Основные
идей философии К. Маркса
Работы Маркса сформировали
в философии диалектический и исторический
материализм, в экономике — теорию прибавочной
стоимости, в политике — теорию классовой
борьбы.
Для понимания основных
идей Маркса следует прежде всего иметь
в виду, что по своему первоначальному
образованию и способу мышления Маркс
был философом. Примерно до 1848 года он
развивался почти исключительно как философ
и как журналист. Политической экономией
он стал заниматься уже после 30 лет и подходил
к ней с методологических позиций философа.
Как философ Маркс
сформировался в значительной степени
под влиянием работ Г. Гегеля. В основе
идей Гегеля лежало противопоставление
«субъективного духа», «объективного
духа» и «абсолютного духа».
Гегель считал, что
в движении своей мысли человек может
подняться с уровня своего субъективного
мышления на уровень абсолютного умозрения,
преодолевая систему объективных ограничений.
Это движение Гегель именовал «феноменологией
духа», а логику и закономерности этого
движения — «диалектикой».
Маркс пошёл дальше
по пути творческой переработки Гегеля
— он предложил поставить на место умозрительного
«абсолютного духа» конкретные понятия
и явления — общество, государство, науку
и т. п.
Общество, а не бог,
является более высокой стадией развития
отдельного человека. Чтобы познать и
улучшить мир, нужно познать и улучшить
свое общество. Совершая эту «философскую
революцию», он нашёл союзника в лице Ф.
Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что
только историческое развитие человеческого
сообщества — а не кабинетный анализ —
сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка
зрения нового материализма есть человеческое
общество, или обóбществившееся человечество»,
«Философы лишь различным образом объясняли
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить
его».
В 1848 году выходит «Манифест
коммунистической партии», в котором Маркс
и Энгельс уже очень чётко заявляют:
История всех до сих
пор существовавших обществ была историей
борьбы классов… Современная буржуазная
частная собственность есть последнее
и самое полное выражение такого производства
и присвоения продуктов, которое держится
на классовых антагонизмах, на эксплуатации
одних другими. В этом смысле коммунисты
могут выразить свою теорию одним положением:
уничтожение частной собственности.
Иными словами, по мнению
Маркса и Энгельса, основная причина существования
эксплуатации — это наличие частной собственности
и порождаемая ею классовая борьба.
Маркс и Энгельс не
выделяли в качестве сколько-нибудь существенных
общественных противоречий ни различие
языков и культур, ни территориальную
разобщенность людей. Современное им экономическое
и социальное развитие показывало, что
все эти противоречия быстро и успешно
преодолеваются, в то время как выявленное
ими, ключевое по их мнению, противоречие
— в отношении к средствам производства
и в распределении произведённого продукта
— напротив, очень быстро усиливается.
Вся дальнейшая теоретическая
и практическая деятельность Маркса была
посвящена изучению вопроса противоречий
в обществе, вызванных отношением собственности.
Уже в самом начале
своей деятельности Маркс понимал, что
механическое устранение частной собственности
само по себе не приведёт к созданию идеального
общества, что такая попытка может лишь
привести к возникновению ещё более «грубого»
общества, чем современное ему:
…Всякая частная собственность
как таковая ощущает — по крайней мере
по отношению к более богатой частной
собственности — зависть и жажду нивелирования,
так что эти последние составляют даже
сущность конкуренции. Грубый коммунизм
есть лишь завершение этой зависти и этого
нивелирования, исходящее из представления
об определённом минимуме. У него — определённая,
ограниченная мера. Что такое упразднение
частной собственности отнюдь не является
подлинным освоением её, видно как раз
из абстрактного отрицания всего мира
культуры и цивилизации, из возврата к
неестественной простоте бедного, грубого
и не имеющего потребностей человека,
который не только не возвысился над уровнем
частной собственности, но даже и не дорос
ещё до неё. Для такого рода коммунизма
общность есть лишь общность труда и равенство
заработной платы, выплачиваемой общинным
капиталом, общиной как всеобщим капиталистом.
Обе стороны взаимоотношения подняты
на ступень представляемой всеобщности:
труд — как предназначение каждого, а
капитал — как признанная всеобщность
и сила всего общества.
— Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 42. — С.116-118.
Наиболее полно идеи
Маркса были изложены в его фундаментальном
труде «Капитал. Критика политической
экономии».
Практические последствия
работ Маркса огромны. Ещё при его жизни
возник марксизм. Однако практическая
политика, ссылающаяся на идеи и лозунги
Маркса, часто сильно расходилась со взглядами
Маркса на конкретные проблемы.