Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:19, реферат
Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимости по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, эти черты нормативной модели политической культуры. Однако несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно "гражданская культура" является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что "трансплантация" демократических моделей в страны незападной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым возвратом к авторитаризму, либо постепенной "гибридизацией" режима. Именно поэтому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое копирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.
Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимости по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, эти черты нормативной модели политической культуры. Однако несмотря на идеализированность концепции гражданской культуры, многие политологи признают, что именно "гражданская культура" является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что "трансплантация" демократических моделей в страны незападной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым возвратом к авторитаризму, либо постепенной "гибридизацией" режима. Именно поэтому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое копирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.
политическая культура – постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине "политическая культура" самого понятия "культура" создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга. Понятие "политическая культура" интерпретируется в литературе так же многозначно, как и понятие политики. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, "разлитостью во всем" политическом бытии, как и в целом культуры общества во всем социальном.
В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.
Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического поведения личности и групп, так и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, политические ориентации.
Исследование ориентации на политическую систему в целом начал американский политолог Алмонд, который выделил ориентации на структуры "входа" в политическую систему и "выхода" из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.
Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У.Розенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических объектов.
Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:
а) оценки индивида
государственных органов
б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них – ориентации относительно "входа", оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них – ориентации относительно "выхода".
Второй тип включает ориентации относительно "других" в политической системе:
а) политической идентификации – ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;
б) политических верований (убеждений), отражающих отношение к другим политическим группам в интервале "хорошее – плохое";
в) представлений об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы – о "правилах игры".
В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие в себя:
а) политическую компетентность – оценки индивидом собственных политических "ресурсов", позволяющих ему участвовать в политической жизни и представления о влиянии политики на человека;
б) политическую действенность – представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.
В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представлена в таблице.
Содержание и структура политических ориентаций
Ориентация | Операциональное определение |
Политическая идентификация | Нация граждан; политическое образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко. |
Политическая вера | Готовность сотрудничать с различными группами в различных социальных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т.д. |
Ориентации относительно режима | Вера в легитимность режима; чувства (по поводу) и оценка основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режима. |
"Правила игры" | Как индивид
относится к высказываемым |
Политическая действенность | Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений. |
Политическая компетентность | Частота голосований и других типов политической активности; знание о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике. |
Input=Output-ориентация | Удовлетворенность политикой власти; вера в эффективность "входов" и "выходов" политической системы. |
Понятие политической культуры, предложенное и сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, неоднократно уточнялось и дополнялось многочисленными исследователями данного феномена.
Структура политических ориентаций была представлена нами выше. Рассмотрим такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы и символы.
Политический стереотип – это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются:
1) персонификация события (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);
2) сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);
3) иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);
4) устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющееся ситуации).
Политический миф – это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в том числе и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкивается с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п.
Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:
1) полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;
2) ограниченность – миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;
3) отвлеченность – миф не соотносится с эмпирической действительностью;
4) фундаментальность веры – миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;
5) статичность – миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.
Политический символ – это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Если исходить из концепции Т.Парсона, согласно которой "культура – это упорядоченная система символов", то можно сказать, что политическая культура – это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т.п.). Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией – он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства.
2.2 Функции политической культуры
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
1) идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности;
2) ориентации, объясняя смысл политических явлений;
3) адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
4) интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
Весь комплекс элементов политической культуры – представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другие – исторически сформировалась как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации – главный критерий культурности политической жизни общества.
Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и "правила игры" в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности.
Нормативно-регулятивная система политической культуры призвана обеспечить еще одну, не менее важную функцию культуры – служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти в управления тем обществом, в котором они живут.
Для каждого индивида политическая культура – не только знание быстротекущей политической жизни и не только раз и навсегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия или же непосредственной деятельности в институтах власти и управления общественными делами. Это также овладение навыками коллективной деятельности в сфере властвования и руководства обществом; это, наконец, формирование самодисциплины, предполагающей добровольное следование общественным интересам, целям, реализуемым в политической деятельности.
Если сказать кратко, политическая культура – такая система ценностей, которая создает возможность и обуславливает необходимость действовать на благо общества.
Поскольку политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизационного политического бытия. Верно пишет В.А.Житинев, что "политическая культура – не урок, который можно выучить, не предмет, по которому один раз в жизни и на все время можно получит оценку. Политическая культура – процесс постоянной работы мысли, постоянного познания, осмысления новых факторов и явлений. Экзамен на политическую культуру держит человек (и добавим – все общество, политический строй) на протяжении всей своей жизни".