества, что такая попытка может лишь 
привести к возникновению ещё более «грубого» 
общества, чем современное ему:
…Всякая частная собственность 
как таковая ощущает — по крайней мере 
по отношению к более богатой частной 
собственности — зависть и жажду нивелирования, 
так что эти последние составляют даже 
сущность конкуренции. Грубый коммунизм 
есть лишь завершение этой зависти и этого 
нивелирования, исходящее из представления 
об определённом минимуме. У него — определённая, 
ограниченная мера. Что такое упразднение 
частной собственности отнюдь не является 
подлинным освоением её, видно как раз 
из абстрактного отрицания всего мира 
культуры и цивилизации, из возврата к 
неестественной простоте бедного, грубого 
и не имеющего потребностей человека, 
который не только не возвысился над уровнем 
частной собственности, но даже и не дорос 
ещё до неё. Для такого рода коммунизма 
общность есть лишь общность труда и равенство 
заработной платы, выплачиваемой общинным 
капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. 
Обе стороны взаимоотношения подняты 
на ступень представляемой всеобщности: 
труд — как предназначение каждого, а 
капитал — как признанная всеобщность 
и сила всего общества.
— Маркс К. Экономическо-философские 
рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. 
Соч. Т. 42. — С.116-118.
Наиболее полно идеи 
Маркса были изложены в его фундаментальном 
труде «Капитал. Критика политической 
экономии».
Практические последствия 
работ Маркса огромны. Ещё при его жизни 
возник марксизм. Однако практическая 
политика, ссылающаяся на идеи и лозунги 
Маркса, часто сильно расходилась со взглядами 
Маркса на конкретные проблемы.